- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование. Программа для начальной школы Театр 1-4
Планирование. Программа для начальной школы Театр 1-4
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савкина Ю.В. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 70
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Ульяновск-2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Программа кружка «Театр в начальной школе» составлена на основе: - программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска); - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
- итоговый - открытые занятия, спектакли.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
-
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-
выразительному чтению;
-
различать произведения по жанру;
-
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-
сочинять этюды по сказкам;
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе: 1 час в неделю в 1-2 классах, 2 часа в неделю в 3-4 классах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем - мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
Ожидаемые результаты
№ п/п
Тема раздела
Форма
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1 «Мы играем - мы мечтаем!»
игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 Театр
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3 Основы актёрского мастерства
изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4 Просмотр спектаклей в театрах города
просмотр спектакля I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рование I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5 Наш театр
мастерская образа II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций
II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ние II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (33 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Мы играем - мы мечтаем!»
15
15
1-15 Игры на развитие внимания и воображения.
15
-
15
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
-
12
16-18 Просмотр спектаклей в театрах города.
3
-
3
19-21 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
3
-
3
Раздел «Наш театр»
12
-
12
22-33 Инсценирование русских народных сказок
12
-
12
Итого 33 Итого
33
-
33
2 класс (33 часа)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
4
3
1
1 Дорога в театр.
1
-
1
2 В театре.
1
1
3-4 Как создаётся спектакль.
2
2
-
Раздел «Основы актёрского мастерства»
3
1
2
5-7 Мимика. Пантомима.
3
1
2
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
-
6
8-10 Просмотр спектаклей в театрах города.
3
-
3
11-13 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
3
-
3
Раздел «Наш театр»
20
-
20
14-23 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
10
-
10
24-28 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари.
5
-
5
29-33 Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.
5
-
5
Итого 33 Итого
33
4
29
3 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
21
15
6
1-6 Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
6
3
3
7 Древнегреческий театр.
1
1
-
8 Театр «Глобус».
1
1
-
9 Театр под крышей.
1
1
-
10 Современный театр.
1
1
-
11 Театральный билет.
1
-
1
12 Театр кукол.
1
1
-
13-15 Музыкальный театр.
3
3
-
16-17 Цирк.
2
2
-
18-19 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
2
1
1
20-21 Зритель в зале.
2
1
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
12
-
12
22-27 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
-
6
28-33 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
-
6
Основы актёрского мастерства
4
1
3
34-37 Театральный этюд.
4
1
3
Наш театр
31
-
31
38-52 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.
15
15
53-68 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.
16
-
16
Итого 68 Итого
68
16
52
4 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
4
4
-
1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
2
2
-
3-4 Театральные жанры.
2
2
-
Основы актёрского мастерства
20
3
17
5 Язык жестов.
1
-
1
6-9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
4
-
4
10-11 Интонация.
2
-
2
12-13 Темп речи.
2
-
2
14 Рифма.
1
-
1
15 Ритм.
1
-
1
16 Считалка.
1
-
1
17-18 Скороговорка.
2
-
2
19-20 Искусство декламации.
2
1
1
21-22 Импровизация.
2
1
1
23-24 Диалог. Монолог.
2
1
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
-
6
25-30 Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
6
-
6
Наш театр
38
-
38
31-42 Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.
12
12
43-68 Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
26
-
26
Итого 68 Итого
68
7
61
Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 5. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. - М.: Баласс, 2009. 6. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
7. Как развивать речь с помощью скороговорок? skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981.
9. Сборник детских скороговорок. littlehuman.ru/393/
Приложение 1
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы играем - мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
- Картинки из спичек
- Нарисую у тебя на спине…
- Рисунки на заборе
- Цирковая афиша
- Роботы
Приложение 2
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова) Тренинг гласных звуков
- Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
- С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос
Ответ
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
Тренинг согласных звуков
- Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
- Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП - ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 3 Скороговорки (из сборника скороговорок, littlehuman.ru/393/)
- Как известно бобры добры,
- Женя с Жанной подружилась.
- У крошки матрешки пропали сережки,
- Топали да топали,
- Грачиха говорит грачу: