- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа по внеурочной деятельности Краеведение (1-3 класс)
Образовательная программа по внеурочной деятельности Краеведение (1-3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстикова Л.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
по внеурочной деятельности
«КРАЕВЕДЕНИЕ»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Программа рассчитана на 1, 2, 3 года обучения
Автор:
Толстикова Людмила Александровна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44» г.Перми
Пермь,2016
Пояснительная записка
Настоящая программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения для учащихся начальной школы. С учётом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать кружковую работу, анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, расписание занятий, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение, в котором приводится дополнительная информация. Предмет «Краеведение» имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём. Знать свой край, любить и беречь - это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание. Предмет «Краеведение» раскрывает с экологической точки зрения многие стороны жизни Человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре нашей области. Одна из наиболее актуальных проблем предмета - научить жить на Земле, жить друг с другом в гармонии, начиная с самого раннего возраста, чтобы наш край попал в заботливые и надёжные руки. Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье - это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота. Познакомить детей, как в нашем уникальном крае появились люди, как складывались их отношения с окружающим миром, как развитие цивилизации повлекло за собой возникновение экологических проблем и как, наконец, здоровая среда обитания и здоровье человека стали оцениваться как национальное достояние. Судьба нашей планеты, - а значит и Прикамья, и каждого из нас, - зависит от наших отношений друг с другом, с природой, со всем окружающим миром, от наших знаний и наших поступков.
Общие сведения о коллективе
1 год обучения: - наполняемость группы не менее 15 человек, - основной возраст - 7 - 8 лет (1 класс), - количество общих часов - 144 в год (4 часа в неделю). 2 год обучения: - наполняемость группы не менее 13 человек, - основной возраст - 8 - 9 лет (2 класс), - количество общих часов - 216 в год (6 часов в неделю). 3 год обучения: - наполняемость группы не менее 11 человек, - основной возраст - 9 - 10 лет (3 класс), - количество общих часов - 216 в год (6 часов в неделю)[1]. Занятия проводятся на базе МАОУ «СОШ № 44».
Цели и задачи
Цели курса: - Формирование гуманистического мировоззрения, экологической культуры у детей; - Привитие у детей любви к природе, разумного и бережного отношения к ней; - Ознакомление детей с историей своего края. Задачи курса: 1) Образовательные: - Познакомить детей с историей и культурой своего края; - Рассмотреть экологические вопросы; - Изучить литературу о знаменитых людях Прикамья; - Научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения. 2) Развивающие: - Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях; - Развивать интерес к окружающему миру. 3) Воспитательные: - Воспитывать у детей желание к совместной деятельности; - Вовлечь детей в творческую трудовую деятельность через занятия кружка; - Пробудить стремление вести здоровый образ жизни (улучшение психологического и физического состояния детей); - Воспитывать у детей чувство патриотизма; - Привить детям нравственно-логическую культуру.
Формы и методы учебно-воспитательного процесса
Формы занятий: групповые. Формы деятельности: беседа, анкетирование, практическое занятие, дискуссия, экскурсия, презентация по ИКТ, видеопросмотр.
Формы и методы контроля
- Формами контроля являются: Наблюдение за поведением детей, опрос, таблица отзывов детей, анкетирование, викторина, конкурс, дневник наблюдений, выставка, контрольный урок, тестирование, творческое задание. - Критерием эффективности программы является уровень развития знаний, умений и навыков по предмету.
Предполагаемый результат
По окончании 1 учебного года учащиеся должны: ЗНАТЬ: - Родословие; - Свой адрес; - Свой район; - Пермских детских писателей (Л. Кузьмин, Е. Трутнева); - Растительность пермских лесов; - Известных людей г. Перми. УМЕТЬ: - Выполнять правила поведения в окружающей обстановке; - Подбирать материал по теме. ИМЕТЬ: - Желание вести ЗОЖ.
По окончании 2 учебного года учащиеся должны: ЗНАТЬ: - Историю возникновения города; - Достопримечательности города; - Пермских писателей (Л. Давыдычев, В. Воробьёв); - Животных Прикамья; - Знаменитых людей г. Перми. УМЕТЬ: - Участвовать в конкурсах, мероприятиях; - Выпускать альбомы, газеты с материалами о Прикамье; ИМЕТЬ: - Желание вести поисковую работу.
По окончании 3 учебного года учащиеся должны: ЗНАТЬ: - Природу Прикамья; - Заповедные места; - Народы Прикамья; - Народное искусство Прикамья; - Замечательных людей Прикамья; - Геологию; - Экологию. УМЕТЬ: - Вести исследовательскую работу; - Писать рефераты и делать сообщения; - Выпускать кружковые газеты, кроссворды, экологические плакаты; - Писать отзывы о мероприятии. ИМЕТЬ: - Стремление к изучению своего края и охране природы.
Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение: - Литература для обучающихся; - Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.); - Медикаменты; - Телевизор. 2. Методическое обеспечение: - Программа кружка; - Методическая литература; - Энциклопедии; - Флаг, герб, гимн Перми; - Видеоматериалы. 3. Нормативные документы: - Списки детей и сертификаты, сведения о детях; - Журнал.
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
№
Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Знакомство с предметом;
2) Правила ТБ.
6
4
2
Беседа.
Анкетирование.
Тестирование.
2
Пермский край.
1) Малая Родина;
10
7
3
Беседа.
Практическое занятие.
Опрос.
Выставка.
Викторина.
2) «Семья»;
10
7
3
3) Район;
10
7
3
4) «Моя улица».
10
7
3
3
Пермские писатели.
1) Л. Кузьмин;
6
4
2
Беседа. Практическое занятие. Дискуссия.
Опрос.
Наблюдение.
Конкурс.
Выставка.
2) Е. Трутнева;
6
4
2
3) А. Тумбасов;
7
4
3
4) Б. Ширшов.
7
4
3
4
Растительность пригородных пермских лесов.
1) Хвойные деревья;
8
5
3
Беседа. Практическое занятие. Экскурсия.
Опрос.
Выствка.
Контрольный урок.
Таблица отзывов.
2) Лиственные деревья;
8
5
3
3) Кустарники;
8
5
3
4) «Это интересно».
8
5
3
5
Известные люди.
1) Пермяки - герои ВОв;
30
25
5
Экскурсия.
Беседа.
Дискуссия.
Опрос.
Таблица отзывов.
2) Трудовой подвиг.
8
4
4
6
Итоговое занятие.
Анкетирование.
2
-
2
Анкетирование.
Анализ ответов.
Итого:
144
97
47
Содержание программы
(1 год обучения)
1. Вводное занятие.
1) Знакомство с предметом: Зачем необходимо знать свой край? Ознакомление с программой. 2) Правила ТБ. Правила ТБ на занятиях, экскурсиях и в быту. 2. Пермский край.
1) Малая Родина: Преобразование маленькой деревни в город. Посещение места возникновения города. Подготовка сообщений.
2) «Семья»: Составление родословной по фотоальбомам, рисункам. Подготовка рассказов о своей семье.
3) Район: Почему он так назван: «Дзержинский»? Сообщения о районе. Какие заводы, учебные заведения, памятники есть в районе. Экскурсии к памятным местам (к бюсту Дзержинского на площади ул. Хохрякова). Викторина о районе. 4) «Моя улица»: Беседа об улицах, на которых живут учащиеся. Что находится на этих улицах, почему они носят такое название. Экскурсия по проспекту Парковый. Наблюдение за новостройками. Рисунки детей «Моя улица» - выставка. 3. Пермские писатели.
1) Л. Кузьмин: Биография писателя. Чтение его произведений и стихов: «Башмаки - простаки», «Капитан Коко и Зелёное Стёклышко», «Шагал один чудак». Составление кроссворда по книгам Кузьмина.
2) Е. Трутнева: Биография писательницы. Чтение стихов Трутневой. Конкурс на лучшего чтеца.
3) А. Тумбасов: Чтение книг писателя: «Смелый гриб», «Дрёма луговая», «Капельки». Обсуждение прочитанного. Конкурс рисунков - выставка. 4) Б. Ширшов: Биография писателя. «100 загадок» Шишова. Разгадывание загадок. Чтение стихов о своём крае Ширшова. Выставка книг писателей. 4. Растительность пригородных пермских лесов.
1) Хвойные деревья: Названия деревьев, их отличительные черты. Охрана деревьев. Выставка рисунков «Хвойные деревья». Экскурсия в парк. Игра «Найди дерево по названию».
2) Лиственные деревья: Разновидность лиственных деревьев. Гербарии. Экскурсия в парк. Выставка рисунков. Подготовка сообщений о пользе деревьев.
3) Кустарники: Кустарники и травы. Редкие растения. Полезные растения. Ядовитые растения (вороний глаз, волчеягодник и т.д.). Охрана растений. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Экскурсия в парк. 4) «Это интересно»: Мифы и легенды о растениях. 5. Известные люди.
1) Пермяки - герои ВОв: Изучение материалов о героях края. Встреча с участниками фронта. Выезд к мемориалу «Скорбящая мать». Улицы, названные в честь героев фронта и тыла. Подготовка сообщений о родственниках, которые работали в тылу или были на войне. Изготовление поздравительных открыток ветеранам. 2) Трудовой подвиг: Подготовка сообщений о труде своих бабушек, дедушек в тылу. Чтение литературы о трудовом подвиге пермяков в тылу в годы ВОв. Просмотр слайдов. 6. итоговое занятие. Анкетирование: Выявление ЗУН за 1 год обучения путём анкетирования. Анализ ответов. Наметить задачи на 2 год обучения.
Учебно-тематический план
(2 год обучения)
№
Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Знакомство с программой на год;
2) Правила ТБ.
6
4
2
Беседа.
Анкетирование.
Тестирование.
2
Пригородные пермские леса.
1) Деревья и кустарники города;
4
2
2
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Викторина.
Выставка.
2) Лесная зона в парке «Балатово»;
4
2
2
3) «Лесная аптека»;
4
2
2
4) «Ядовитые растения»;
4
3
1
5) «Это интересно».
4
3
1
3
Основание города Пермь.
1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи;
10
5
5
Беседа.
Экскурсия.
Опрос.
Тест.
2) Улица Сибирская;
10
5
5
3) Улица Покровская;
10
5
5
4) Герб, гимн, флаг;
6
4
2
5) Администрация края (губернатор, мэр).
8
5
3
4
Достопримечательности города.
Музеи и театры Перми.
34
12
22
Презентация.
Экскурсия.
Беседа.
Таблица отзывов детей.
Выставка.
5
Пермские писатели.
1) А. Н. Спешилов;
10
8
2
Практические занятия.
Беседа.
Экскурсия.
Викторина.
Опрос
Выставка.
2) В. воробьёв;
10
8
2
3) Л. Давыдычев;
10
8
2
4) Книжкина неделя;
6
4
2
5) Главная библиотека Прикамья им. Горького.
10
8
2
6
Животные Прикамья.
1) Крупные животные;
10
6
4
Видеопросмотр.
Практические занятия.
Экскурсия.
Беседа.
Опрос.
Тестирование.
2) Средние животные;
8
6
2
3) Мелкие животные.
8
6
2
7
Пермяки в годы ВОв.
1) Пермяки - герои СССР;
12
10
2
Экскурсия.
Практические занятия.
Беседа.
Опрос.
Наблюдение.
2) «Боевые ордена в моей семье»;
12
9
3
3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв.
12
9
3
8
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.
4
2
23
Тестирование.
Анализ ответов.
Итого:
216
136
80
Содержание программы
(2 год обучения)
1. Вводное занятие.
1) Знакомство с программой на год: Знакомство с программой на 2 год обучения. Выявление уровня знаний путём анкетирования. 2) Правила ТБ: Беседа по правилам ТБ на занятиях. 2. Пригородные пермские леса.
1) Деревья и кустарники города: Знакомство с флорой Пермского края. Подготовка сообщений. Игра «Найди дерево по названю». 2) Лесная зона в парке «Балатово»: Экскурсия в парк «Балатово». Разнообразие деревьев и растений.
3) «Лесная аптека»: Лекарственные растения (зверобой, крапива, тысячелистник). Гербарий. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Написание рефератов.
4) «Ядовитые растения»:
Разновидность ядовитых растений (мухомор, волчьи ягоды, вороний глаз и т.д.). Предотвращение отравления. Первая медицинская помощь при отравлении. 5) «Это интересно»: Редкие растения, занесённые в красную книгу (орхидея, прострел (сон-трава), лиственница). Что означает «Красная книга»? 3. Основание города Пермь.
1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи: Возникновение города Пермь. Основатель - В. Н. Татищев. Экскурсия по городу, посещение памятника Татищеву. Губернский город Пермь. Подготовка сообщений. Экскурсия на место «Пермская диорама». Составление кроссворда.
2) Улица Сибирская: Первая главная улица - Сибирская. Название улицы после революции - ул. К. Маркса. Экскурсия в старинные учреждения: Городской театр (ныне Театр оперы и балета), Дом благородного собрания (клуб УВД), Казённая палата (администрация города), Александровская мужская гимназия (корпус мед. академии).
3) Улица Покровская: Знакомство с главной улицей города - ул. Ленина (ранее - ул. Покровская). История названия. Покровский собор (ныне здание фарм. академии). Пешеходная экскурсия по ул. Ленина. Крупные старинные дома: Особняк купца Грибушина (дом учёных), церковь Марии Магдалины (институт генетики), духовное училище (институт искусства и культуры). Кинотеатр «Триумф» - один из самых старых кинотеатров.
4) Герб, гимн, флаг: 5) Администрация края (губернатор, мэр): Администрация города, края. Выпуск газеты с материалами о Прикамье. 4. Достопримечательности г. Перми. Музеи и театры Перми: История театров. Экскурсии в музеи и театры (краеведческий музей, художественная галерея, театр кукол, ТЮЗ, театр драмы, цирк). После посещения - обсуждение, составление таблицы отзывов. Выставка рисунков. Оформление фотовыствки. Написание сочинений о впечатлениях от экскурсий. 5. Пермские писатели.
1) А. Н. Спешилов: Чтение сказок. Рисование иллюстраций к сказкам. Выставка работ.
2) В. воробьёв: Чтение сказок. Инсценировка сказок. Викторина.
3) Л. Давыдычев: Книги: «Жизнь Ивана Семёнова», «Эта милая Людмила». Обсуждение прочитанного. Отзывы о прочитанном.
4) Книжкина неделя: Проведение праздника книги. Оформление выставки. 5) Главная библиотека Прикамья им. Горького: Экскурсия в библиотеку. 6. Животные Прикамья. Просмотр слайдов и видеофильмов о животных. Работа с энциклопедиями. Подготовка сообщений. Экскурсия в парк «Балатово» к месту обитания белок.
1) Крупные животные: Лось, медведь, кабан, олень. 2) Средние животные: Рысь, волк, лиса, заяц. 3) Мелкие животные: Белка, соболь, бобр. 7. Пермяки в годы ВОв.
1) Пермяки - герои СССР: Работа с литературой - поиск материалов о героях. Экскурсия к памятным местам. Экскурсия в краеведческий музей.
2) «Боевые ордена в моей семье»: Написание сочинений «Боевые ордена моих родственников». Изготовление и рассылка поздравительных открыток с Днём победы пожилым людям. Встреча с ветеранами. 3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв:
Запись воспоминаний своих бабушек и дедушек о том, как они трудились в тылу. Поисковая работа.
8. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Тестирование по курсу «Краеведение» за 2 год обучения.
Учебно-тематический план
(3 год обучения)
№
Образовательный блок
Тема
Количество часов
Формы учебных занятий
Формы подведения итогов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1) Ознакомление с программой 3-го года обучения;
4
3
1
Беседа.
Наблюдение.
Анкетирование.
Тест.
2) Составление плана работы;
2
2
-
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях.
2
1
1
2
Знакомьтесь: «Пермская земля».
1) Где она?
3
2
1
Беседа.
Практические занятия.
Экскурсия.
Опрос.
Выставка.
2) Какая она?
3
2
1
3) Символы земли пермской;
2
1
1
4) Заповедники Прикамья;
4
2
2
5) Крупные города Пермского края.
4
4
-
3
Человек и природа.
1) Первые люди в Прикамье;
8
8
-
Просмотр видеофильма.
Беседа.
Творческое задание.
Выставка.
2) Наскальные изображения на Вишере.
8
6
2
4
Геология.
1) Визитная карточка древнего Пермского края;
4
2
2
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Выставка. Выпуск газеты.
Творческое задание.
2) Кунгур. Ледяная пещера;
8
2
6
3) Кладбище пермских ящеров;
6
6
-
4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы;
6
4
2
5) «Чёрное золото Прикамья».
4
2
2
5
Климат Прикамья.
1) Основные климатические характеристики;
6
3
3
Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Наблюдение.
Дневник наблюдений.
2) «Народная мудрость гласит».
6
4
2
6
Воды края.
1) Край рек;
6
4
2
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Отзывы детей.
2) «Кама - Перми начало»;
8
4
4
3) «Знаете ли вы, что…».
6
4
2
7
Почвы.
1) «Почва - наш защитник»;
8
6
2
Беседа.
Практическое занятие.
Опрос.
Наблюдение.
2) Зона рискованного земледелия;
6
4
2
3) «Народная мудрость гласит».
6
4
2
8
Растительный мир.
1) Край, богатый лесами;
8
4
4
Беседа. Презентация по ИКТ.
Экскурсия.
Опрос.
Наблюдение.
Викторина.
Тестирование.
2) «Это интересно…»;
8
6
2
3) «Симбиоз - это надежда».
4
2
2
9
Становление культуры в Прикамье.
1) Слияние человека с природой;
6
4
2
Экскурсия.
Опрос.
Отзывы детей.
Выставка.
2) Крестьянский дом;
10
2
8
3) Художественные ценности края;
8
4
4
4) Пермская деревянная скульптура.
6
2
4
10
Путь к цивилизации.
1) Хозяева земли Пермской;
5
5
-
Беседа.
Экскурсия.
Практическое занятие.
Наблюдение.
Опрос.
Выставка.
Отзывы детей.
Анкетирование.
2) Экология Перми;
6
4
2
3) Центр культуры;
6
2
4
4) Взгляд в будущее.
3
3
-
11
Замечательные люди Прикамья.
1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк).
16
10
6
Экскурсия.
Беседа.
Выставка.
Отзывы детей.
12
Солдатская судьба.
1) Александр Покрышкин;
4
2
2
Беседа.
Конкурс.
Опрос.
Анализ выступления.
2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения).
8
6
2
13
Итоговое занятие.
Беседа о курсе «Краевед».
4
2
2
Викторина.
Тест.
Итого:
216
136
80
Содержание программы
(3 год обучения)
1. Вводное занятие. 1) Ознакомление с программой 3-го года обучения; 2) Составление плана работы: Составление плана работы с учётом пожеланий детей. 3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях: Инструктаж ТБ во время проведения занятий и экскурсий. 2. Знакомьтесь: «Пермская земля». 1) Где она? Знакомство детей с расположением Прикамья на карте. Когда образовалось Прикамье. 2) Какая она? Какая она? Большая или маленькая. Площадь Прикамья. 3) Символы земли пермской: Рассказ о 1-м, 2-м, 3-м - новом гербе 1995 г.. Рисование гербов. Подготовка к выставке рисунков гербов. 4) Заповедники Прикамья: Знакомство с заповедниками Прикамья: Вишерским, Басеги. Чтение тематической литературы. Экскурсия в ботанический сад. Знакомство с основателем - профессором Пермского университета Вороновым Г. А. 5) Крупные города Пермского края: Рассказ о крупных городах Пермского края: Кунгур, Усолье, Соликамск, Оса, Лысьва. 3. Человек и природа. 1) Первые люди в Прикамье: Показ видеофильма. Сбор материала о первых людях Прикамья. Подготовка и защита презентаций. 2) Наскальные изображения на Вишере: Сообщение педагога и показ иллюстраций с наскальными изображениями, найденными в Вишере. Подготовка к выставке рисунков. 4. Геология. 1) Визитная карточка древнего Пермского края: Рассказ о том, что море приходило на Пермскую землю не один раз и оставило много следов. Главными свидетелями являются: широкое распространение легкорастворимых пород (известняка, гипса, соли), наличие в земных слоях пермского периода окаменелостей (скелетов морских и сухопутных животных, раковин моллюсков, стволов деревьев), открытия месторождений полезных ископаемых (соль, нефть, уголь), связанных с осадочными морскими отложениями и др. 2) Кунгур. Ледяная пещера: Экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру - древний геологический памятник природы, который сформировался 10 тыс. лет назад. Оформление фотостенда, выпуск газеты. 3) Кладбище пермских ящеров: Работа с иллюстрациями древних пресмыкающихся, которые были обнаружены у д. Ежово в районе г. Очёр. Экскурсия в краеведческий музей г. Очёр и в г. Пермь. Работа с литературой. 4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы: Знакомство детей с минералами, которые добывают в Прикамье. Подготовка сообщений о полезных ископаемых и их применении. Написание и защита рефератов. Оформление выставки рефератов. 5) «Чёрное золото Прикамья»: Месторасположение нефти. Работа с картой полезных ископаемых Прикамья. Подготовка сообщений. 5. Климат Прикамья. 1) Основные климатические характеристики: Правила ведения дневника наблюдений, подведения итогов по результатам наблюдений. 2) «Народная мудрость гласит»: Сбор материала с народными пословицами, приметами о погоде. Оформление газеты о народных приметах. 6. Воды края. 1) Край рек: Водный фонд области: сколько рек, озёр, прудов, водохранилищ, какие из них самые глубокие и большие по площади. 2) «Кама - Перми начало»: Роль р. Кама: общественно-исторический фактор, Кама - промышленная. Экскурсия на р. Кама. Написание сочинений. 3) «Знаете ли вы, что…»: Роль воды в жизни человека. Вода - минерал, без которого на Земле нет жизни. Работа с литературой. Составление кроссворда. 7. Почвы. 1) «Почва - наш защитник»: Роль почвы в природе. Виды почв. 2) Зона рискованного земледелия: Зона рискованного земледелия. Охрана почв. Карта почв. 3) «Народная мудрость гласит»: Работа с литературой: поиск пословиц и поговорок о почве. Оформление газеты. Написание сообщений. 8. Растительный мир. 1) Край, богатый лесами: Типы лесов: еловые, широколиственные, сосновые леса, лесостепные участки. Показ презентации о лесах. 2) «Это интересно…»: Реликтовые (редкие) растения: астрагал кунгурский, росянка, лиственница, сон-трава и др. Написание и подготовка сообщений. Экскурсия в лесной массив «Балатово». Наблюдение за растениями. Викторина о растениях. 3) «Симбиоз - это надежда»: Лишайники - полезное сожительство двух организмов. 9. Становление культуры в Прикамье. 1) Слияние человека с природой: Пермский звериный стиль (VII - X век), представленный многочисленными монетками, подвесками, объёмными изображениями животных, птиц, рыб. Обереги. Одухотворение человеком природы. Происхождение каждого древнего рода (велось от какого-то животного, которое считалось братом по крови). 2) Крестьянский дом: Убранство дома. Экскурсия в краеведческий музей. 3) Художественные ценности края: Экскурсия в художественную галерею. Художники края. Оформление газеты. 4) Пермская деревянная скульптура: Экскурсия в Хохловку - музей под открытым небом. Составление фотовыставки. 10. Путь к цивилизации. 1) Хозяева земли Пермской: Землевладельцы Строгановы (XVII в.). Появление промышленности на Урале. 2) Экология Перми: Экологическая проблема в Прикамье. Участие в акциях: «Чистая вода», «Береги природу». Изготовление экологических плакатов. Написание рефератов. 3) Центр культуры: Пермь - главный центр науки и культуры. Экскурсия по городу. 4) Взгляд в будущее: Беседа о том, что судьба планеты зависит от отношений людей друг с другом, с природой, со всем окружающим миром, от поступков людей. 11. Замечательные люди Прикамья. 1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк): Знакомство детей с биографиями знаменитых людей Прикамья: А. Г. Генкель - профессор, ботаник; Ф. Х. Грааль - врач; Мамин-Сибиряк - писатель и т.д.). Подготовка сообщений. Экскурсия в музей Дягилева в гимназии № 11. 12. Солдатская судьба. 1) Александр Покрышкин: Подвиг А. покрышкина. Подготовка сообщений. 2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения): Знакомство с творчеством Радкевича. Проведение конкурса чтецов. 13. итоговое занятие. Беседа о курсе «Краевед»: Выявление ЗУН по пройденному материалу. Отзывы детей о курсе. Викторина «Знаешь ли свой край?».
Список литературы
1. Н. А. Князева «Маленький пермяк», - П., 2000 г.; 2. Ю. Дмитриев «Большая книга леса», - М., 1974 г.; 3. В. Михайлюк «Город мой Пермь», - П., 1973 г.; 4. С. Торопов «Дорогами народной славы», - П., 1984 г.; 5. Ю. Алянский «Азбука театра», - М., 1990 г.; 6. «Золотые звёзды Прикамья», - П., 1988г.; 7. Герасимов «Животный мир нашей Родины», - М., 1985 г.; 8. «Растительный мир Прикамья», - П., 1988 г.; 9. Верзилин «По следам Робинзона», - М., 1956 г.; 10. Меерзюк «На чём город стоит и чем знаменит», - М., 1973 г.; 11. Подюков «Сны, приметы, загадки», - П., 1994 г.; 12. Смирнов «Лес», - М., 1969 г.; 13. «Литература Прикамья», - П., 2001 г.; 14. Энциклопедии. 15. Черных, Похожаева «Твоё Прикамье».
План воспитательной работы
(1, 2, 3 год обучения)
Октябрь Праздник осени; Декабрь Новогодний утренник; Февраль «Рыцарский турнир» (23 февраля); Март «А ну-ка девчонки!» (8 марта).