Выступление по теме: Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Приветствие. Уважаемые коллеги! Посмотрите налево, видите окно, помашите ему рукой. Посмотрите направо, видите своего соседа, скажите ему «Привет!». Посмотрите на меня: Здравствуйте, друзья!

Мы работаем по новым стандартам. Каким должен быть выпускник начальной школы

«Портрет выпускника начальной школы»

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться

  • Любящий родной край и свою страну

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

  • Умеющий высказать свое мнение

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Из этого списка на главное место можно поставить здоровье. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения. Тема моего выступления «Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной школы»

Здоровьесберегающие действия:

  • Оптимальная плотность урока

  • Чередование видов учебной деятельности

  • Оздоровительные моменты

  • Эмоциональные разрядки

  • Правильная рабочая поза ученика

При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:

1. Индивидуально- ориентированный подход в обучении (учет индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.)

2. Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя).

3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный).

4. Смена видов деятельности.

5. Профилактические мероприятия (использование здоровьесберегающих действий на уроке).

6. Соблюдение СанПиНов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста состояния здоровья).



Динамично помогают начать урок такие методы, «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Каждый третий ребёнок, поступающий в школу, уже имеет нарушение осанки. От нас, учителей, в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребёнка.

  • Для улучшения осанки использую тренажёры - мешочки, наполненные различными крупами. Во время письма мешочек лежит у ребёнка на голове. Сидит ученик правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы.

  • Использую ещё такой приём. Ребёнку разворачиваю плечи, выпрямляю спину, ставлю плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку.

  • Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно - двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины.

  • У каждого ребёнка под ногами лежат самодельные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова. Это массажные коврики (мешочки с бобами). На них дети в носочках проводят физкультминутки на массаж различных групп мышц, обязательно в стихотворной форме.

  • Провожу массаж пальцев рук с помощью специальных тренажёров. Это оказывает благотворное влияние на весь организм.

  • Всю организацию учебно-воспитательной работы строю с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

  • сделала облегчённой начало каждой учебной недели и учебной четверти (не задаются домашние задания);

  • в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигнет высшего уровня;

  • рационально чередую учёбу и отдых детей.

  • В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например,

Русский язык

Вежливые слова и здоровье.

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Пословицы Русские народные пословицы - кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

«Чистота- залог здоровья.

Здоровье разум дарит.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

С курами ложись, с петухами вставай».

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела.

  • Пясть- пястные кости- запястье.

Пясть - это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони.

  • Перст - персты - перстень -перстенёк.

Перст - старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

  • Ладонь - ладья - ладушки - оладьи - ладошки - ладоши.

Ладья - это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

  • Ухо - подушка - заушница - заушная область

Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово «заушница» - так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни - свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

  • Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

Дети легко и охотно приходят к заключению:

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

  • на уроке математики:

  • Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека - 260 костей.

  • Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?

  • Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 - 260 = 90.

  • - Куда деваются эти кости?

  • - Они срастаются.

  • Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

  • Ответ: 350 - 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

  • Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

  • Ответ: 350 - 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу.



  • На уроках использую закон сложной ассоциации и свойства цвета:

  • Все таблицы по математике написаны четырьмя цветами на листах белого цвета. Всё, что касается сложения - красным, вычитания - чёрным, умножения - зелёным, деления - синим. Так вместе с восприятием цвета идёт процесс познания. Наглядные пособия вешаю на стенах только во время урока, затем - снимаю. Иначе они дадут обратный эффект. Такое цветовое решение помогает запоминанию правил.

  • Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске. Каково же их назначение?

  • - жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку;

  • - синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике;

  • - зелёный круг - для успокоения;

  • - оранжевый - цвет творчества, будит фантазию;

  • - красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

  • Очень часто родители слышат от учителя: "Да Ваш сын не слышит меня на уроке, не видит учителя в классе". Почему? Оказывается, у каждого человека есть ведущий глаз и ведущее ухо. Ребёнок учится одним глазом, второй глаз - не ведущий, он помогает первому. Как определить ведущий глаз? Берём лист бумаги с вырезанным посредине кругом диаметром 2 - 2,5 см. На вытянутых руках ученик держит этот лист и смотрит в круг учителю в переносицу, Учитель находится от ученика на расстоянии 3-х метров. И мы увидим ведущий глаз ребёнка, От этого зависит место посадки ребёнка в классе. Все правоглазые дети должны сидеть за партой у окна или занимать место первого варианта в среднем ряду.

Слышит ребёнок нас тоже одним ухом. Второе даёт дальность и направленность слухового восприятия. Как определить ведущее ухо? Очень просто. Дать наручные часы и сказать: "Послушай, как они тикают". Ученик бессознательно подносит их к ведущему уху: левому или правому. Что даёт учителю выявление ведущих уха и глаза? Эта работа помогает понять природу конкретного ребёнка. Например: мальчики (л. г., л.у.) - учатся тяжелее всех, самые уязвимые дети. Левое ухо очень неустойчиво к шуму, громкому голосу учителя. Из-за шума ребёнок начинает нервничать, внезапно может появиться даже температура. Заболевания - психоневротические.

  • Игра - мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения.

  • Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых - разыгрывание ролей для зрителей, т. е. играющие должны достаточно хорошо уловить сущность изображаемого для других образа. Игра является корректирующим средством для детей, страдающих замкнутостью, патологической застенчивостью, речевой заторможенностью и даже заиканием. Одной из форм игры является проигрывание известных сказок.

  • Музыкотерапия.

  • Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве каждый вечер засыпали под колыбельную музыку. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшает тем самым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс.

  • Ароматерапия.

    • - В классе растёт герань (снимает неуверенность в себе).

    • - Хлорофиттум (хорошо очищает воздух).

    • - Кактус (нейтрализует радиоактивность)

  • Физкультминутки.

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Кроме того, обязательные две физминутки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц.

Требования к проведению физкультминуток: Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия - гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало.

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой; При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

  • Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  • Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

  • Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

  • Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • Упражнения для кистей рук;

  • Гимнастика для глаз;

  • Гимнастика для слуха;

  • Упражнения, корректирующие осанку;

  • Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

  • Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо:

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем "телом". Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:



  • - упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • - упражнения для кистей рук.

  • Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение:

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

  • Гимнастика для глаз:

  • 1."запуск" глаз в работу - это массаж активных точек лица на первой минуте занятия.

  • 2. тренажёр «Солнышко»

  • 3. тренажера "Видеоазимут"

  • 4. "Дорожка"

  • Оригинальная гимнастика

Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма.
  • 1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом.


  • Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].



  • Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
  • Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

В создании здоровьесберегающей среды на уроках и внеклассных мероприятиях помогают практические советы докторов:

1. Ребёнок должен как можно больше двигаться.

Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей. Помните, движение что воздух. Нет воздуха - мы задыхаемся. Нет движения - тело увядает, мысль не работает, психика угасает.

2. Не усади!

Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать конторки.

3. Никакой преграды глазу ребёнка!

Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование и т.д.)

5. "Нам песня строить и жить помогает"

Если вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!

6. Образы управляют миром.

Ребёнок должен постоянно совершенствоваться в художественно-образной речи.

«Если нравится тебе»

(Педагог поёт песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за воспитателем делают движения.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 хлопка за коленками.)

Если нравится тебе, то делай так. (2 притопа ногами.)

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То сделай всё!

Многое из перечисленного здесь приемлемо для применения в любой школе. Ведь здоровье должно быть и у детей и у учителей. Здоровье - наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.

Внедрение в практику работы данных приёмов здоровье сберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.



© 2010-2022