Урок литературного чтения Е. Благинина Посидим в тишине

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 55

Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине». Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать выразительность и правильность чтения, а также понимание читаемого.

Характеризовать персонаж. Выучивать стихотворный текст наизусть. Классифицировать книги по заданным параметрам. Расширять литературный кругозор

Личностные: - Формировать нравственно-этическую ориентацию. Развивать эмпатию. Метапредметные:

Регулятивные: - Принимать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные - Ориентироваться в книгах.

логические - Анализировать произведение с целью характеристики персонажа.

Коммуникативные: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Педагогические задачи: совершенствовать навык чтения; упражнять в интонационно-выразительном чтении; развивать устную речь и познавательный интерес к чтению

Оборудование: компьютер, проектор, мультфильм, портреты Е. Благининой и Э. Мошковской.

Ход урока: I. Организационный момент. Психологический настрой класса.

- Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

II. Определение темы урока и постановка цели.

Загадываю детям загадку

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо -

Лучше всех на свете… (мама)

-Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово-"мама". Для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в школе, кто в магазине - они ещё справляются со множеством домашних дел. Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать.

-А как вы помогаете вашим мамам? (убираем за собой игрушки, поливаем цветы, ухаживаем за животными).

-Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.

- Кто догадался, о ком будем сегодня говорить?

-Какова цель урока?

- Для чего вам это нужно?

Н. Саконская Разговор о маме

От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Мы любим её,

Как хорошего друга,

Зато, что у нас

С нею всё сообща,

Зато, что, когда

Нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча

Мы любим её и зато,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.

Но стоит с повинной

Прийти головою-

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

Зато, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё.

И просто зато,

Что она наша мама,

Мы крепко и нежно

Любим её.

III. Проверка домашнего задания

IV. Введение в тему урока. Речевая разминка.

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение Агнии Барто

Мама поет

Мама по комнатам,

В фартуке белом,

Неторопливо пойдет,

Ходит по комнатам,

Занята делом

И, между делом,

Поет.

Чашки и блюдца

Перемывает,

Мне улыбнуться

Не забывает

И напевает.

Но вот сегодня

Голос знакомый,

Словно совсем и не тот:

Мама по-прежнему

Ходит по дому,

Но по-иному поет.

Голос знакомый,

С особенной силой

Вдруг зазвучал в тишине.

Доброе что-то

В сердце вносил он…

Не разреветься бы мне.

-Что вам хочется сказать о стихотворении?

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

-Почему мама в стихотворении Барто поет по-другому? Что вы поняли?

-Когда мама грустит?

V. Работа по теме урока. 1. Прогнозирование. - Прочитайте название произведения, которое написала Елена Александровна Благинина и рассмотрите иллюстрации к нему (учебник, с. 27-28). - Что можно сказать об этом произведении еще до прочтения? (Это стихотворение. Оно о маме и девочке.)

2.Знакомство с биографией

Елена Александровна Благинина (1903-1989).

Благинина Елена Александровна родилась в с. Яковлево под Мценском, жила и училась в Курске. В семье хорошо знали и любили народное творчество, русскую литературу. С восьми лет Благинина Е. начала сочинять стихи, сказки, пьесы для домашнего театра. Еще учась в Курском педагогическом институте, она стала членом Курского союза поэтов; потом училась в Московском литературно-художественном институте им. В. Брюсова, одновременно работала в багажном отделении «Известий».

В 30-х голах Благинина Е. стала редактором Журнала «Мурзилка», а затем журнала «Затейник». Сборник 1939 г. «Вот какая мама!» сделал Благинину Е. известным детским поэтом.

Благинина Е. писала песенки, частушки, скороговорки, загадки, дразнилки и лирические стихи. Герои стихотворений поэта доброжелательны, мягки, внимательны к окружающим («Наш дедушка», «Посидим в тишине», «Подарок», трудолюбивы («Не мешайте мне трудиться!», «Приходите, поглядите»), бережно и трепетно относятся к окружающей природе (« Котенок», «Рябина», «Золотая осень», «Улетают, улетели ... »), радостно идут навстречу новому и неизвестному.


3. Чтение стихотворения учителем. - Оправдались ли наши предположения? 4. Чтение стихотворения учащимися вслух по «цепочке» Самостоятельное чтение произведения «про себя». 5. Беседа по содержанию.

- Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, к какому из этих литературных жанров можно отнести это произведение?

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

- Какая она будет? ( Плавная, медленная)

Физминутка

- А сейчас пришло время отдохнуть

Работа по теме урока.

6. Работа над выразительностью чтения (работа в парах)

- Как нужно читать это стихотворение? С каким настроением? - С какой интонацией вы должны произносить слова героини? - Какие слова выделить голосом? Как вы думаете, почему? - Прочитайте текст однокласснику выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героини. - Оцените, друг друга с помощью карточек-сигналов, обоснуйте свою оценку (слушание 3-4 учеников).

7.Мини-конкурс на лучшее исполнение стихотворения.

8.- Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? Дети: Да.

- Чем она понравилась, какая она? (Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать. )

- Чему хочет нас научить автор?

-Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.

Ведь очень часто ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.

VI. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что вы узнали на уроке?

- Какой опыт вы сегодня приобрели на уроке?

- Почему важно в семье любить друг друга?

- Как выразить свою любовь к маме?

- Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?

- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его.

Не обижайте матерей.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

VII.Д/з. стихотворение выучить наизусть. VIII. Рефлексия.

5


© 2010-2022