- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок + презентация по окружающему миру по теме «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Урок + презентация по окружающему миру по теме «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Андреева Е.Г. |
Дата | 10.11.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Три состояния воды. Круговорот воды в природе»
Конспект урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационные формы
1. Организационный этап
30 сек.
1. Настраивает на работу
-Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Ведь вы у меня самые умные и добрые дети.
-
Улыбаются друг другу
2.Настраиваются на работу
фронтальная
2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
30 сек.
1. Показывает слайд с ребусом
- Чтобы узнать тему урока, предлагаю вам отгадать ребус. Отгадку вы услышите в этих звуках. (На слайде звучит музыка: журчание воды)
1. Отгадывают ребус.
Фронтальная
25 сек.
2. Задаёт вопросы
-Кто поёт эту хрустальную песню?
-Верно. Сегодня мы будем говорить о воде. Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово "вода"?
2. Отвечают:
- Я думаю, что это вода
- Когда произносят слово вода, я представляю… (ручей, море, реку, озеро, снег, град, иней, родники, и т.д.)
35 сек
3. Рассказывает текст, показывая слайды.
-Посмотрите на слайды. Вы видите, что на Земле большую часть занимают водные пространства - океаны. Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь - это вода. Реки, моря, озёра, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Оказывается, вода умеет совершать удивительные превращения.
3. Слушают текст, рассматривая слайды
1 мин.
30 сек.
4. Знакомит с проблемными вопросами
- Почемучка приготовила для вас вопросы.
- Кто может на них ответить?
4.Читают вопросы:
. - Как образуется пар?
- Как образуются облака?
- Почему идёт дождь?
-При каких условиях образуется лёд и снег?
5.Рассуждают.
- Мы пока не можем ответить на эти вопросы.
3. Формулирование темы урока, задач урока.
3 мин.
1. Просит сформулировать тему урока
-Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?
-Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
1. Рассуждают.
- Мы будем знакомиться с тем, как образуются облака, пар, почему идёт дождь, как образуются лёд и снег.
фронтальная
2 . Помогает в формулировке темы
2. С помощью учителя формулируют тему урока:
Тема: Удивительные превращения воды
3. Помогает в формулировке задач урока
-Что вы должны узнать и чему научиться?
-При каких условиях это получится?
-Кто и что будет нашими помощниками?
3.Формулируют задачи урока:
Узнать:
какие превращения совершает вода в природе
Условия:
- будем работать дружно и быстро;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
Наши помощники:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
-энциклопедии;
- одноклассники;
-учитель
4.Знакомит с планом действий на уроке
-Познакомьтесь с планом наших действий:
4. Читают:
1. Заполним таблицу, работая в паре
3.Закрепим полученные знания в игре
4.Попробуем найти ответы на вопросы Почемучки, работая в группе.
5.Дружно составим схему круговорота воды в природе.
6.Самостоятельно придумаем «Сказку о капельке»
7. Поговорим о том, как сохранить воду чистой.
8.Подведём итог урока.
4.Усвоение новых знаний
7 мин.
-
Знакомит с алгоритмом работы в паре.
- Вам предстоит стать исследователями воды. Для этого вы должны, работая в парах:
-
проделать опыты;
-
заполнить таблицу № 1;
-
сделать вывод о том, в каких состояниях может находиться вода.
1.Проделывают опыты.
2. Заполняют таблицу.
3.Делают вывод о том, в каких состояниях может находиться вода.
Карточка №1:
Проделайте опыт
Ответьте на вопросы
Сделайте вывод:
В каком состоянии находится вода?
1. Рассмотрите внимательно кусочки льда и снега. Потрогайте их на ощупь. Какие они? Нагревайте блюдце со снегом и льдом на огне. Что происходит?
Кусочки снега и льда тают от высокой температуры, образуя воду.
Вода находится в твёрдом состоянии
2.Рассмотрите внимательно воду, налитую в стакан. Перелейте её в другой стакан. В каком состоянии она находится?
Что произойдёт, если этот стакан поставить в морозильную камеру?
Воду в жидком состоянии можно переливать из сосуда в сосуд.
В морозильной камере вода замёрзнет, образуя лёд.
Вода находится в жидком состоянии
3. Протрите мокрой тряпочкой классную доску. Что стало с доской через несколько минут? Почему это произошло? Куда делись капли воды?
В кабинете тепло, поэтому вода испарилась, то есть превратилась в пар - прозрачный, бесцветный газ.
Вода находится в газообразном состоянии
парная
2.Задаёт вопрос
- В каких трёх состояниях находится вода в природе?
4.Отвечают
-Вода имеет три состояния :
↙ ↓ ↘
Твёрдое Жидкое Газообразное
фронтальная
5. Закрепление новых знаний
2 мин
1.Читает стихотворение С. Погореловского "Весенний разговор", показывает движения
- Ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного отдохнём. Я буду читать стихотворение и показывать движения. Вы должны повторять движения за мной. Но после выполнения упражнений, вы должны будете ответить на вопрос:
-О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
1.Повторяют движения
Куда ты несешься, Взмахи руками
Постой, ручеёк, Левой
Побудь, непоседливый, с нами! Правой
- Спешу я, ребята, Левой
Ведь путь мой далек,- Правой
Бегу я на родину, к маме! Двумя руками
- А кто твоя мама? Двумя руками
- Большая волна, Круговые вращения
Волна океана седая, Круговые вращения
О бурях неистовых пела она, Круговые вращения
Меня на груди колыхая. Круговые вращения
Всегда бы ту песню я слушать хотел, Приседание
Но солнце пригрело сильнее - Приседание
И к страннице - тучке Приседание
Я паром взлетел, Прыжок вверх
Понесся по свету я с нею. Прыжок вверх
- Какой ты счастливец! Взмах руками
Увидел с небес. Ладонь ко лбу
Всю Землю с ее чудесами! Ладонь ко лбу
- Да, много в пути Взмах руками
Повидал я чудес, Взмах руками
Но помнил, грустил я о маме. Взмах руками
- Так что же ты к ней Наклон вправо
Не вернулся опять Наклон влево
Веселым сверкающим ливнем? Прыжок вверх
- Жестокая стужа Приседание
Успела сковать, Приседание
Укутать все панцирем зимним, Приседание
Я снегом на землю Прыжок
Упал - и уснул, Приседание
С полями уснул и лесами. Приседание
- А что тебе снилось? Шаг на месте
- Что, славя весну, Шаг на месте
Бегу я на родину, к маме! Бег на месте
И вот я проснулся, Бег на месте
Преграды крушу, Бег на месте
Вперед пробиваюсь упрямо. Бег на месте
Прощайте, ребята, Шаг на месте
Я очень спешу… Шаг на месте
Мы скоро увидимся, мама! Тихо сели за парты
фронтальная
1 мин
2. Задаёт вопросы:
-О каких состояниях воды говорится в стихотворении?
- О каких процессах говорят строки:
-
«Паром взлетел»?
-
«Жестокая стужа сковала»?
-
«Проснулся, преграды крушу»?
2.Отвечают:
-В стихотворении говорится о трёх состояниях воды: жидком, газообразном и твёрдом.
-Я думаю, что так говорится об испарении;
-о замерзании;
- о таянии снега
6. .Усвоение новых знаний
11 мин
5 мин.
1. Знакомит с алгоритмом работы в группе
-Попробуем ответить на вопросы Почемучки, работая в группе. Каждая группа будет искать ответ на один вопрос.
- Предлагаю работать в группах по плану:
1.Распределите роли в группе.
2. Внимательно прочитайте вопрос
3.Самостоятельно найдите ответ при помощи литературы
4.Обсудите ответ в группе.
5.Сделайте вывод о соответствии выдвинутой вами гипотезы
6.Составьте план выступления по теме.
7. Нарисуйте рисунок данного процесса.
7.Составьте по одному вопросу на уточнение и понимание другим группам.
8.Представьте результат своих действий всему классу.
- При составлении вопросов вам помогут карточки № 2:
Я учусь задавать вопросы на применение.
А что получится, если…
Как ты думаешь, что произойдёт, если…
А если представить, что
Как можно сделать следующее…
Я учусь задавать вопросы на понимание
Расскажи своими словами следующее…
Будь добр, опиши следующее…
Объясни, пожалуйста следующее…
Скажи пожалуйста, а какая разница между…
2.Помогает учащимся смоделировать схему круговорота воды в природе.
-Попробуйте на доске из ваших рисунков составить одну общую схему превращений воды в природе.
-Выполните задание № 56 в «Рабочей тетради» на с. 27
- Какой можно сделать вывод?
1. По одному ученику от 4-ёх групп вытягивают вопросы:
1.Как образуется пар?
2.Как образуются облака?
3.Почему идёт дождь?
4.При каких условиях образуется лёд и снег?
2.Работают по плану.
3. Представляют результаты работ
(Примерные выступления)
1. Как образуется пар?
- Водяной пар - это вода в газообразном состоянии. Вода закипает при температуре 90 С. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
2. Как образуются облака?
- С поверхности морей, рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар там охлаждается и образует множество водяных капелек или льдинок. Из этих льдинок и капелек образуются облака.
3. Почему идёт дождь?
- Облака лёгкие, и ветер переносит их на далёкие расстояния. Когда облака становятся тяжёлыми, то вода в виде дождя падает на землю.
4. При каких условиях образуется лёд и снег?
-Вода замерзает при температуре 0 С. и ниже. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Так образуется лёд. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Под действием ветра они превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.
4. Задают вопросы одноклассникам
5.Отвечают на вопросы.
6.Моделируют схему «Круговорот воды в природе»
7.Выполняют задание :
Стрелками показывают, как происходит круговорот воды в природе.
8. Делают вывод, отвечая на вопрос учителя:
-Мы увидели, что вода постоянно совершает круговорот
испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.
самостоятельная групповая
7. Практическое применение знаний
6 мин.
1. Озвучивает задание.
-Попробуйте каждый представить себе, что вы - это капелька воды. Самостоятельно составьте сказку о том, как вы будете путешествовать в этом мире превращений.
2. Иллюстрирует процесс круговорота воды в природе на слайдах
1.Составляют «Сказку о капельке»
2.Один ученик пересказывает сказку.
«Сказка о капельке»
(Примерный текст)
Жили-были маленькие капельки воды: одни капельки весело плескались на волнах в море, другие лежали на листьях деревьев, третьи - просто на земле. А вверху светило яркое солнышко. Капельки, греясь лучами теплого солнышка, становились воздушными и могли летать.
И вот однажды капельки решили полететь к солнцу. Они поднимались все выше и выше. Чем выше капельки поднимались, тем холоднее становился воздух. Капельки мерзли и превращались в маленькие льдинки. Они сбились в кучку и так продолжали подниматься вверх. А снизу к ним в кучку добавлялись новые капельки, и они тоже замерзали. Так получилась туча, которая все росла и росла.
Когда туча стала совсем большой, капелькам трудно было удержаться в туче, и они стали опускаться вниз в виде снежинок. Внизу у земли воздух был гораздо теплее, так как было лето, и маленькие льдинки-снежинки снова превратились в капельки воды. Одни капельки упали в море, реку, другие - на землю, третьи - на деревья.
Но когда наступила зима, и воздух у земли стал холодным, замерзшие капельки опустились на землю снежинками и с нетерпением стали ждать потепления.
Через некоторое время, согревшись, капельки снова пустились в путешествие к солнышку и обратно.
самостоятельная
3 мин.
3. Задаёт вопросы.
-Как вы думаете, пользовались ли наши бабушки той водой, которую мы пьём?
- Чистая ли вода испаряется с поверхности водоемов? Если затрудняетесь, то ответ можете найти в учебнике на с. 122, 2-ой абзац.
- Всегда ли дождевая вода самая "чудесная" и чистая?
-Почему же иногда после летнего дождя листья клубники, томатов желтеют, краснеют, чернеют и растения гибнут? Что может загрязнять воду и атмосферу на Земле?
- Какие действия можете предпринять лично вы, чтобы беречь чистоту воды?
3. Отвечают на вопросы
-Да, благодаря круговороту воды в природе.
-С поверхности водоёмов испаряется чистая вода.
-Человек построил много заводов и фабрик, дым которых содержит ядовитые вещества, и вещества, которые, соединяясь с водой, образуют кислоты и другие вещества. Поэтому и выпадают на землю кислотные дожди. В почву земледельцы вносят ядовитые для сорняков, вредных насекомых вещества, которые смываются дождями в водоемы, загрязняя их. По водной поверхности морей и океанов разливаются нефтяные пятна, отравляя воду и губя жизнь морских обитателей, а через них и человека, потребляющего морские продукты. Все мы связаны на Земле.
фронтальная
8. Информирование учащихся о домашнем задании.
1 мин.
1. Задаёт домашнее задание
Обо всем этом и еще о чем-то новом вы прочитаете дома в учебнике по теме ""Круговорот воды в природе".
Я предлагаю дома вам приготовить сообщение по теме ""Круговорот" отравленной воды".
1. Записывают домашнее задание
фронтальная
9. Подведение итогов урока
2мин. 30 сек.
1.Организует рефлексию
- Вернёмся к теме нашего урока. Что хотели узнать и что узнали? Заполните карточку №3.
Закрасьте колокольчик цветом, который соответствует вашим знаниям.
-Выскажите своё мнение об уроке.
-Спасибо всем за работу.
1. Заполняют карточку
2. Высказывают своё мнение об уроке.
фронтальная