Урок по литературному чтению Е. Чарушин Страшный рассказ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 г. Ельца Иванцова Ирина Анатольевна Тема урока: Е. Чарушин «Страшный рассказ». Предмет: литературное чтение. Класс: 2 Тип урока: изучение нового материала. Дата проведения: __________________________ Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ» Задачи: • Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; • Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения; • Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. • Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении. • Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе. Планируемые результаты: Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план. Необходимое оборудование и материалы: учебник «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, презентация, мультимедийный проектор, конверты с планом, синквейнами.





Ход урока.
  1. Организационный момент. Сл. №1.
Ребята, как встречают гостей дома? (С улыбкой). Подарите нашим гостям улыбку и начнём наш урок. Зарядка для глаз.
  1. Речевая разминка. Сл. №2.
- Что ты, ёж, такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! Б.Заходер -Прочитайте стихотворение медленно. -Прочитайте с сердитой интонацией ( ещё весело, с удивлением, сожалением). 3. Проверка домашнего задания. - С каким автором мы познакомились на прошлом уроке? (М.М.Пришвин). -Какой рассказ вы пересказывали дома? («Ребята и утята»). -Почему он так назван? - О ком и о чём писал М.М.Пришвин? ( О природе и о животных). 4. Мотивация учащихся: - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по литературным произведениям нашего учебника. - На уроке мы будем учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, а также делать для себя какие-то выводы. И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили. Сл. №3. - Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кто он может быть по профессии? (Писатель). Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя. Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных) - В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных) Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина Рассказ ребёнка о Е. Чарушине: Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой, живя в деревне, выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом. Так проходило его детство. Отец Жени Чарушина был архитектором - художником. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. « Я рос с карандашом в руках» - так говорил. Е. Чарушин, вспоминая своё детство. Рассказ учителя. Когда Женя вырос и стал Евгением Чарушиным, он иллюстрировал книги о животных. В своих рисунках Е. Чарушин точно изображает животных в движении, действии. А также он сочинял маленькие рассказы для детей и взрослых. В книжках он рассказывал про своих домашних любимцах, а также про зверей, живущих в лесу. Он ещё занимался скульптурой. Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер. - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным). Сл. №5, сл.№6, сл.№7. Чарушин - автор, , художник-иллюстратор, художник -анималист, скульптор. Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного». Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Узнав автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?) Записываю на доске предположения - О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном). Записываю предположения на доске. 5. Работа с текстом. I этап: Работа с текстом до чтения (антиципация): - Давайте прочитаем, как Е.Чарушин назвал свой рассказ. Сл. №8. - Предположите, о чём будет это произведение. Высказывания детей записываются на доске. (О чём-то очень страшном). Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь? (О еже) Высказывания детей записываются на доске. «Стратегия ключевых слов» фразы на слайде № 9. • Шура и Петя остались одни; • у самого леса; • ни папы, ни мамы; • темно; • не страшно, не боялся; • кто-то топает; • закрылись с головой; • прижались друг к другу; • пришли (родители); • зажгли; • ёжик - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, тревога.) - Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события? (Дети, ёж). Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение - это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. Первичное восприятие текста. Чтение учителем. - Так это рассказ или сказка? Докажите (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером). А какой это рассказ? (познавательный, интересный, шуточный). 6. Физкультминутка. Сл.№10. Весёлая зарядка. II этап: Работа с текстом во время чтения: Сл.№11. Стадия осмысления. Работа над техникой чтения : ма-лень-кий стем-не-ло по-стель-ки лю-до-е-дов кро-ко-ди-лов бро-сит-ся за-кры-лись при-жа-лись рас-ска-за-ли свер-нул-ся дёр-га-ет-ся (Читаем хором, по одному). Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя. Выясняем, какое из предположений подтвердилось. «Чтение вслух с остановками». После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий. 1 обз. - Почему мальчики остались одни? - Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков) 2 обз. - Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки) 3 обз. и диалог. -Кто по стене может ползать? - Как вы думаете, дети сразу уснули? - Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать) Прочитайте разговор мальчиков. - О чём говорили дети? - На самом деле им было страшно? - Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?) Словарная работа (по ходу чтения): - Что такое сени? Сл. №12. (Показываю изображение сеней. СЕНИ - помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.) - Как повели себя мальчики? Прочитайте. - Почему мальчики спрятались? -Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает) - И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?) Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос. - Кто испугал ребят? (Ёжик) - Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) Сл. № 13. - Что вы знаете о ежах? Чем полезны ежи? Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками. - Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему? (Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить) - Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель) - Кто из вас видел ежа? - Что вы знаете о ежах? Чем полезны ежи? - Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему? - Как бы вы поступили с ежом? Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики. - Какие непонятные слова встретились? Сл. № 14. Словарная работа ЧУЛАН - помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана Чтение теста вслух с остановками до конца …, прочитай текст до конца. - Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему? Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком) - Как поступили с ежом мальчики? - Почему его уже потом никто не боялся? - Почему ёж остался жить с ребятами на даче? - Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы? III Работа с текстом после прочтения: Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх). - Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим: Сл.№ 15. ТОН - спокойный или взволнованный ТЕМП - быстро, медленно или не спеша ГРОМКОСТЬ - тихо или громко Чтение диалога по ролям. - Как же автор относится к своим героям? (Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость? Смелость - это способность перебороть страх. - Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? - Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ? - Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся. - Соответствует ли название рассказа его содержанию? (Не соответствует). Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137 - Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались) - Ёж - страшный зверёк? Почему дети его испугались? 7. Проверка и оценивание ЗУН: Работа в парах. Каждая пара получает конверт с названиями частей текста. Составьте план, опираясь на текст рассказа. Индивидуальные задания. Составить синквейны на темы: ёж, мальчики. Проверка выполнения заданий. План - Сл. № 16, синквейн - №17. Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что никого из вас он не оставил равнодушным. 7. Рефлексия деятельности на уроке. Сл.№18. Выберите и продолжите любое предложение. - На сегодняшнем уроке я узнал… - На этом уроке я похвалил бы себя за … - После урока мне захотелось … - Сегодня я сумел… 8. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы читали рассказ: … Будущий писатель Женя Чарушин полюбил природу, потому что … Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что... Из его книг можно узнать о … Художник, который рисует животных, называется… Е. Чарушин назвал рассказ именно так потому, что… Ёж - страшный зверёк? Почему дети его испугались? Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина? Сл.№ 19.

Сл. № 20. Домашнее задание: Обязательное домашнее задание и задание по желанию. 1. Выразительно читать текст - Учебник с 136-138. 2. По желанию: - Подготовить краткий пересказ. - Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки. - Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа. Список литературы:

1. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 2. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010 3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8.





МБОУ СОШ № 12 г. Ельца















Урок литературного чтения во 2 классе

( УМК «Школа России»)

Е.Чарушин «Страшный рассказ».















Разработала и провела учитель начальных классов Иванцова И.А.



2015 уч.г.

















© 2010-2022