- Преподавателю
- Начальные классы
- Автореферат к выпускной работе по теме
Автореферат к выпускной работе по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова И.А. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автореферат 1 слайд: Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа по теме: «Развитие лидерских качеств у младших школьников в сфере внеурочной деятельности». 2 слайд: (Актуальность) Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива. Особого внимания заслуживает младший школьный возраст. Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. 3слайд: Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития позитивных лидерских качеств у младших школьников. 4 слайд: Объект исследования - лидерские качества младших школьников. Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития позитивных лидерских качеств личности младшего школьника. Гипотеза исследования: при реализации Программы развития лидерских качеств будет обеспечена эффективность формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. 5 слайд: В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались следующие задачи: - Проанализировать сущность базовых понятий проблемы; - Экспериментально апробировать программу формирования позитивных лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. 6 слайд: База исследования - МКОУ Крестовогородищенская СШ. Сообразно нашей цели выбраны Методы исследования: а)изучение литературы, в) диагностические методы (опрос, оценка, шкалы, изучение ролевого поведения и пр.); г) педагогический эксперимент; д) эмпирические методы (наблюдение, анализ документации). 7 слайд: В теоретической части мы изучили: Психолого - педагогические основы развития лидерских качеств у младших школьников 1.1. Понятие лидерства и лидерские качества 1.2. Возрастные особенности развития личности младших школьников 1.3. Условия развития лидерских качеств у младших школьников Методики, используемые нами в работе, были направлены, с одной стороны, на исследование групповых процессов в классе, а, с другой, - на изучение личности самого ребенка-лидера и его места в среде сверстников. (Коломинский Я.Л. «Учителю о психологии детей»).
8 слайд: В практической части мы изучили Проявление и развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Сначала мы определили, какие качества лидера значимы для детей. Для этого мы провели опрос « Кто такой лидер?» (в их понимании), какими функциями он обладает, какие цели преследует и какими чертами на их взгляд обладает. В рамках нашего эксперимента мы исследовали 2 лидерских качества: организаторские способности и ораторские способности. 9 слайд: Мы изучили проявления лидерских качеств учащимися и вот что у нас получилось: - наиболее развиты в данном коллективе лидерские качества: общительность, честность, коммуникабельность, трудолюбие и чувство юмора; - наименее развиты для данной группы детей лидерские качества: авторитетность, организаторские способности, ораторские способности и целеустремлённость. (Подобраны упражнения «Эмпатия», «Коммуникация», «Спич на 1,5 минуты», «Цветовая перцепция», «Артистизм», цикл внеурочных мероприятий на развитие лидерских качеств учащихся). 10 слайд: Мы предложили программу развития лидерских качеств у младших школьников. При разработке программы мы принимали во внимание: - традиционные принципы ее построения (развитие личности ребенка в деятельности); - природную активность ребенка, - его положительные качества и пр.) - современные (принцип положительного «авансирования» личности, создание ситуации успеха и др.), соотносящиеся с процессом становления личности ребенка. Программа развития лидерских качеств состояла из 3 этапов:
- Первый - «диагностический», в ходе которого был осуществлен отбор детей, проявляющих склонность к лидерству (Анкетирование, тестирование - Автор педагог-психолог Гасникова Н.В.)
- Второй этап - «формирующий», в ходе его реализовывалась специально разработанная педагогическая программа работы с детьми, направленная на развитие позитивных лидерских качеств. (Модифицированная методика А.Н. Лутошкина). (В процессе реализации программы развития лидерских качеств, мы не раз убеждались, что дети стали думать какое место они занимают в классе, что хотели бы изменить в себе, какие личные качества развить.)
- Третий этап предусматривал заключительную оценку, подведение итогов работы второго этапа и сравнение результатов с теми, которые были получены на первом (диагностическом) этапе. Для проведения диагностики мы использовали те же методики, что и на первом этапе.
14 слайд: Спасибо за внимание! Жду ваших вопросов.