- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок русского языка в 3 классе Правописание ЖИ_ШИ
Открытый урок русского языка в 3 классе Правописание ЖИ_ШИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Иванова Т.Е. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Цели урока. Формировать навыки правописания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. Развивать орфографическую зоркость. Прививать любовь к русскому языку; расширять словарный запас учащихся; развивать речь, мышление. Цель. Формировать умение правильно писать в словах гласные после шипящих, сочетания жи-ши,ча-ща.чу-щу. Ожидаемые результаты: Предметные: - повышение активности учащихся на уроках; - улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы работы учащихся:
- Парная
- Фронтальная
- Проблемное обучение
- Игровые технологии
- Системно-деятельностный подход
- Личностно-ориентированный подход
- Здоровьесберегающая технология
- ИКТ
Урок состоит из семи этапов. Первый этап - организация класса. Второй этап - эмоциональный настрой и мотивация. В основной части проводится работают над стихотворением, подводящим к путешествию. Ребята вместе с учителем беседуют о причинах простудных заболеваний. На протяжении всего урока учитель применяет элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на воспитание бережного отношения к своему здоровью: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация. Ребята путешествуют на корабле. Записи ведут в атласах - путеводителях. В ходе путешествия отрабатывают навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, развивают умения распознавать и правильно писать слова с данными сочетаниями. Для этого используют разнообразные творческие задания: «Доскажи словечко», «Измени слова так, чтобы они называли много предметов», «Вставь пропущенную букву», «Найди лишнее слово», «Найди границы предложений», загадки. Дети путешествуют по островам: «Остров загадок», «Остров ошибок». Преодолевают шторм, справляются с грозовыми тучами. Выполняют самопроверку и самооценку работ. Делают вывод о качестве своих знаний по данной теме. Подводят итог урока. Получают домашнее задание.
Цели и задачи:
-
отработать навыки правописания сочетаний;
-
развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями;
-
развивать мыслительную и творческую деятельность;
-
воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
-
способствовать сохранению и укреплению здоровья через физминутки, дыхательную гимнастику, отдых для глаз, релаксацию;
-
приобщать детей к ЗОЖ.
Урок русского языка. 1 класс. «Планета знаний»
Тема: Повторение. ( Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,.)
Цели урока:
1. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих, формировать умения правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Продолжить формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.
2.Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха, каллиграфически правильного почерка.
3. Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, , учебник «Русский язык» Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной
Цель урока:
Формирование умения проверять данную орфограмму.
Задачи:
Образовательные:
• отработка усвоенного навыка написания данных сочетаний;
Развивающие:
• развитие внимания;
• развитие фонематического слуха;
•
развитие орфографической зоркости;
Воспитательные:
• через обучающую игру воспитывать интерес к русскому языку. Дидактический и раздаточный материал: - веер гласных и согласных букв у каждого ученика; - индивидуальные карточки с пропущенными орфограммами; - плакат по русскому языку для 1 класса на изучаемые орфограммы жи - ши, ча - ща, чу - щу; - рабочая тетрадь по русому языку на печатной основе 1 класс. Русский язык Л.Ф. Климанова.-М.:Просвещение,2011; стр.49-51
Цели урока:
-
Отрабатывать практические навыки написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах.
-
Провести контроль каллиграфических навыков письма в одну линейку.
-
Совершенствовать навыки письма.
-
Расширить словарный запас, работать над развитием речи учащихся.
-
Воспитывать объективность самооценки.
Тип урока: урок повторения и обобщения новых знаний.
Оборудование:
-
мультимедийная презентация к уроку PowerPoint (Приложение 1);
-
мультимедийный проектор;
-
билеты для пассажиров (учащиеся) (Приложение 2);
-
слоги: ЕР, ШИ, НО, ЖИ, ШИ, ЛО, ЖЫ, ШЫ (Приложение 3).
Цель: повторить, систематизацировать и расширить грамматический материал по данной теме
Задачи:
-
актуализировать правила написания слов с буквосочетаниямижи-ши, ча-ща, чу-щу;
-
развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
-
воспитывать уважительное отношение к русскому языку и любовь к животным.
Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи,чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), Словарь русского языка Ожегова, магнитофон и диск с фрагментами песен, чучела птиц. Тип урока:
1. Систематизация и обобщение знаний
2. Структура урока:
3. Комбинированный урок.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент .
Учитель: Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Добрый день!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Добрый день длится до вечера.
Добрый день, девочки!
Добрый день, мальчики!
Пожелаем гостям доброго дня
Дети: Добрый день!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
2. Разминка
3. Минутка чистописания
- ы - и - а - я - у - ю
- Что общего у записанных букв? (Они гласные.)
- Какие из этих гласных можно писать после шипящих согласных?
- Запишем эти сочетания:
- жи - ши - ча - ща - чу - щу
Мотивирует на позитивный настрой:
- Ребята, с каким настроением начнём урок? Настрой на работу.
- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов.
Поднимите фишки
Надо же, я приготовила для вас задание, а кто-то всё перепутал. Я догадываюсь кто это мог сделать ...( а вы узнаете об этом чуть позже) А сейчас вам нужно узнать тему нашего урока. Для этого составьте сочетания из рассыпанных букв. Что у нас получилось? - Правильно.
-Итак, какая же тема нашего урока?
4. Объявление темы и постановка целей урока.
. - Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался?(Ответы детей.)
- Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений.
- Давайте вспомним правило написания этих сочетаний:
-Сегодня на уроке мы будем повторять правописание сочетаний жи -ши, ча - ща, чу -щу
5. . Лингвистическая разминка
Чтение хором, все вместе. (правило чистописания)
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У!
6.Закрепление
1)Правило ЖИ-ШИ
-Интересно, а кто же нам перепутал все буквы? Хотите узнать кто к нам прилетел сегодня на урок? Слайд 3, 4 , 5.
- Кто это?
-Правильно, это Инопланетянин. Он много путешествовал, искал кто же его научит правильно и красиво писать. Даже на луне побывал, но все безрезультатно.
Я решила его пригласить в наш класс «Умников и умниц». Он очень любознательный. Он прилетел из далёкой Галактики. Пролетая мимо нашей планеты, он решил сделать остановку и познакомиться с жителями. Мы ему очень понравились, и наш любопытный пришелец тоже решил научиться нашему языку. У него это быстро получается. Но вот правильно написать своё имя у него ещё не получается и наша с вами задача ему в этом помочь. Познакомьтесь - это Жичуча.
Давайте устроим ему экскурсию. Пригласим его куда-нибудь. Например в зоопарк. Кто из вас бывал в зоопарке. Кого там можно увидеть? Поедем мы туда на…
- Отгадайте загадку:
Пьет бензин, как молоко,
Может ездить далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? Машина.
А встречает нас…..
Есть копытный великан.
Шея, как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. Жираф.
Какое правило мы будем повторять?
Повторение рифмовки
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Задание от него:
а)Игра «Один-много» Образуйте множественное число от слов
Нож.., шалаш.., малыш.., ёрш…, ландыш…, карандаш…,(На слайдах С комментированием устно)
Малыш- Чиж- Ухо- Груша- Карандаш- Морж- Уж-
б)Вставь пропущенные буквы:
Мой лицо и уш….
С водой друж… всегда!
Дыш… свеж…м воздухом!Спать лож..сь рано!
в)Подбери и измени слова(дописать слова)
Душистые
колючие
цветные
густые
проворные
длинные
Слова:ёж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
2)Правило ЧА-ЩА
Отправимся в лес
Всречают нас….
У зайца-….зайчата
У белки-…..бельчата
Повторение рифмовки
Пища, чаща, роща, куча
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча-
Все слова на ЧА и ЩА
Задание от них:
а) Игра «Доскажи словечко»
Коровы-(что делают?)мычат
Цыплята- (пищат)
Львы-(рычат)
Дятлы-(стучат)
Грачата-(кричат)
Сороки-(трещат)
б)Измени в скобках слова так, чтобы они отвечали на вопрос кого?
Увидел (грач)-
Поймал (лещ)-
Слушал (скрипач)-
Видел (силач)-
Ожидал (врач)-
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А!
7. ФИЗМИНУТКА
3)Правило ЧУ-ЩУ
А теперь и мы с вами отправляемся на речку, на рыбалку
Всречает нас….
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Щука.
Повторение рифмовки
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу.
А учу да учу
Все слова на ЧУ и ЩУ:
Чум, чудак, чулок, чурбан.
Щука, чудо и чулан.
Задание от нее:
а) И г р а «Слоговое лото». Составьте слова из слогов:
б)Игра- «Ты и Я»
Ты скачи - Я скачу
Ты плати - Я …
Ты кричи - Я …
Ты прости - Я …
Ты сообщи - Я…
Ты угости - Я …
Ты стучи - Я …
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У!
8.Обобщение (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Ну, что же, ребята, вы молодцы! Теперь наш гость сможет правильно написать своё имя. ( ребёнок записывает Жичуча на доске)
а).Дидактическая игра «Ловкий вратарь».
Игра проводится в виде выборочного диктанта. Класс делится на три команды. Первая команда записывает слова с сочетаниями жи - ши, вто-рая - с сочетаниями ча - ща, тре-тья - с сочетаниями чу - щу.
1.лыжи,мыши, жизнь, ужин, шалаши, груши
2.галчата, роща,чаща, прощай, часто, обещаю
3.чулок, щука, чудо,чугун, выращу, отпущу
Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, чаща, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, плачут, выращу, шалаши, прощай, часто, , чулан, тишина, отпущу, обещаю.
Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями команды
б).- Я вам уже говорила, что наш Жичуча очень быстро всему учится, и он приготовил для вас задания, с которыми ему трудно справиться. Поможем? .
Исправь мои ошибки
Примеры заданий на слайдах.
1.Подчеркнуть слова, которые разделены для переноса правильно.
Ча -йник, пи - щя, вер - ши -на, шиш -ки, жир - аф, тиш - ина, чуд -ов-ище.
2.Малышы ходили в рощю там озеро у берега качялись камышы над водой летали чяйки.
-Ребята, как вы считаете понятно ли мы объяснили нашему гостю правила нашего языка?
-Давайте вспомним, какие буквосочетания мы повторяли?
- Пришла пора прощаться с Жичучей, ему нужно отправляться дальше. Но мы надеемся на встречу с ним на наших уроках.
9.Рефлексия
Итог урока:
- Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?
- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?
10.Домашнее задание:
Записать по два слова:
- с сочетаниями ча-ща - односложные;
- с сочетаниями чу-щу - двусложные;
- с сочетаниями жи-ши - трехсложные.
- Как пишутся буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Слайд 10)
Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.
Что помешало работать лучше?
О чём расскажете дома родителям?
Жилет, животное, живот, Жирафы, живопись, живёт, Шиповник, шины, камыши, машины, карандаши, пища, свеча, туча, роща, саранча, чаща, дача, чулки, чудо, и чугун, чудак, и щука, и ворчун, ищу, пищу, верчу, тащу
Было интересно.
Было немного скучно.
Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
В живом уголке жили ежи и ужи.
У Маши и Миши в чулане жили мыши.
У Ильича удача, есть машина и дача.
У грача грачата пищат.
У врача свеча горяча.