Разработка дифференцированных заданий по математикеи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Лицей №14»
















РАЗРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ

ПО МАТЕМАТИКЕ










Гаврилова В.В., учитель начальных классов




Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе задания, задач при объяснении новой темы. Дифференцированные задания - это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

  1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику.
  2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.
Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и полной занятости детей на данном этапе урока. Предусматриваются возможные затруднения детей в процессе восприятия материала, поэтому при подборе дифференцированных заданий учитывается это. Зная индивидуальные особенности детей подбираются задания, позволяющие повысить активность всех детей в процессе восприятия, осмысления нового материала. При подборе заданий не забываем о том, что интерес к необходимости приобретения новых знаний возникает при понимании детьми практической ценности изучаемого правила, закона, свойства, выработки нужных вычислительных навыков. Рассмотрим сказанное на конкретном примере объяснения нового материла методом беседы при изучение темы «Прибавление числа к сумме». Подготовительные упражнения проводим со всем классом. Они - целевые. Особое внимание уделяем их простоте и логичности. Формы проведения их разнообразны. Для подготовительных упражнений со всеми детьми класса к данной теме используем математический диктант.
  1. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых: 56, 73, 29, 81, 45.
  2. Первое слагаемое 5, второе - 6. Запиши пример и найди сумму.
  3. Запиши сумму чисел 5 и 9. Вычисли ее.
  4. Запиши пример, в котором к сумме чисел 5 и 3 надо прибавить число 2.
Предлагается части детей самостоятельная работа. Обязательные задания:
  1. Прочитай пример (4+ 3) + 2 и реши его разными способами:
1) Сначала вычисли сумму, затем прибавь к ней число 2: (4 +3) + 2 = 2) Сначала прибавь число 2 к первому слагаемому, а затем к результату прибавь второе слагаемое: (4 +3) + 2 = 3) Сначала прибавь число 2 ко второму слагаемому, а затем результат прибавь к первому слагаемому: (4 +3) + 2 =
  1. Закончи запись и догадайся, когда легче решить пример:
(40 + 5) + 3 = 40 + ( …) = (40 + 3) + 30 = (40 + 30) + … = (50 + 1) + 9 = 50 + (…) = (70 + 8) + 10 = (70 + …) = (6 + 4) + 3 = Дополнительные задания
  1. Найди результат самым удобным способом и догадайся, как к каждому примеру применить правило:
(6 + 9) + 4 = (50 + 3) + 6 = (20 + 5) + 50 = (7 + 9) + 1 = (7 + 3) + 9 =
  1. Вычисли:
(5 + 6) + 4 = (9 + 3 ) + 1 = (8 + 5) + 2 = При выполнении самостоятельной работы в процессе объяснения нового материала проверке выполнения заданиям уделяем особое внимание. Она должна показать насколько правильно и доступно была объяснена тема и насколько правильно понял и усвоил ее каждый ученик. Поэтому важно проверить процесс усвоения правила, алгоритма и умение ученика правильно применить это правило, алгоритм при выполнении заданий. В процессе проверки важно заметить не только качество усвоения правила, закона, свойства, но и факт правильной выработки навыка, вычислительного приема. Форма проверки может быть разнообразной: решение у доски с подробным объяснением, чтение решенного примера с кратким пояснением; выборочная проверка гласного. Подготовительные упражнения логично расположить по ходу рассуждения самого алгоритма:
  1. Округли числа до десятков: 34, 38, 45, 52, 87, 94.
  2. Замени числа, оканчивающиеся нулем, произведением двух множителей, один из которых число 10: 60, 80, 40, 50, 30.
  3. Сколько получится, если разделить на 10 числа: 98, 122, 89, 456, 238.
  4. Назови, сколько в числе 348 232 всего единиц? десятков? сотен? единиц тысяч? десятков тысяч? сотен тысяч?
  5. Сколько получится, если 48 * 3? 53*5? 64*8? 34*4?
Тогда дифференцированные задания могут быть предложены учащимся в такой последовательности: Обязательные задания:
  1. Прочитай внимательно последовательность рассуждения при делении 552 на 23:
Разработка дифференцированных заданий по математикеиРазработка дифференцированных заданий по математикеи_ 552 23 Разработка дифференцированных заданий по математикеи 46 24 92 92 Разработка дифференцированных заданий по математикеи 0 Шаг 1. Первое неполное делимое 55 десятков. В частном будет две цифры. Шаг 2. Округлю делитель до 20 и заменю его произведением 2 и 10. Шаг 3. Найду первую цифру частного, для этого 55 сначала разделю на 10 и полученное частное 5 разделю на 2, получится 2. Шаг 4. Цифра 2 пробная. Проверю, сколько десятком разделили. Умножу 23 на 2, получится 46, это меньше, чем 55. Найду остаток, для чего из 55 вычту 46, и получится 9, это меньше 23. Цифра 2 верная. Шаг 5. Второе делимое 92 единицы. Разделю на 10, получится 9, 9 разделю на 2, получится 4. Умножу 23 на 4, получится 92. Цифра 4 в частном верная. Итог: если 552 разделю на 23, то получится 23. В классное работе нужно подходить к детям дифференцировано, давать задания по силам. Создаваемые группы очень подвижны, слабый ребенок, если стимулировать его работу, помогать ему, может, например оказаться в группе средних, а средние в группе сильных. Можно использовать помощь учеников-консультантов. Придумываем индивидуальную работу с сильными учениками. Они готовят сообщения по чтению, окружающему миру увеличенной степени трудности. Сильные дети могут приходить раньше остальных, чтобы дополнительно позаниматься. Чтение и труд, можно проводить вместе, а потом можно заниматься со слабыми. Каждый ученик имеет возможность высказаться, поработать с учителем, почти каждый оценивается. Большое значение придается общению детей между собой, результатом которого является проявление себя как личности. Дети освобождаются от комплексов, становятся раскованными, смелее высказывают свои мысли, учатся культуре общения, умению уважать мнение своих одноклассников. Каким же образом предоставить детям возможность общения на уроках. Традиционная форма проведения урока такой возможности не дает. Хочется видеть глаза детей, когда они все вместе ощущают радость открытия, найдя правильное решение в результате общения. А поможет в этом не просто игра, а уроки, проведенные в форме деловой игры. Планируя такие уроки, никогда нельзя забывать, что урок - это кропотливый труд, но лучше, если этот труд становится праздником, радостью для ребенка. Например: объясняя правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах, дети вспоминают правила рифмовки, составленные для лучшего запоминания падежных окончания всех трех склонений: Помни всегда и даже во сне: в предложном и дательном пишется е. Ты пиши, дружок, без сомнения е в существительных 1-го и 2-го склонения. Что я предложный, знают все и пишут окончанье е. У этого правила есть исключения для существительных 3-го склонения. Я знаю и помню, что в 3-м склонении писать нужно и без страха и сомнения. И вовсе запомнить это не сложно: пиши и в родительном, дательном и предложном. Ребята легко учат их наизусть, они им нравятся, так как помогают в решении орфографических задач.
© 2010-2022