Конспект урока по русскому языку Слова - антонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык, 2-й класс

Учитель: Щербакова Елена Викторовна.

Тема урока: Слова-антонимы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимах

Задачи:

1. Познакомить со словами - антонимами.

2. Способствовать развитию связной речи, познавательной деятельности.

3.Развивать коммуникативные умения работы в группе.

4.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.

5. Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Формировать УУД: -формировать учебно-познавательный интерес к словам - антонимам и умению использовать эти слова в речи, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД); - формировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других. (Коммуникативные УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД); - умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, выстраивать модель в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Предметные: Знать определение «антонимы», выявлять слова, значение которых требует уточнения, подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. Определять значение слова по тексту или с помощью словаря. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

• фронтальная работа;

• парная;

• групповая;

• индивидуальная.

Оборудование:

• учебник "Русский язык" для 2 класса, автор С. В. Иванов;

• карточки с заданиями;

• мультимедиа установка, компьютер;

ЭОР: learningapps.org/1009571





Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

1. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

2. Создание эмоционального настроя урока.

- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Ответы детей: не выкрикивать, быть терпеливыми, работать дружно, уважать друг друга).

-Прочитайте девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей.)

включаются в работу, отвечают на вопросы

Личностные: самоопределение, регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. На слайде (слайд 1) слова: мороз, детвора, вьюга, чистый, светятся, ребята, метель, сверкают, холод, грязный.

- Найдите слова близкие по значению.

- Как такие слова называются? (Синонимы.)

- Что можете о них рассказать? (Слова-приятели, отвечают на один и тот же вопрос, близкие по значению.)

(Находят и называют слова - синонимы.) Проверка (Слайд 2).

Остаются два лишних слова: сладкий - горький.

- Это слова-синонимы? (Нет.)

- Мы изучали такие слова? (Нет.)

- Где мы можем найти ответы на эти вопросы? (В учебнике.)

ученики называют пары слов, повторяют изученное

Регулятивные: анализируют собственные знания. Познавательные: принимают активное участие в процессе обучения

3. Постановка учебной задачи

1. - Откройте учебник и найдите урок № 107.

-В каком блоке мы будем сегодня работать? (В блоке «Как устроен наш язык».)

- Прочитайте тему урока. (Слова - антонимы)

- О чём будем говорить на уроке?

( О словах-антонимах.)

- Давайте сформулируем задачи урока. Чему должны научиться? ( Находить и подбирать слова - антонимы.)

- Значит, как называются слова сладкий - горький? (Слова-антонимы.) (Слайд 3)

Физминутка (самомассаж фаланг пальцев).

- Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики.

Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа, тему урока «Слова-антонимы». (Слайд 4)

2. Рубрика «Давай подумаем» с опорой на рисунок (учебник с.62). Ученики называют пары слов, которые учитель записывает на доску:

  • вход-выход

  • день-ночь

  • грустный - весёлый

- Что объединяет эти пары слов?

(Высказывания детей.) Приходим к общему выводу: эти слова противоположные по значению.

3. Рубрика «Тайны языка» (правило не заучивается) (учебник с.62).

- Что узнали об антонимах из рубрики? (Ответы детей.)

- Запишите в тетрадь антонимические пары из рубрики «Давай подумаем».

- Найдите антонимы в девизе урока. (Малый- большой)

4. Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит с происхождением термина «антонимы», закрепляет признак, по которому слова объединяются в антонимические пары (учебник с.62). (Слайд 5)

ученики называют пары слов с опорой на рисунок,

формулируют тему и задачи урока

регулятивные: целеполагание, коммуникативные: постановка вопросов,

познавательные: общеучебные

4. Построение проекта выхода из затруднения

1. Упражнение №1 с.63 (учебник) (фронтально).

-Как будем записывать слова? (Парами)

- Как называются эти слова? (Антонимы)

- Докажите, что эти слова антонимы.

2. Составляем модель антонимов. (Дети у доски создают модель антонимов).

Дети доказывают, что слова начало-конец, медленно - быстро, являются антонимами так, как выполняются параметры модели. Найденные пары слов записываются в тетрадь. Ученики должны назвать признак, по которому они определили, что слова начало - конец - имена существительные. (Отвечают на вопрос что?) - Сравните модель синонимов с моделью антонимов. Что общего и чем они отличаются? (Дети анализируют, сравнивают, делают выводы).

3. Работа в группах по карточкам

- Составьте пословицы. Подчеркните антонимы. Объясните орфограммы в словах. Спишите одну пословицу в тетрадь.

Работа с моделью антонимов.

Деление на группы, работа в группах

Регулятивные: планирование, прогнозирование, оценивание работы в группе,

познавательные: моделирование, решение проблемы, выдвижение гипотез, доказательство, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

управление поведением партнера


Физминутка. Игра «Топай - хлопай!»

(Учащиеся встают из-за парт.)

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете.

Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг - товарищ, начало-конец, говорить - болтать, большой - огромный, вход-выход.

5. Первичное закрепление во внешней речи

1. Упражнение №2 с.63. (Слабые ученики получают карточку-помощницу.) Производят взаимопроверку в парах. (Критерии: правильность (выполнение параметров модели) и аккуратность выполнения работы.) 2. Дополнительное задание для сильных учащихся по карточкам.

Выполняют взаимопроверку в парах


Регулятивные: планирование, прогнозирование, познавательные: выдвижение гипотез, доказательство, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.Самостоятельная работа с самопроверкой


Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

  1. Упражнение №3 выполняется самостоятельно

  2. Рубрика «Проверь себя» организует самопроверку. (Слайд 6)

Для тех, кто допустил ошибки, выявляют причину и исправляют.

Работают самостоятельно, выполняют самопроверку по готовому образцу

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция, познавательны: общеучебные

7. Включение в систему знаний и повторение


ЭОР:

learningapps.org/1009571

(Ученики поочереди выходят к доске.)

Работа с электронным образовательным ресурсом

8.Рефлексия

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

-Нашли ли ответ на поставленные вопросы?

-Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее важными? Наиболее интересными?


- Как работали на уроке?(Работали дружно, были внимательными, старались.)

Оценки за урок: … Домашнее задание: учебник упр. 4 с.63-64 или упр.5 с.64 (по выбору)

Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь - НИЗКО.
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь - БЛИЗКО.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты - ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай - КОНЕЦ.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли, познавательные: рефлексия, личностные: оценивают свою работу, смыслообразование



© 2010-2022