Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Печенева Алена Геннадиевна

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 «Б» классе.
Тема: «Как животные готовятся к зиме»
Цель: познакомить, как животные осенью готовятся к зиме.
Задачи с учетом ФГОС:

  • Обучающие: на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, как животные готовятся к зиме. Расширять кругозор учащихся.
  • Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.



Ход урока 1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все по-порядку на парте сложи,

Каждой минутой своей дорожи



ІІ. Актуализация опорных знаний.


1. Речевая логическая задача. - Совсем недавно ярко светило солнышко, зеленела свежая травка, манил своей прохладой лес. - А что же сейчас происходит в лесу? Послушайте рассказ Н. Сладкова "Эхо".

Стоит на берегу лес.

Густой, как стена.

Крикнешь - лес ответит.

- Эхо лесное спросить могу.

- Ау, ау, ау.

- Листья лесные, куда пропали?

- Опали, опали.

- Птички - певички, давно ли галдели?

- Мы на юг улетели.

- Лягушки и жабы куда подевались?

- Мы в ил закопались.

- Белки и зайцы, про вас не знаем?

- Линяем, линяем, линяем.

- Так что же творится в лесу - мы спросим?

…(Осень, осень, осень).

- А сейчас какое время года?

(зима) слайд

2. - Посмотрите на экран, какой закон нарушен здесь?

(Закон смены времен года)

- Восстановим порядок.

3. Игра «Да, нет»

У вас на столах лежат листочки с таблицами. Я предлагаю вам пять высказываний. Если вы согласны с ними, поставьте -кружок, если нет- треугольник.

  1. Летом солнечно и жарко.

  2. Зимой идут дожди.

  3. Природа бывает живая и неживая.

  4. Растения- это часть живой природы.

  5. В лесу можно шуметь и разжигать костры.

4. Создание проблемной ситуации.

- Проверим.

-- Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира?

- Надо ли нам всё это изучать, пригодится ли это в жизни

- Много вы знаете?

- Всё ли вы изучили?

- Сегодня на уроке узнаем новое, будем применять новое знание на уроках и в повседневной жизни.

Сможете ли вы рассказать, как живые организмы готовятся готовятся к зиме?

- Почему нет точных ответов о том, как птицы и животные готовятся готовятся к зиме?

5. Построение детьми проекта выхода из затруднения - Каким осенним месяцам они соответствуют? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) - Как изменяется неживая природа по месяцам: (Учащиеся дают характеристику каждому признаку) Солнце (положение над горизонтом, светит ярко, но не греет). Температура воздуха (прохладная, утрами заморозки). Состояние неба (ясное, облачное, пасмурное). Осадки (дождь, дождь со снегом, мокрый снег, снег). Вывод:

- В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании) ІІІ Изучение нового материала

  1. Сообщение темы и цели урока

- Как вы считаете, ребята, о чём будем говорить на уроке? Назовите тему.

- Что хотим узнать?

- На какой вопрос сначала ответим? Потом?

- Как можем найти ответы на вопросы? Что нам поможет в изучении темы урока?

Итак, тема сегодняшнего урока- Как животные готовятся к зиме.
- Ой, ребята! (Вынимает конверт из-за двери.) Кто-то прислал нам письмо!

Вот конверт, большой и сине-красный,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся.. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!


Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?


Пишут лисы, пишут лоси, пишут зайцы,

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем, веселей мы будем жить!
- Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным жителям? Узнаем, как они к зиме готовы?
2. Р а б о т а п о - у ч е б н и к у (с. 30)
Откройте учебники на с. 30.С кем мы отправляемся в путешествие? (Миша и Маша) - Ребята, много ли вы встречаете сейчас птиц?

- Почему этих птиц разделили на две группы?

- Назовите птиц на верхнем рисунке. (Журавль, жаворонок, ласточка, скворец.)

- Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные.

- Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами.

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете? ( )

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых

во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв. Летят они по-разному: (косяком, цепочкой, стаей )

- Выясним, почему некоторые птицы улетают.

- Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему?

( Насекомоядные, потому что насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут.стрижи, ласточки)

- Какие птицы улетают потом? Почему?( - Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало. )

- Какие птицы улетают последними? Почему? Последними улетают водоплавающие. В ы в о д: птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других - плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.


- Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

- Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы? (Сорока, синица, воробей, ворона.)

- Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные.

- Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. Мы зимой видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.


- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Сороки, синички, снегири) Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
3. Работа по тетради. - Отметьте рисунки с теми птицами, которые улетают с наступлением холодов из наших лесов. (Улетают ласточки, скворцы, лебеди, журавли, жаворонки, утки.) - Дорисуйте и раскрасьте изображения снегиря и синицы. У снегиря должна быть ярко-красная грудка, черная шапочка, черные хвост и крылья. У синицы - желтая грудка, темно-серые с синим спинка, крылья и хвост. - Остаются ли зимовать с нами синицы и снегири? 4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 30-31). - Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. О каких животных Миша спрашивает свою сестру? (По рисунку видно, что Миша спрашивает о том, как готовятся встретить зиму бабочка, змея, лягушка, медведь, лиса, белочка, ёж, птицы, мышь, заяц.) - С наступлением холодов меньше становится корма для животных. Поэтому некоторые животные запасают пищу впрок. Кто это? (Белка, мышь.) - А другие готовят зимние убежища и впадают в спячку. Это кто? (Медведь, ёж.)

ФИЗМИНУТКА «Хомячок»

- А вы знаете, что Запасы хомяки делают, в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят. Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят их нор тощими.

  1. И г р а «Отгадай животное».
- А теперь, ребята, поговорим о том, как зимуют животные. -Наши ребята провели исследовательскую работу и узнали кое- что интересное о них. Семенов Данил Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. (Медведь.)
Макарова Катя А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле - не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу - мышей-полевок - находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. A вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса.) Ильченко Диана
Олег Иванов Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву - и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер.)
Яковенко Алексей Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму! (Барсук.) Алена Жирова (ВОЛК)
Арина Патрушева, Катя Калюжная (Ежи)
Тамара Карпова (Белка)
Головачев Олег Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц.)
Это интересно А вызнаете, что осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому у них очень красивое имя. Их называют… (пусть малыш придумает свое имя для зайчаток, проявит словотворчество). Похвалите его за любые варианты, а потом сообщите как действительно называют таких зайчат. Их называют вот как красиво - «листопаднички Зайчиха кормит своих зайчат - листопадничков и убегает, оставляя их одних. Зайчатки, затаясь, сидят под кустом. Зачем же зайчиха их бросает? Оказывается, она бросает их, чтобы по ее следам зайчат не нашел дикий зверь! Этим она их спасает! Ведь зайчатки запаха не имеют, и их никто почуять не может. А вот зайчиха имеет запах и ее могут почуять враги!
  1. ОПЫТ «Почему заяц меняет шубку»
«Летом - серый, зимой - белый», - эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет?
III. закрепление изученного 1. Правила поведения в лесу - А где же звери, которые пригласили нас в гости? - Эй, где вы? - Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) - А почему? Правильно, звери могут испугаться. - Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу.

Если в лес пришел гулять,

свежим воздухом дышать,

бегай, прыгай и играй

только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они вам не враги!
- Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. 2. Профессии людей леса. - Ребята, - Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям - хорошо или плохо? - Почему плохо? Почему хорошо? - Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

- Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работник который заботится о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Когда вы пойдете в лес, прихватите с собой кусочки хлеба, немного семечек для птиц, положите все на пенек или кормушку, так вы поможете зверям в лесу.
3. И г р а «Фантастическое животное». - А знаете ли вы птиц? Из частей каких птиц составлено это фантастическое животное? Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспективная начальная школа» Печенева Алена Геннадиевна.

4. Игра "Четвёртый лишний" Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.
1. Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку) 2. Волк, лиса, лось, оленёнок. (Оленёнок - детёныш, все остальные - взрослые)

3. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие)

- Ребята, нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен. Мы с вами хорошо вели себя в лесу, не шумели. И белочка прислала нам подарок из леса! Вот видите, и звери благодарны нам всем. Как хорошо с ними дружить. А подарок - лесные грибочки. Угощайтесь. Угостите наших гостей.

ІV Итог урока .

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили?

- Поднимите руки те, кому было легко и понятно.

- Поднимите руки те, кому было трудно

- Что вызвало затруднения?





Речевая логическая задача 1. Что сказал ежик? «Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка - непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа - ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой естоь нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?

Речевая логическая задача 2. Грибы на ветке.
Юрий Дмитриев «Почему на кусте выросли грибы?»


Почему грибы на елке
На сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком-
У ствола и среди веток
На сучки они надеты!
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка,
Это белкин летний сбор!

Опыты на тему «Как звери готовятся к зиме».

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом - серый, зимой - белый», - эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт.







Конспект открытого урока по окружающему миру

в 1 «Б» классе

«Как животные

готовятся к зиме»











Подготовила: учитель

начальных классов

МКОУ СОШ №11 с.Юца

Печенева А.Г.









2013-2014 уч.год



© 2010-2022