- Преподавателю
- Начальные классы
- Нанайская сказка Айога
Нанайская сказка Айога
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Таряшинова Е.В. |
Дата | 15.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 2
Урок: Литературное чтение
Тема урока: Нанайская сказка «Айога»
ТДЦ
обучить: познакомить с нанайской сказкой «АЙОГА», учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем, учить умению оценивать поступки героев;
развить: совершенствовать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения, развивать память, внимание, творческие способности.
воспитывать: Воспитывать бережное отношение к родным и близким, к труду, нравственных качеств личности ребёнка.
Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации, презентация со слайдами, интерактивная доска, учебник
Этап урока
СУМ (содержание учебного материала)
МО
ФОПД
Индивидуал. коррекцион. работа
Организационный момент
Актуализация ЗУН
Физминутка
Знакомство с новой темой
Физминутка
Итог урока
Психологический настрой
Урок у нас сегодня необычный и не простой! У нас гости!
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на сегодняшнем уроке! СЛАЙД 1-2
- Сегодня на уроке вы будете оценивать себя и своих товарищей самостоятельно по критериям:
- обобщать и делать выводы
- правильное и осмысленное чтение
- выразительность, артистизм
- умение работать в группе
- высказывать свою точку зрения
- взаимопомощь
- объективное оценивание себя и своих товарищей
Мы с вами в данный момент работаем над разделом, название которого вам необходимо вспомнить.
ЛОФЬОЛКРЕЫН ОТМИЫВ
СЛАЙД 3,4
Конечно же, раздел этот называется «Фольклорные мотивы». Как по-другому можно сказать - фольклор? Что мы с вами изучали в данном разделе? (Составление кластера - работа в парах) СЛАЙД 5
Песенки, пестушки, прибаутки, потешки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки, приговорки, сказки
- Как все это можно назвать одним словом?
Устное народное творчество - что это за произведения? (произведения, созданные народом и передаваемые из уст в уста)
Задание 1. СЛАЙД 6
1 группа
Подумать и вспомнить скороговорки
2 группа
Загадать 2-3 загадки
3 группа
Вспомнить любую пословицу
Так же на уроках литературы мы с вами познакомились со сказками разных народов мира.
- На какие виды делятся сказки?
- Какие этапы выделяются в сказках?
ПРИСКАЗКА, ЗАЧИН, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, КОНЦОВКА.
Давайте немного вспомним прочитанные сказки.
Викторина по изученным сказкам. Слайд 7
На карточке написан отрывок из сказки. Ребята должны его прочитать, назвать какого народа эта сказка, ее главных героев.
Задание
1-Я,лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
-У нас и без тебя тесно.
-Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
2.Лиса и муравей решили вместе посеять пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась: то у неё живот болит то голова, и не работала. Муравей один трудился в поле с утра до вечера
3. Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком (СИВКА-БУРКА - РУССКАЯ СКАЗКА)
Молодцы!
А теперь немного отдохнем, так как нам очень понадобится на уроке внимание, мы поиграем в игру на внимание «Пол, нос, потолок» СЛАЙД 8
Постановка цели урока.
«В каждом живом существе: в тебе, во мне - живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…»
(Шерлок Холмс)
Как вы понимаете смысл этих слов?
Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение. Можно гордиться красотой? СЛАЙД 9
М О Ж Н О Г О Р Д И Т Ь С Я К Р А С О Т О Й ?
Используя знаки под буквами, расшифруйте слово
«АЙОГА»
Сказка «Айога» - нанайская сказка.
СЛАЙД 10-18
-На севере по берегам реки Амура живут нанайцы. Они малочисленная нация. Нанайцы ведут кочевой образ жизни, то есть постоянно переезжают с одного места на другое. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжках. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пословиц, сказок.
Подготовка к восприятию текста.
В тексте нам встретятся новые слова, значения которых нам неизвестно. Кто знает значение Этих слов?
Очаг - устройство для разведения и поддержания огня.
Покоробятся - искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну - мялка-приспособление , чтобы мять кожу.
1.Первичное восприятие сказки. Чтение начала сказки учителем.
-
Инсценировка сказки (отрывок)
- Как вы думаете, что произойдет с Айогой дальше?
3. Чтение заключительной части сказки учителем
4.Обсуждение
Что означает слово Айога?
Что вам понравилось в сказке?
Что удивило? Чем вы огорчились?
- К какому виду сказок относится данная сказка? Почему вы так думаете?
- Почему Айога стала ленивой?
- Как дочь отвечала своей матери?
А как нужно разговаривать с мамой? Родными? Близкими? Друзьями?
- Почему Айога превратилась в гуся?
- Как вы думаете, была ли Айога действительно красивой девочкой?
СЛАЙД 19
-Покажите, как гребут вёслами.
-Покажите, как едут в собачьих упряжках.
- Покажите , как ловят рыбу.
Покажите, как шьют одежду.
В каком жанре написана «Айога» (сказка)
Напишите носиком слово сказка.
Подумайте и скажите, как вы понимаете выражение «КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК», «ДУШЕВНАЯ КРАСОТА»?
- Каким должен быть человек, чтобы его считали красивым?
- Можно ли гордиться красотой?
Выполняйте мою просьбу только тогда, когда я скажу волшебное слово.
-
Словарная работа СЛАЙД 21
Лица двух девочек ( одна- улыбается, другая - со злым выражением лица)
- Как вы думаете, кто из этих девочек Айога, а кто соседская девочка?
На доске слова: ДОБРАЯ, ЛЕНИВАЯ, ВЕСЕЛАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ, ОТЗЫВЧИВАЯ, ЗЛАЯ)
Соотнесите эти слова картинкам.
Айога - ЛЕНИВАЯ, САМОВЛЮБЛЕННАЯ, ЗЛАЯ
Сосед. дев. - ДОБРАЯ, ОТЗЫВЧИВАЯ, ВЕСЕЛАЯ
- Как вы понимаете слова САМОВЛЮБЛЕННАЯ?
ОТЗЫВЧИВАЯ?
Работа с картинками.СЛАЙД 22,23,24.
-
Работа с пословицами: (работа в группах)
Соберите и прочитайте пословицы и выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки. Слайд 25
По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться, да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.
-
Чтение по ролям
Какие действующие лица есть в данной сказке?
Айога, автор, мать, соседская девочка.
Работа в группах
1 группа: выберите в своей группе того, кто будет читать слова автора
2 группа: слова Айоги
3 группа: слова матери
- Как зовут главную героиню сказки? АЙОГА
- Как вы думаете, такие Айоги существуют в нашей жизни?
- В сказке Айога превращается в гуся. А в реальной жизни, что ждет человека, который любит и видит только себя?
ОДИНОЧЕСТВО
ПОМНИТЕ:
Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. СЛАЙД 26
Самооценивание и взаимооценивание, опираясь на критерии.
Д/З. стр. 53-55, читать по ролям, написать письмо
Айоге.
СЛАЙД 27
СЛАЙД 28
П.
П
О-и
Р
О-и.
Р.
Р.
О-и
П
О-и
О-и
ТВ
Р
Р.
Пр.
ТВ
ТВ
Р.
Р.
ТВ
Ф.
Ф
Инд.
Гр.
Ф
Гр.
Ф.
Ф
Гр
Ф.
Ф
Гр.
Ф.
Ф.
Ф.
Гр
Гр.
Гр.
Ф.
Ф.
Оказание помощи учащимся:
Чунееву Д Подборскому