Конспект урока чтения И. Суриков Детство

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. " Детство".

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.

. Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;

  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

  • называть стихотворение, определять тему;

  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

.Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование чувства гордости за свою Родину;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;

-готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

Предметные результаты:

-формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу "Стихи русских поэтов", модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

а) Активизация внимания.;

Долгожданный дан звонок ,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.

- Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы - мне, а я - вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;

Приветливы и ласковы.

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

- Назовите тему раздела, с которым сейчас работаем.

«Стихи русских поэтов» Слайд№1.

- С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

(И.Никитин «Русь», «Утро».)

3. Актуализация, мотивация.

Определите к какому жанру литературы относятся эти произведения:

1. Вот север , тучи нагоняя ,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

_Кто автор? Докажите, что это стихотворение.


2. Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима) -Докажите, что это загадка.

3. Автор: Толстой Алексей Николаевич

(Из повести «Детство Никиты») Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор. -Отрывок из повести. -А какие ещё литературные жанры вы знаете? -Какая тема объединяет все эти произведения? -Тема зимы. -А с какими произведениями о зиме мы с вами ранее познакомились? Слайд№2

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»

4.Постановка учебной задачи.

Слайд№3 - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?(Будем читать о зиме)

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сур икова.

Слайд №4. Ученик рассказывает биографию автора

Слайд№5,№6.

(Иван Захарович Суриков - поэт - самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)

Слайд№7.

- Прочитайте и назовите тему нашего урока.

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. " Детство".

3) - Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Слайд№8, №9.

- Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова; узнать, почему Суриков его написал

- Для чего это вам нужно?

- Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд №10

5.Открытие новых знаний и способов действий.

Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».

Слушание произведения.

- Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение, и постарайтесь мысленно нарисовать картинки о прочитанном.

-Какие картинки вам рисовались вам?

6.Первичное закрепление. Слайд№11

- Как вы думаете, какой это жанр? Докажите.

- Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

- О чём оно?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Кубарем качуся - стремительно, быстро (кубарь - детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти - крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец - подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка - приспособление для ручного прядения.

Ветхий-дряхлый, старый

Смежить- сомкнуть, закрыть

7. ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ

-Давайте разделим текст на части.(Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)

  • 1. Катание с горы.

  • 2.Тихий вечер в семье.

  • 3.Бабушкины сказки.

  • 4.Волшебный сон.

  • 5.Наступление утра.

  • Слайд№14

  • Работа с текстом 1 части

  • Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

  • -А где происходило событие?

  • -И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

- А как вы объясните смысл строчки: "И я на бок - хлоп!"?

- А как себя чувствовал мальчик?

"Все лицо и руки

Залепил мне снег..."

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

Как бы вы озаглавили эту часть?

-Прочитайте строки, в которых описано изменение погод (Поднялася вьюга ,на небе темно…)

-Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)

Работа с текстом 2 часть.

-О чём говорится в этой части?

-Чем отличается вечер, описанный в стихотворении от современных вечеров в семье?

Как озаглавим эту часть?

Работа в рабочей тетради с.8 №3

Работа над 3 частью.

Чтение вслух.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? ("Иван-царевич и серый волк").

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

"А в трубе сердито
Ветер злой поет"?

Ребята. - Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
- А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой "секрет" мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. - "Тихо речь журчит". Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.


Работа над 4 частью.

-О чём говорится в этой части?

Р.т с.9 №4

Прочтите отрывок, соответствующий иллюстрации.

Работа над 5 частью.

-Какова главная мысль этой части?

Р.т. с.9.№5

С.8 №2 (работа в парах)

Физминутка дыхательная и для зрения

7. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)

- А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

- А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

Слайд№21

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в ваш город Тюмень.

Слайд№24.

9. Домашнее задание:

1)Читать стихотворение выразительно.

Закончить урок я хочу пожеланием:

Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им,

Начав с нуля, иначе

Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.



© 2010-2022