• Преподавателю
  • Начальные классы
  • План-конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе Мордовский костюм в творчестве русского художника Ф. В. Сычкова и народных мокшанских песнях

План-конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе Мордовский костюм в творчестве русского художника Ф. В. Сычкова и народных мокшанских песнях

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект открытого урока по мокшанскому языку

«Мордовский костюм в творчестве русского художника

Федота Сычкова и народных песнях».
Цель: Пробудить интерес к мордовской культуре и стремление к общению на мордовском языке. Задачи урока: Практические: · Тренировка в устной и письменной речи лексики по теме «Элементы мокшанского костюма»; Развивающие: · Развитие навыков монологической речи, чтения; · Развитие логического мышления, воображения, памяти; Общеобразовательные: · Знакомство и тренировка чтения; Воспитательные: · Повышение мотивации к изучению мокшанского языка; · Воспитание положительного отношения к республике изучаемого языка.
Оборудование к уроку для учителя: Учебно-методическое обеспечение: 1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся; 2. Мокшанский язык. 3 класс: Второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. - 144с.; Оборудование для учащихся: 3. Авторский медиапродукт (наглядная презентация учебного материала); 4. Раздаточный материал: кукла (мокшанка), костюм, карточки с песней для чтения и перевода.

Учитель: Шумбратада, шабат!

Дети: Шумбратада, Дарья Викторовна!

Учитель: Озада! Кодама тячи числась, Ксюша?

Дети: Тячи Комсь вейхксоце октябрьста.

Учитель: Спасиба, Ксюша, озак.

Наш урок я начну с исторической справки: Народный костюм сложился в глубокой древ­ности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, род заня­тий, контакты с соседними народами - все это находило отражение в ее составе и оформлении. Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включает нательную и верхнюю легкую одежду, набор межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили раз­нообразные съемные детали и украшения. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изго­товленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству.
Мордовский народный костюм сохранил мно­гие самобытные и архаичные черты в своем обли­ке. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и на­бедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму де­талей. В узорах мордовских вышивок прослежива­ется символика, восходящая к древним веровани­ям народа. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Ребята, скажите, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Дети: Мы будем говорить о мокшанском национальном женском костюме. Учитель: Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим и изучим Мордовский костюм, но изучим не только элементы костюма, но и рассмотрим его в творчестве русского художника Федота Сычкова и народных песнях. Давайте посмотри на экран, где подробно разберем мокшанский костюм по элементам и закрепим с вами элементы мокшанского костюма:
Панчфт - цветы Руця - платок Кърганят - бусы ръкава - передник Каркс - пояс Панар - рубаха Понань носкат - шерстяные носки Кямот - сапоги
А теперь давайте посмотрим на праздничный костюм мокшанки. Ребята, предлагаю немного отдохнуть и провести нашу физкультминутку. А для этого нам нужно вспомнить счет от 1-10, кто может посчитать: Борислав. Ученик: Фкя, кафта, колма, ниле, веете, кота, сисем, кафкса, вейхкса, кемонь. Учитель: Спасибо, садись. Вместе: Фкя, кафта - пилкнень ладяйть тяфта, Колма, ниле, вете - кяттнень вяри кеподть. Ниле, вете, кота - аф ламода потак, Сисем, кафкса, вейхкса - цяпайть кяттнень вельхкссот. Фкя, кафта - комотнеда тяфта. Озада.

Учитель: Мокшанок и эрзянок любил рисовать Федот Васильевич Сычков (13 марта (1 марта по старому стилю) 1870, с. Кочелаево, Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя - 3 августа 1958,Саранск, Мордовская АССР, СССР) - известный российский (советский) художник, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР (1937), заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный художник Мордовской АССР (1955). С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы). Обратите внимание на экран, здесь показаны известные картины Ф.В.Сычков. Учитель: Следующим этапом нашего урока будет изучение мордовской песни «Луганяса, келунясь», в которой мы можем с вами познакомится с мокшанским костюмом. Давайте с вами прочтем ее и переведем, а затем прослушаем и даже споем.


1. Луганяса келунясь-2раза Точк-мочк куман дерон келунясь Вишке кума-кумандерон келунясь (стоит береза на поляне) 2. Келуть алоц такорня -2раза Точк-мочк куман дерон такорня Вишке кума-кумандерон такорня (под берёзой затоптанная трава) 3. Такорняса скомняня -2раза Точк-мочк куман дерон скомняня Вишке кума-кумандерон скомняня (под березой лавочка) 4. Скомнясь штафкя-нардофкя -2раза Точк-мочк куман дерон нардофкя Вишке кума-кумандерон нардофкя (лавочка чистая) 5.Нардафть лангса инжи стирь -2раза Точк-мочк куман дерон инжи стирь Вишке кума-кумандерон инжи стирь (на лавочку пришла девушка)
6. Стирнясь мезьса наряжаф -2раза Точк-мочк куман дерон наряжаф Вишке кума-кумандерон наряжаф (что на ней надето) 7. Акша паля лангсонза -2раза Точк-мочк куман дерон лангсонза Вишке кума-кумандерон лангсонза (на ней белая рубаха) 8. Покай кямот пильгсонза-2раза Точк-мочк куман дерон пильгсонза Вишке кума-кумандерон пильгсонза (звонкие сапоги на ногах топают) 9.Нулнай-валнай рутяса -2раза Точк-мочк куман дерон рутяса Вишке кума-кумандерон рутяса (на голове платок с кистями) 10.Киге ётай од цёра -2раза Точк-мочк куман дерон од цёра Вишке кума-кумандерон од цёра (по дороге к березе идет парень) 11Келу, макска инжицень- 2раза Точк-мочк куман дерон инжицень Вишке кума-кумандерон инжицень (березка отдай мне свою гостью) 12.Васце лувить лопанень -2раза Точк-мочк куман дерон копанень Вишке кума-кумандерон копанень (сначала сосчитай мои листики) 13. Луви-луви эльбяди -2раза Точк-мочк куман дерон эльбяди Вишке кума-кумандерон эльбяди (считает, а сосчитать не может)
Учитель: На видео, на котором мы с вами просмотрели праздничный костюм, платок был повязан по особенностям с. Сузгарья, Рузаевского района, а я сейчас проведу мастер класс по особенностям завязывания платка моего родного села Левжа, такой принцип передается из поколения в поколение, и каждая бабушка и мама, учит своих детей этому. Чтобы сохранить наши мокшанские традиции и обычаи, чтобы сохранить технику подвязывания, именно нашего села.
Учитель: Еще одним этапом нашего урока знакомство языческими богами мордвы. Нишкепаз - главный Бог Вирява - Богиня леса Ведява - Богиня воды Кудава- Богиня дома Вармава - Богиня ветра Масторава - Богиня земли
Учитель: Сейчас предлагаю Вам нарядить куклу. (Раздать дидактические материалы)
Учитель: Наш урок подходит к концу, пора подвести итоги и закрепить новую тему. -Из каких деталей состоит костюм мокшанки? Ученик: Панчфт - цветы Руця - платок Кърганят - бусы ръкава - передник Каркс - пояс Панар - рубаха Понань носкат - шерстяные носки Кямот - сапоги
Учитель: -Назовите имя русского художника, который большую часть своего творчества посвятил мордовской культуре? Ученик: Имя русского художника, который часть своего творчества посвятил мордовской культуре Ф.В. Сычков. Учитель: -Как называлась песня с которой мы сегодня с вами познакомились? Ученик: Песня называется «Луганяса келунясь» (на лугу березка)
Учитель: -Назовите языческих богов мордовского народа? Ученик: Нишкепаз -главный Бог, Вирява -Богиня леса, Ведява - Богиня воды, Кудава- Богиня дома, Вармава -Богиня ветра, Масторава -Богиня земли.
Учитель: Мне очень понравилось, что на уроке вы были активными, отвечали на мои вопросы, старались давать полные ответы, поэтому, сегодня я поставлю всем «5». Тяни стяда. Сембонди оцю спасиба. Уледа шумбрат! Васедемозонк. Ученики: Няемозонк, Дарья Викторовна!


















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа»






План-конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе Мордовский костюм в творчестве русского художника Ф.В. Сычкова и народных мокшанских песнях


«Мордовский костюм в творчестве русского художника

Федота Сычкова и народных песнях»



Выполнила: учитель мокшанского языка

Учватова Дарья Викторовна.





2015-2016 учебный год

© 2010-2022