Экономическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экономическое воспитание учащихся

в процессе трудового обучения

в начальной школе.

О. Б. Бессонова
учитель начальных классов КГУ ОШ №61

г.Алматы
Трудовое обучение в начальных классах - это лишь небольшая, но
очень важная часть единой системы воспитания, обучения и развития учащихся. Наша жизнь не стоит на месте. Ускоряется темп развития науки и
техники, в производство внедряются новые технологии, безудержно
растет объем информации. Всё это выдвигает большие требования к
выпускникам наших школ. Ведь кому, как ни им предстоит принимать
ответственные решения и в повседневной жизни, и в общественной
жизни страны, поднимать экономику и повышать благосостояние
нашего государства. В осуществлении этих задач трудовое обучение в начальных классах, как мне кажется, имеет большое значение. Как неразрывно связаны пять пальцев на нашей руке, так же тесно
переплетаются в процессе обучения нравственное, умственное,
эстетическое, трудовое и экономическое воспитание подрастающего поколения. Что же такое экономическое воспитание? Само слово экономика происходит от двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон и в дословном переводе означает «законы ведения домашнего хозяйства». Я думаю, что первые шаги по «ведению домашнего хозяйства»
закладываются именно на уроках трудового обучения в начальных классах.
Потому что именно здесь, на уроках труда, младшие школьники учатся, как
пришить оторвавшуюся пуговицу, как сделать заплатку, вышить салфетку,
как в чистоте содержать свой дом, как ухаживать за комнатными растениями
и многому другому. Одним из ведущих видов человеческой деятельности является трудовая, т.е. одна из главных наших потребностей - это потребность трудиться. На уроках труда мои маленькие человечки не только получают элементарные трудовые умения и навыки, но и раскрываются всесторонне, открывая не только для себя, но и для всех свой безграничный мир фантазий и открытий. Ведь человеку свойственна потребность знать, творить и изобретать. Трудовое обучение вплотную связано с экономическим воспитанием, так
как на каждом занятии под руководством учителя дети учатся анализировать
предстоящую работу, планировать её, правильно организовывать труд,
контролировать свои действия и результаты труда, экономить используемые
материалы и находить практическое и многостороннее применение
выполненным изделиям. Изготовление детьми различных и нужных вещей
составляет одну из важнейших сторон экономического воспитания младших
школьников на уроках трудового обучения. В процессе практической работы
они уточняют свои представления об окружающих их вещах, знакомятся с
миром техники, инструментами, материалами, приспособлениями. В
процессе труда школьники знакомятся с правилами безопасности труда и
личной гигиены, простейшими способами и приёмами обработки различных
материалов, учатся бережно относиться к материалам, инструментам,
предметам труда, учатся работать не только самостоятельно, но в паре и в
группе. Работая в группе, дети учатся правильно распределить труд так,
чтобы вещь была сделана не только быстро, но и аккуратно. И главное, чтобы вещь, которую делают дети, имела общественно полезную значимость. Детям не безразлично, какие изделия и работы они выполняют. Чем более нужные в их жизни, разнообразные, внешне привлекательные, а
главное, полезные изделия предстоит им сделать на уроке, тем с большим
увлечением, интересом и энергией начинают они относиться к их
изготовлению. «Работы по шитью, вышиванию, плетению привлекают детей
своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной
своими руками салфетки, закладки, игрушки! Не меньшее удовольствие
доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей.
Умелые руки и фантазия творят чудеса!» (1) И если мы рассмотрим задачи, которыми занимается экономика, то мы
увидим, что экономическое воспитание и трудовое обучение неразрывно
связаны друг с другом. Ведь «задачами экономики являются поддержание, продолжение и улучшение условий жизни человека.»(2) , Я думаю, что сегодня уже невозможно эффективно осуществить ни
нравственное, ни умственное, ни трудовое воспитание, обходя
экономические вопросы соответствующих видов деятельности. Потому что
экономическое воспитание вносит огромный вклад во всестороннее развитие
ребёнка, расширяет его познания о мире общества и роли человека в этом обществе.

Что главный всегда
И везде Человек!

И если свой труд

Не приложат люди -

Ни молока, ни ватрушки
Не будет! (3) В наше время, когда идёт огромная перестройка народного хозяйства, и
мы переходим к новым социально-экономическим отношениям, перед семьёй встаёт множество проблем. Поэтому раннее включение детей в трудовую жизнь семьи имеет полезную основу для воспитания и развития социально зрелой личности. Начиная с 1 класса, дети учатся самостоятельно пришивать пуговицу,
накладывать заплатку, содержать свою одежду в чистоте. Это не только учит
их самостоятельности, организованности, но ещё и экономит время родителей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами,
средствами, результатами труда, самим трудом. На основе этих отношений у
младших школьников формируется бережное отношение к инструментам,
личным вещам, школьному имуществу. Эти отношения проявляются в
аккуратности, дисциплинированности, внимательности. А сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками
салфетки, закладки, игрушки! И не надо просить родителей: «Мама, купи мне закладки для книг (или игрушку)!» Ребёнок может сам выполнить нужную ему вещь. А если друг пригласил на день рождения и тебе хочется сделать оригинальный подарок да ещё сэкономить семейный бюджет. Подарок можно сделать самому. Ведь изделие, выполненное своими руками, ценится больше, чем вещь, купленная в магазине, и содержит частицу души того, кто делал подарок. Сколько нужных и полезных вещей делаем мы с детьми на уроках труда. Поздравительные открытки, изделия из оригами, декоративные панно,
игольницы, учимся шить и вязать и многое другое. А также даём вторую
жизнь вышедшим из употребления вещам. На моих уроках в ход идёт всё: и
коробочки из-под спичек, и пластмассовая капсула от «Киндер сюрприза», и
стержни от шариковых ручек, и даже пластиковые ячейки от конфет. Вот стая ворон прилетела к кормушке и весело переговаривается, а вот
игрушка для маленькой сестрёнки, которую можно повесить над детской
кроваткой, чтобы она не плакала. Мозаика из скорлупы - портрет любимого
петуха Пети. Для бабушки - игольница, а для мамы - фартук с косынкой в
подарок на 8 марта, сделанные с любовью и от всей души. Это лишь
небольшая часть работ моих детей. Чтобы увлечь учеников такой работой,
нужно иметь большое желание и время. Как вдохновенно они создают что-то
новое, а как любят играть своими игрушками! Работы над мягкой игрушкой (3 класс) много, поэтому шьём мы её в
группе, состоящей из 3-4 человек, так как дети теряют интерес к работе,
когда она кропотливая и довольно длительная. Командир группы следит за дисциплиной, качеством работы, её распределением. Такая форма работы позволяет в 2-3 раза сэкономить время, затраченное на изготовление, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности детей и учит этике общения. Работая, таким образом, дети уже в младшем школьном возрасте
знакомятся с разделением труда, что является неотъемлемой частью экономики. А к оценке трудовой деятельности детей я подхожу очень тактично и
осторожно. Ведь главной воспитательной целью уроков трудового обучения
является формирование любви и интереса к труду, причём к любому труду,
который нужен коллективу, обществу. Это достигается в том случае, если с
трудом даже однообразным, физически не всегда приятным, всегда будет
связываться чувство удовлетворения, радости, удовольствия. Добиться этого возможно в первую очередь тем, что в результате труда детей непременно должно получиться изделие, пригодное для той цели, которой оно предназначалось. На каждом уроке мои ученики решают различные задачи: как экономнее расходовать материал, как рациональнее использовать рабочие усилия и сэкономить время. Выполняя с детьми, различные изделия на уроках трудового обучения и
применяя при этом различные методы и приёмы работы, я увидела, как из
урока в урок совершенствуются и закрепляются обще-трудовые умения и
навыки учащихся, а также умение планировать и закреплять свой труд,
экономно расходовать материалы, правильно, по назначению их применять. Подводя итог, я бы хотела сказать: воспитание личности младшего школьника в трудовой деятельности и формирование осознанной потребности в труде имеет не только социальное, нравственное, но и экономическое значение. В процессе реализации трудового воспитания младших школьников
учителю начальных классов необходимо затрагивать вопросы экономических основ рыночного хозяйства, общие положения политики и экономики. Результатом современного обучения должна стать всесторонне
развитая личность, готовая к жизни и труду, и я на собственном опыте
убедилась, что уроки трудового обучения могут внести в её формирование существенный вклад. Литература: 1. М. И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками».
Ярославль «Академия развития» 1997г. 2. Т. Р. Ермекова, А. А. Подмазенко «Основы экономических знаний».
Алматы «Жазушы» 2003г. 3. А. Табылдиев «Великий спор», Р. К. Луцкина «Введение в экономику» Алматы 1997г.

4


© 2010-2022