Рабочая программа «Письмо и развитие речи» 2 класс VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ


Рабочая программа включает следующие разделы:

  • Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели и вытекающие из них задачи его изучения, основные содержательные линии;

  • Формы текущего контроля и промежуточной аттестации;

  • Требования к уровню подготовки ученика, оканчивающего 2 класс;

  • Учебно - тематический план;

  • Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

  • Контрольно - измерительные материалы;

  • Учебно - методические средства.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В младших классах школьникам с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Цели и задачи: Цель учебного курса: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:- формирование у учащихся интереса к языку
- развития умения оправданно пользоваться речью как средством общения,
- знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
- обучение школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения;
- обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
По всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения школьников с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Школьники с ОВЗ овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь. Уже во 2 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Критерии оценивания письменных работ учащихся Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно. Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно. Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо. Ошибки идентичного характера считаются за одну. Не влияет на оценку наличие неоднократно допущенных логопедических ошибок при соответствующем заключении учителя-логопеда. Ученики-логопаты не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании - зрительного внимания:

  1. пропуски букв и слогов;
  2. перестановки букв и слогов;
  3. недописывание букв и слогов;
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами;
  5. искажения слова - «наотух» (на охоту);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление;
  7. слитное написание предложений;
  8. замена одной буквы на другую;
  9. нарушение смягчения согласных - «васелки» (васельки), «смали» (смяли).

Основные требования к умениям учащихся

В программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников. Первый уровень - базовый - предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Основные требования к умениям учащихся 2 класса

Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слова - названия предметов и названия действий; приводить в качестве примеров слова этих категорий;
- составлять предложения по заданию учителя, записывать их с большой буквы, в конце ставить точку;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова, предложения и текст из слов, написание которых не расходятся с произношением (12 - 16слов);
2-й уровень
- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
- списывать по слогам слова и короткие предложения с рукописного и печатного текстов;
- составлять буквенную схему слов типа шар, суп, Мила;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (10-12 слов).

Учебно-тематический план

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса на 2013 - 2014 учебный год составлена в соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. Под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,4-е издание.

В соответствии с учебным планом на изучение предмета учеником выделено 2 часа в неделю, поэтому внесены изменения в количество часов - 68 часов в год. Изменений в последовательности изучения тем не внесено.

№ п/п Наименование темы/раздела Количество часов Из них Теоретическая часть Контроль 1

Повторение

7

5

1 спис. 2

Звуки и буквы

6

5

1 спис. 3 Слог. Ударение

6

5

1 спис 4 Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

17

15

2 спис. 5 Мягкий знак на конце слов

3

3


6 Имя существительное

6

6


7 Имена собственные

4

3

1 спис. 8 Глагол

5

5


9 Предлоги

4

3

1 спис. 10 Предложение

10

9

1 дикт.
Итого

68

60

8












Содержание программы


ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

СЛОВО


Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Учебно-методический комплекс


1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой 2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская, С.В.Комарова «Русский язык. 1 - 4 классы» (2007г)

3.Учебник: Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс: Просвещение М.:, 2013. 4.В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988. 5.Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы - под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.









Письмо и развитие речи

(2 часа в неделю, 68 часов)


№ урока

Тема урока

Дом. задание

Знания, умения, навыки

Часы

Дата

Кор-ка

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1

Повторение

Обучающиеся должны знать:

• виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации.
Обучающиеся должны уметь: • оформлять предложения в устной речи и на письме;
• ставить знаки препинания .»; «!»; «?»);
вычленять слова из предложения;
• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;
• устно составлять 3-5 предложений на определенную тему

2-3

Предложение.

4

Распространенные предложения

5

Слово.

6

Предложение и текст.

7

Контрольное списывание №1.

ЗВУКИ И БУКВЫ

8

Звуки и буквы

Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

9

Гласные звуки и буквы

10

Согласные звуки и буквы.

11-12

Звуки и буквы

13

Контрольное списывание №2.

СЛОГ. УДАРЕНИЕ.

14

Ударение.

Обучающиеся должны уметь:

делить слова на слоги;
• соотносить число звуков с числом букв в словах;
• находить ударный слог;
• переносить слова;
• писать слова с сочетаниями жи-щи, ча-ща, чу-щу;
• обозначать мягкость согласных звуков на письме;
• писать слова с непроверяемыми написаниями;
• четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
• писать под диктовку текст (1 5- 17 слов) с изученными орфограммами

15

Уточнение представлений о слоге.

16

Слог

17-18

Перенос слов по слогам.

19

Контрольное списывание №3.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ


20

Различай Р-Л


Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные

21

Парные согласные Б-П, В-Ф


22

Парные согласные Г-К,Д-Т


23

Парные согласные Ж-Ш, З-С


24

Звонкие и глухие согласные

25

Шипящие согласные


26

Свистящие согласные


27

Различай шипящие и свистящие согласные

28

Контрольное списывание № 4.

29-31

Гласные буквы Е,Ё,Я,Ю


3 ч

32-34

Твердые и мягкие согласные


35

Различай твердые и мягкие согласные

36

Контрольное списывание №5.

мягкий знак на конце слов

37-39

Мягкий знак на конце слов



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



40-44

Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы «кто?». «что?»



45

Повторение

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ


46-47

Заглавная буква в словах: в именах; фамилиях; кличках животных

Обучающиеся должны знать:
• слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.
Обучающиеся должны уметь:

• писать большую букву в именах собственных

48

Повторение


49

Контрольное списывание №6

ГЛАГОЛ


50-54

Понятие о словах, отвечающих на вопрос «что делает?».


ПРЕДЛОГИ

55

Понятие предлога

56

Написание предлогов

57

Контрольное списывание №7

58

Непроизносимые согласные


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

59

Предложения.

60-62

Понятие о тексте. Выделение предложения из текста

63

Начало предложения.

64-65

Составление текста по картинке

66-67

Вопросительные предложения.

68

Контрольный диктант по теме «Предложение»



Проверочная работа


Диктант.

Теплый день. Коля и Дима идут на речку. Там брат ловит рыбу. Он поймал щуку и леща.


17 слов.


© 2010-2022