- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока и презентация по русскому языку «Наречие», 4 класс
Конспект урока и презентация по русскому языку «Наречие», 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Граброва Н.В. |
Дата | 25.01.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Предмет: русский язык
Автор: учитель начальных классов Граброва Н.В.
Класс: 4
УМК «Гармония»
Тема: Наречие.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для овладения способа нахождения наречий в речи по главным признакам
Задачи:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Предполагаемый результат: овладение способом нахождения наречий по главным признакам; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, карточки для опор
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Самоопределение к учебной деятельности.
Приветствие.
Проверяют готовность к уроку.
- Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения
1.Работа с текстом.
Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли всё небо. (слайд 2)
-Прочитайте про себя то, что написано на доске (дети читают). - Откуда эти строки, узнали? - Почему некоторые слова в тексте выделены? -Как определяли принадлежность слова к той или иной части речи?
Памятка «Анализируем слово как часть речи» с.6 (ТПО№1) -Выпишите из этих предложений словосочетания, в которых зависимые слова - незнакомые тебе части речи. - Задавай вопросы от главного слова к зависимому.
-К какой части речи присоединялись неизвестные части речи? -Что вы уже можете сказать об этой неизвестной части речи? -Что же это за неизвестная часть речи?
-Из домашней работы. -Неизвестная нам часть речи. -Задавали вопрос, вспоминали, что обозначает, как изменяется. светило (как?) ярко, затянулось (как?) неожиданно, затянулось (где?) слева, закрыли (когда?) вечером
- К глаголам. -Отвечает на вопросы как? где? когда?; связана с глаголом
- Определение темы и цели урока.
1.Выход на тему урока учащимися.
-А может кто-то знает, как она называется? ( это наречие)
-Какой будет тема урока?
- Для чего вам нужно знать эту тему?( цель) -Что мы можем узнать о наречии?
- Давайте составим план изучения, ведь мы уже не раз изучали части речи. Ваши предложения:
План изучения наречия: 1.Самостоятельная или служебная часть речи 2. Что обозначает. 3.На какие вопросы отвечает? 4. Как изменяется. 5.В предложении является … 6. Роль в речи. (слайд 3)
-Наречие.
-Чтобы уметь находить наречия, пользоваться ими в речи.
Памятка с.6 (ТПО№1)
IV.Открытие нового знания.
Что обозначает наречие?
Вопросы наречия
Морфологическое свойство: неизменяемость
Роль наречий в речи.
По мере сбора информации о наречии на доске собирается опора (Приложение)
Наречие
самостоятельная часть речи
отвечает на вопросы
как? когда? где? куда? откуда?
обозначает признак действия
не изменяется
- Как вы думаете, наречие - самостоятельная или служебная часть речи? Рассказ о наречии. Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ - очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. (слайд 4)
-А почему? Вы догадались?
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? Чтение сведения учебника (с.62)
-На какие вопросы отвечают наречия?(слайд 5)
Работа в парах. -Измените по числам, родам, падежам слова ярко, неожиданно, слева Проверка. -Получилось? -А если слово не изменяется, то какая часть слова у него отсутствует? Вывод: -Как будете искать наречия в речи?
Лингвистический эксперимент. (упр.138) -Спишите предложения. Условными знаками покажи словосочетания, в которые входят однокоренные слова. -К каким частям речи относятся однокоренные слова. Докажи.(слайд 6) -Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?
Солнце ярко светило и слепило глаза. Неожиданно небо слева затянулось тучами. Вечером тучи закрыли всё небо.(слайд 7)
-Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.
-Вам понравился новый текст? Расскажите.
-Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль?
-Самостоятельная, потому что называет, а не указывает.
- Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его. - Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.
- как? когда? где? куда? откуда?
Не изменяется по числам, родам, падежам. Значит, неизменяемая часть речи. -Окончание -Самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда?, обозначает признак действия
прил. нареч. Была тихая ночь. Тихо стоял на берегу тёмный лес. гл. Стих ветер. - Тихо не главный член предложения - значит, не подлежащее и не сказуемое. Второстепенный член предложения.
Солнце светило и слепило глаза. Небо затянулось тучами. Тучи закрыли всё небо. -Нет, не понравился. Текст получился скудный, скучный. - Во 2 предложении пропущен эффект неожиданности, а в 3 - попущено время действия. - Наречия делают речь более точной, выразительной и образной. V.Физминутка.
VI.Первичное закрепление Включение в систему знаний.
1.Работа по учебнику. (с.63)
- Как связано наречие с глаголом в словосочетании?
Работа в парах . (Приложение) (слайд 8) -Ребята, у вас на партах лежат литературные тексты. -Какое задание к ним можно дать?
Текст №1 Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. ( А.Пушкин.)
Текст №2 На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей. (И.Никитин)
Текст №3 Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело, Принахмурилась земля. (Ф.Тютчев)
Проверка (коллективная) -Зачитайте выразительно текст №1,2,3. -Найдите наречия. (слайды 9-11) -Поднимите руки, кто нашел все наречия. -Кто допустил ошибки? -Почему? В чем причина? Что забыл?
-Связь - примыкание.
-Выразительно прочитать стихотворения. -Найти в них наречия. -Определить роль наречий в тексте.
-льет ( как?) печально - смотрит (как?) весело -смотрит (как?) неохотно и несмело VII.Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)
Прогнозирование работы на следующие уроки. -Попробуйте сформулировать, каков результат вашей работы на уроке.
На уроке мне было…,
потому что…. .Особенно …
интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навсегда, отлично, бесполезно (слайд 12) -Расскажите о наречии все, что вы узнали. -Что бы вы хотели узнать о наречии? -Это нам задание на следующие уроки. Домашнее задание (слайд 13)
-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Укажите наречия. Или выполните упр. № 141.
-Как пишутся наречия. -Как отличить наречие от существительного.
Список использованной литературы:
-
Учебник русского языка для 4 класса М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 1 . - Смоленск, Ассоциация XXI век,2011г.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», часть 1 . - Смоленск, Ассоциация XXI век,2012г.
Приложение
- Текст №1 Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
( А.Пушкин.)
Текст №2 На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Из-под черных кудрей.
(И.Никитин)
Текст №3 Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу! За тучей прогремело, Принахмурилась земля.(Ф.Тютчев)
11