РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ




Проблема развития способностей не нова для педагогики, но до сих пор актуальна. Не секрет, что школу и родителей всегда волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество всегда заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А школа как раз должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребенка. И источником полноценного развития ребенка выступают 2 вида деятельности. 1. УЧЕБНАЯ, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе ; 2. ТВОРЧЕСКАЯ, с помощью которой в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности. Она способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развитием творческих способностей детей нужно начинать заниматься еще в дошкольном возрасте. И если с ребенком изначально не занимались, то в последствии трудно найти подход и заинтересовать ученика. Потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но оказывается такого невмешательства мало, не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут долго сохранить творческие способности. Именно в школьные годы , как утверждают ученые, наступает критический момент детских творческих способностей. И следовательно именно в этот момент как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. И важным приемом ТВОРЧЕСКОЙ деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартные решения. Вот такими приемами пользуюсь в своей работе, чтобы активизировать и развивать творческое воображение: -Даю 3 слова: красный-круглый-кислый. Как правило, дети называют сначала - калина, красная смородина, рябина; затем- красный соленый помидор; -Почему не назвали МЯЧ? -Он же не может быть кислым? -Полейте его соком лимона… И тогда детей «закрутила» фантазия: незрелое яблоко выкрашенное в красный цвет, воздушный шарик облитый соком красной смородины и т.д. Такие задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыкновенные вещи под новым , непривычным углом зрения. Если это не возможно на уроке, то «минуты фантазии» во внеурочное время всегда можно найти, даже на прогулке. - Закончи предложение: Котенок с каждым днем… -Составь предложение: Зима, снег, пушистый… -Составление новых слов из данного слова… -Кто больше подберет рифм к слову Косы- росы, кокосы, альбатросы…. Ручка- тучка, кучка, самоучка… Дети постепенно начинают чувствовать ритм стиха, а это основа для стихосложения: -Продолжи чистоговорку : Жа-жа-жа Есть иголки у…(ежа) и т.д. -Найди слово, которое не рифмуется: бочка - точка-луна-ручка Одуванчик - сарафанчик-кость-карманчик и т.д. Это не у всех получается, и это естественно, но когда получается, сам ребенок иногда удивляется получившемуся. Изучив права ребенка, я предложила несколько номинаций: рисунок, рассказ, стихотворение, поделка из пластилина. Дети должны были раскрыть в своей работе право, которое им больше по душе. Рисунки получились очень выразительными: право на жизнь, на рождение, на учебу, на труд, право на развитие ( кружок «умелые руки») на отдых и т.д. А Эля А. сочинила такое стихотворение: У меня свои права Получила их с рожденья: Право жить, еще учиться, Отдыхать и веселиться. Маму с папою любить И для них послушной быть. Эти работы мы отослали на конкурс по правам ребенка и они были удостоены первых мест в нашей возрастной категории. Далее они были отправлены на областной конкурс. Максим А.: Вот и солнышко проснулось, На привет мой улыбнулось. Вышло из-за тучки И обогрело лучиком. Егор М.: Весна идет. Ура! Ура! Весна пришла и рада детвора! Я не ставлю цель научить писать стихи. Этому научить невозможно. Но сам процесс стихосложения - это начальный этап в развитии творческих способностей детей. Для каждого нахожу слово - поддержку, чтобы не обидеть и никак не унизить ребенка. Знакомясь с загадками, предложила детям самим придумать загадку. И это творчество до сих пор продолжается. Им очень хочется, чтобы я их загадку загадала детям, и обязательно записала в творческую тетрадочку первоклассников.( я веду ее 3 года) 1.Если белье повесить без них, Сразу белье упадет вниз…(прищепка) 2. Друг, но не человек. (собака) 3. Мы ведь дружная семья-это раз, Убирать мы любим класс-это два, На пятерки мы напишем - это три, Кто же мы? (ученики) 4. Над рекой цветной мост повис. (радуга) 5.Собираю домик я Из чего же это я? Из чего? Из чего? Вы скажите, из чего? (из кубиков) и др. Мы пробовали силы и в написании сочинений о маме. Предложила признаться в любви к самому дорогому человеку. Сочинения получились очень искренние. При подготовке к утренникам, развивается театральное творчество детей. Они по-другому раскрываются в своей роли. Роль помогает увереннее чувствовать себя в общении со сверстниками. Дети любят праздники за радость, которую они дарят. Принимая участие в подготовке праздника, дети реализуют свои скрытые возможности. На занятиях по развитию речи придумывали с детьми рассказы и сказки по заданному началу - каждый добавлял по 1 предложению и направлял сюжет по своему руслу, давая новый ход мысли и фантазии. На занятиях по ручному труду развитие творческих способностей идет в разных направлениях: -Конструктор-механик : дети самостоятельно собирают недостающие детали поделки ( ручку, кузов, спинку стула, и т. д.) При сборке человечка детям необходимо было придать движение рукам и ногам: «бежит», «идет», «делает зарядку» и проч. -Конструктор - большие формы- сборка «машина», «корабль», «мотоцикл», «мост», «дома» и др. -Развитие моторики пальцев рук и фантазии на занятии «Путешествие с пуговкой» (дети выкладывают «рисунок из пуговиц» по заданной теме) «Эта чудесная снежинка», «Цветок в подарок», «путешествие на паруснике» и т.д. -Аппликация - один из распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Она способствует развитию художественного видения природы, чувства формы, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение. -Работа с природным материалом - кладовая для развития фантазии , творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Пусть поделки не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения . Воображение -самый главный помощник в творчестве. Развитие этой способности обогащает человека независимо от возраста. -Работа по шитью, вышиванию привлекает ребят своими результатами .Сколько радости они получают от сделанной своими руками салфетки, прихватки и проч. Не меньше удовольствия получают дети от сделанного своими руками подарка для родителей. Особую значимость в работе придает то, что изделия выполненные из отходов - упаковок, бутылок, банок- служат в быту. А это является прекрасным еще воспитательным моментом.
Мир детства - прекрасная планета, жители которой много знают, много понимают, но у них мало жизненного опыта. И приобретают этот опыт они в своей деятельности, проходят школу жизни, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям. Работая над развитием творческих способностей учащихся, должны помнить, надо быть терпеливым и не ждать « быстрых» результатов, они обязательно будут, не надо торопить события. Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ - дело очень деликатное. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, и нельзя детей делить на «талантливых» и «остальных».


© 2010-2022