Урок по литературному чтению нанайская народная сказка Айога

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспекта урока

Класс: 2

Тема: Нанайская народная сказка «Айога», первый урок

Образовательные: - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);
- выявить особенности сказок как литературного жанра;
- учить понимать эмоциональный настрой произведения;
- учить умению оценивать поступки героев.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся. (Направлен на подготовку обучающихся к работе) Релаксация.
Учитель: На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения. 2.Этап актуализации знаний. (Направлен на актуализацию имеющихся у школьников знаний и опыта, вызов интереса к данной теме, мотивацию изучения материала. Результат деятельности - обучающиеся актуализируют знания о жанре сказки) Учитель: «В каждом существе: в тебе, во мне - живёт много разных персонажей, и далеко не все из них самые симпатичные» (Ш.Холмс). (Cлайд 1) - А разобраться нам поможет жанр. Какой, узнаете чуть позже. Работа в группах.(3 группы) Учащиеся работают в группах над созданием кластеров.

сказка

сказка

сказка

Урок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка АйогаУрок по литературному чтению нанайская народная сказка Айога

Учащиеся в группах высказывают свою точку зрения, аргументируют.

Прогнозирование содержания по заголовку.

Учитель: Сегодня будем исследовать сказку «Айога».

- Предположите, кто или что такое Айога?

Дети предполагают, что это может быть принц, просто мальчик или девочка, добрая фея, сказочная страна. Это только предположение.

- Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может быть народная.

Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти произведением.

Проблемный вопрос. - К концу урока вы должны ответить на вопрос «Можно ли гордиться красотой» (Слайд 2)

- Что это может быть, на ваш взгляд? (Слайд 3) Дети говорят, что это рамки для картин.

- Исследовав поступки, речь, внешность, черты характера героев этой сказки, мы можем ответить на главный вопрос урока.

Чтение учителем:

Там, где плещет Амур, сверкая

На берегах сибирских вод,

В краю, занесенном снегами,

Нанайский народ живет.

- О каком народе говорится в произведении? (О нанайском). - Нанайцы - коренные жители Хабаровского, Приморского края, острова Сахалин. (Слайд 4) Их около 12000. Они рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих упряжах, сочиняют сказки. (Слайды 1-7) У каждого народа своя культура, традиции, быт. Читая сказки разных народов, мы знакомимся с особенностями разных национальностей. Исследовав сказку, вы должны назвать особенности нанайского и коми-пермяцкого народа. (Слайды 8 -13) Результат деятельности. Формируется гражданская компетентность. В ходе сравнения обучающиеся называют особенности этих народов, что в дальнейшем поможет им социализироваться в обществе.

Учитель: «Айога» - это нанайская народная сказка. 3.Выход на тему урока совместно с учащимися.

Определите тему урока. (Слайд 14)

Тема урока: Совместное целеполагание.

Цели урока:

Познакомиться …

Учиться читать …

Анализировать …

Развивать …

Воспитывать в себе …

- Прочитав сказку, вы должны сказать в конце урока об особенностях нанайского и коми-пермяцкого народа.

III. Работа по теме.

1) Подготовка к восприятию сказки. Учитель: Во время охоты нанайский охотник кричит Ай-о! Ай-о! Ай-о! Давайте с вами покричим. Учитель: Сравните крик охотника и название сказки.

- Что общего?

2) Первичное чтение

Целевая установка. - Прочитаем сказку. Раскроем тайну в три слога в названии сказки.

1.2 части читает учитель, 3. 4 части - хорошо читающие ученики до слов «взяла мать лепешку…»

Прогнозирование развития сюжета: - Предположите, как будут дальше развиваться события?

- Подтвердились ли ваши предположения, - узнаем, дочитав сказку.

Продолжение первичного чтения:5,6 части читает учитель.

Проверка первичного восприятия.

-Подтвердились ли предположения?

-Почему в названии сказки появился слог га?

- Какие действующие лица противопоставляются в сказке? Назовите их.

Учащиеся высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Словарная работа. (Слайды 15-20)





- Прочитайте слова из текста и соотнесите с их значением. Очаг - сожмутся, съежатся

Покоробятся - приспособление в виде плоской палки вместо утюга

Мялка - печь, огонь

4) Физкультминутка.

- Покажите, как гребут веслами.

- Покажите, как едут в собачьих упряжках.

- Покажите, как ловят рыбу.

- Покажите, как мнут кожу.

- Покажите, как шьют одежду

- В каком жанре написана «Айога»? (сказка)

- Напишите носиком слово сказка.

Работа над текстом. Результат деятельности - формирование информационной компетенции. В процессе работы ребята учатся извлекать необходимую информацию из текста. В процессе сравнения и противопоставления героев сказки формируется ценностно-ориентировочная

компетентность.

Работа по группам.(1 группа) 1 часть. Целевая установка: - прочитайте глазами 1 абзац, найдите предложение, записанное половинками букв (Все её очень любили.) - Кого любили? Почему? (карточка красивая)

2 часть. (2 группа). Целевая установка: прочитать и подчеркнуть глаголы. Как характеризуют эти слова Айогу?

3,4 части.(3 группа)

-Прочитайте. Как этот отрывок характеризует Айогу и соседскую девочку? (карточки - ленивая, грубая, трудолюбивая, ласковая, гордая, услужливая)
- Определите, какой момент наступает в сказке? (Слайд 17) Вам необходимо переставить слоги, чтобы получить данное слово. Это слово - кульминация.

5,6 части - чтение цепочкой. Целевая установка: Найдите предложение, которое характеризует отношение матери к поступку Айоги? - Почему мать сказала так? Ученики рассуждают, что мать любила свою дочку. Ей было не безразлично, какая у неё растет дочь. Её огорчало поведение дочери. 5) Работа после чтения сказки. - С чего началось превращение Айоги в самовлюбленную и эгоистичную девочку? - Как понимаете значение слов самовлюбленная и эгоистичная? - Кто виноват в этом? Ученики рассуждают, что, прежде всего, Айога виновата сама, но и окружающие помогли ей в этом. Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на неправильное поведение. Девочка была наказана, превратилась в гуся. Это превращение произошло у воды, так как вода является проводником из реального мира в сказочный. С этой девочкой произошло несчастье, потому что она загордилась. Обсуждение проблемного вопроса: Есть в русском языке слово - гордыня. (Слайд 18) - Может, кто-то из вас знает, что это слово обозначает? - Гордыня - это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм - это пренебрежение интересами других людей; забота лишь о собственных интересах. Есть похожее на слово гордыню слово гордость. - Как вы думаете, гордость - это хорошее качество характера? Учитель: Гордость - это чувство собственного достоинства и самоуважения. - Какого испытания не выдержала Айога? - Дети рассуждают, что красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распоряжался этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. - На что обрекают себя самовлюбленные люди? - Что написано между строк в сказке? - А хотелось ли вам, чтобы сказка закончилась по-другому? - Что для этого должна сделать наша героиня? - Кого бы вы хотели иметь подругой: соседскую девочку или Айогу? Учащиеся высказывают и аргументируют свою точку зрения.

IV. Творческое домашнее задание. (Слайд 19) Читатель - исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое задание на выбор: 1. Познакомь своих домашних с этой сказкой и узнай их мнение о поступках героев.
2. Придумай своё продолжение сказки.

V. Итог. - Как вы думаете, Айога:

а) Твоя современница; б) Девочка, которая жила 100 лет тому назад. Учитель: А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
Прочитайте вопрос: Можно ли гордиться красотой?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
Обучающиеся рассуждают, что в сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни такого человека ждет одиночество. - Назовите особенности коми-пермяцкого и нанайского народа?

- Что ценится в народных сказках?

VI. Рефлексивно-оценочный этап. (Слайд 20) Продолжи фразу: - Мне было интересно…
- Мне захотелось… - Урок заставил меня задуматься о том, что…

Помните, дети: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок»

Спасибо за урок!








© 2010-2022