Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах интересовал меня на протяжении всей моей педагогической работы. За время педагогической деятельности я использовала в своей работе различные педагогические технологии: от «Сохранения и совершенствования знаний, умений учащихся» В.Н.Зайцева до личностно-ориентированного обучения. Опыт моей работы по предыдущей самообразовательной теме «Совершенствование навыков чтения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода» помог мне выявить уровень готовности каждого ребенка, поступающего в первый класс на начало 2008-2009 учебного года.
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка» Рис.1. Диагностика готовности каждого ребёнка к овладению грамотой на начало 2008-2009 уч. года.
Диагностика показала, что уровень готовности детей низок и не одинаков. Я условно выделила 3 уровня:

  • высокий - 27% (это всего 3 ученика);
  • средний - 9% (1 ребёнок);
  • низкий - 64% (7детей практически не готовы к школе).
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка» Рис.2. Соотношение уровней готовности детей к обучению.


Это значит, что лишь 36% детей не должны испытывать особых труд- ностей в обучении (всего 4 ребёнка). По данным исследования мною выявлена проблема детей с низкой разноуровневой готовностью к обучению в первом классе. На современном этапе образования эта проблема является актуальной.

Проблему сформулировала в виде вопроса: - как помочь каждому ребёнку адаптироваться к условиям обучения, развить творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализа-ции?
Я вновь в поиске, в поиске более эффективной системы обучения и развития детей с разными познавательными способностями. Я должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности, уметь различать индивидуальные черты в способностях своих учеников и соответственно видоизменять процесс обучения. Таким образом, я выявила необходимость внедрения дифференцированного обучения. Считаю, что именно внутренняя дифференциация обучения способна создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам давать двум другим полезное самостоятельное упражнение». Данная проблема подвела меня к выбору моей исследовательской темы по самообразованию: «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка». Эта тема - явилась продолжением работы по предыдущей теме моего самообразования.
Определила цель своей работы: «разбудить» внутренние силы и возможности каждого ребёнка, использовать их для более полного и свободного развития личности. Следовательно, для реализации цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • дифференциация причин неуспеха;
  • изучить научно-методическую литературу, опыт работы по теме;
  • изучить личность ребенка с помощью педагогической и психологичес-кой диагностики;
  • определить направления деятельности (формы, методы, средства);
  • создать и внедрить методический инструментарий образовательно-
го процесса;
  • отслеживание динамики изменения в личностном росте и развитии обучающегося;
  • анализ результатов (выявление причин успехов и недостатков);
  • организация коррекционной работы с ребенком.
Объект исследования: образовательный процесс Предмет исследования: методические основы разработанной системы
Сроки и этапы реализации исследовательской работы: 1 этап - подготовительный: (сентябрь 2008 г.- декабрь 2008г.)
  • изучение психолого-педагогической литературы, современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;
  • изучение методик диагностики для определения тех или иных качеств ребенка;
  • аналитико-диагностическая деятельность;
  • поиск форм, методов, способов развития ребенка;
  • планирование содержания коррекционно-развивающей работы.

2 этап-практический: (январь 2009 г.- май 2009 г.)
  • использование диагностических методик для самооценки, самоанализа и самокоррекционной работы;
  • использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;
  • наблюдение динамики роста учащихся;
  • прогнозирование развития изучаемой проблемы.
3 этап-аналитический: (сентябрь 2010 - октябрь 2010г)
  • определение уровня особенностей личностного качества ребенка;
  • соотношение результатов работы;
  • обработка и анализ результатов исследовательской работы;
  • обобщение опыта, определение перспектив и путей развития ребенка.



Работа направлена:



  • на развитие творческих способностей;
  • на содействие саморазвитию личности;
  • на создание условий для активизации усилий ребенка по решению
собственных проблем;
  • на отслеживание достижений развития ребенка.


Исследования позволят заметить возникающее психологическое неблаго-получие, предупредить появление серьезных проблем у ребенка, определить формы и методы работы с учеником.

Прогнозируемые конечные результаты:

  • развитие общеучебных умений ребенка;

  • развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • формирование положительной « Я - концепции»;

  • развитие мотивационно - потребностной сферы;

  • обновление содержания диагностической работы.





1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуа-лизация обучения, как способ развития каждого ребёнка» 1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы Изучив и обобщив психолого-педагогическую литературу и опыт педаго-гов новаторов по теме моей исследовательской работы, я пришла к следую-щему выводу: умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и спо-собностей детей, создаёт условия для развития личности. Психологи выделяют следующие условия дифференциации:

  • развитие учащихся должно исходить из достигнутого уровня;
  • необходимость выявления этого уровня у каждого учащегося;
  • обучение по данной системе не ведёт к нивелированию (сглажива-нию) уровней развития, то есть сохраняется в период всего обуче-ния;
  • развитие способностей предполагает развивающие задания.

При индивидуализации и дифференциации должны учитываться:
Обучаемость и умственные способности:
  • внимание, память, мышление;
  • степень самостоятельности и темп работы;
  • речь, начитанность, общий кругозор, коммуникативные навыки и
другие. Знания ученика и отношение ребёнка к учению:
  • качество знаний;
  • уровень общеучебных умений;
  • отношение ученика к своим удачам и неудачам;
  • прилежание и интерес к работе.
Дисциплина и морально-волевые качества:
  • сосредоточение,
  • настойчивость,
  • усидчивость,
  • стремление к достижению результатов.
Исходя из этого, предлагается деления класса на сравнительно одина- ковые по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уров-нях:
  • продвинутом (творческом).
  • базовом
  • стартовом
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях и проявлением интереса к получению знаний.
Наиболее важным для своей работы я выделила следующее: в лаборатории педагогической диагностики Центра начального образова-ния, под руководством кандидата психологических наук Л.Е.Журовой педагогическая диагностика взята за основу дифференциации и индивидуализации в гетерогенном классе, как совокупность специально-подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
  • определить особенности усвоения обучающимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • установить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.
В основе дифференцированного обучения лежит - устранение причины возникшей трудности в обучении. 1.2. Психолого-педагогические методы познания личности ребёнка Я должна располагать системой педагогической диагностики, которая позволит мне выявить причины, наметить содержание коррекционно- развивающей работы, спланировать направления индивидуального продвижения ребёнка обучения в школе, реализовать индивидуальный подход, определить особенности общения с ребёнком, определить так-тику и стратегию работы с классом. Изучив и проанализировав ряд методик, отбираю и систематизирую те, которые необходимы для моей работы:
  • Методики определения мотивационной сферы.
  • Методика определения готовности детей к обучению в школе.
  • Методики определения уровня сформированности произвольного внимания, памяти, воображения, саморегуляции, понятийного мышления, речевого развития.
  • Методики изучения особенностей нервной системы по Топпинг-тесту.
  • Методика определения уровня овладения обучающимися знаниями и умениями по учебным предметам.
Диагностику на каждой ступени обучения в начальной школе провожу в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов диагностики использую контрольные, провероч-ные работы, педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание психологических ситуа-ций, методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение продуктов творческой деятельности ребёнка.
Составляю план исследований. В августе провела подготовительные занятия с детьми (2-3недели) с целью - помочь детям адаптироваться к условиям обучения и выявить проблемы каждого ребёнка. Провела входную диагностику «Готовность каждого ребёнка и класса в целом к овладению грамотой» по семи показателям:
1.Обследование сформированности овладения звуковым анализом и синтезом; 2. Обследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи; 3.Обследование состояния связной речи; 4. Обследование состояния пространственных представлений и осознания схемы собственного тела; 5. Обследование зрительного восприятия. 6. Обследование состояния моторики и зрительно моторных координаций. 7.Обследование степени овладения навыком чтения.
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка» Рис.3. Диагностика готовности класса к обучению грамоте на начало 2008-09г. в 1 классе Индивидуальные особенности учащихся имеют не только различные, но и сходные стороны. Выявила три уровня готовности к обучению (см.рис.1.) Одновременно выявила показатели сильных (2,3) и слабых сторон (1,4,6,7) готовности к овладению грамотой. Низкие показатели являются причинами, которые вызовут трудности в обучении. На первом этапе мониторинга провела также педагогическую диагностику изучения индивидуальных особенностей мышления, внимания, памяти, воображения. Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»

Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»












Рис.4. Динамика познавательных процессов в 1 классе Изучила особенности нервной системы (Теппинг-тест), которые представила в диаграмме:
  • сильная;
  • средне-слабая;
  • слабая.
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»














Рис.5. Соотношение типов нервной системы в 1 классе Динамика работоспособности выглядит следующим образом: у 100% учащихся первая треть урока высокая работоспособность, на 2 трети урока только у 10%, и на последней трети урока у 48%. По результатам проведённых исследований я выявила причины неуспеваемости, которые разбила на 4 группы:
  • социальные;
  • педагогические;
  • психологические;
  • личностные.
К социальным причинам я отнесла асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенка, конфликтные отношения в семье. Педагогические причины: неэффективность педагогических приёмов и методов системы работы. Психологические причины объединила в 2 группы. 1. Недостатки познавательной деятельности:
  • неготовность ребенка учиться в школе;
  • несформированность приёмов учебной деятельности;
  • недостатки развития психических процессов.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы детей:
  • работает пассивно, постоянно нуждается в стимулах;
  • не подмечает своих неудач и трудностей;
  • не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
  • индифферентно относится к результатам работы.
И, наконец, личностные причины:
  • особенности нервной системы;
  • типологические черты характера;
  • состояние здоровья;
  • ведущий канал восприятия;
  • уровень самооценки и т.д.

1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-

цессе


Никто не отрицает, что от особенностей каждого ученика и класса в целом зависит система работы учителя. Я - организатор процесса обучения. При этом все свои действия провожу в интересах ребенка. Мотивирую ребенка, родителей, даю рекомендации и поддерживаю их на всем протяжении этого трудного пути. Дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей ученика потому и дифференцированный, что предполагает учёт индивиду-альных особенностей ребёнка в каждом отдельном случае. Создавая соответствующую такому подходу образовательную систему своей работы, я уточняю, на кого именно я ориентируюсь, и моделирую учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику, конкретному классу. Поэтому я и начала изучать особенности моих учени-ков, выяснять причины их неуспеха. На каждого обучающегося составляю характеристики:

  • с учетом его психологических особенностей;
  • по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности. (Приложение №1).

Чтобы мои знания о каждом ученике не были фрагментарны, следую следующим принципам:
  • аналитико-исследовательская деятельность должна иметь конкретную цель и проводиться по определенной схеме;
  • данные исследований фиксируются в описательной форме и носят чисто констатирующий характер, а не объяснительный и оценочный;
  • анализ наблюдаемых проявлений ученика проводится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации;
  • данные используются в коррекционной работе.
Из года в год я накапливаю знания о каждом из своих учеников. В моем классе 11 учащийся, 36% семей неполные. У трети учащихся какие-либо логопедические нарушения, в основном дислалия и дисграфия. Данные помогают мне правильно простроить структуру урока, работу с разными группами, скорректировать низкую работоспособность. Знание типологических особенности нервной системы учащихся, позволяет мне использовать по отношению к ним приемы, облегчающие их учебную деятельность, с целью получения наибольшего эффекта обучения и воспита-ния. На основе результатов диагностики использую дополнительные дидак­тические материалы - разноуровневые задания по каждому учебному предмету, что позволяет вовремя устра­нять причины возникающих или возмож­ных ошибок. Для общего раз­вития детей в системе дифференцирован­ного обучения включаю такие элементы урока, как « Для любознательных», «Спраши­вай - отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где, когда» и др. Дифференцированное обучение связано с удовлетворением по­требностей ребенка в различных деятельно­стях, интересных ему. Для младших школь­ников одной из самых актуальных деятель­ностей остается игра. Сюжетно-ро­левые игры имеют особое зна­чение в развитии индивидуальности ребен­ка. Например, на уроках «Окружающего мира» провожу различные иг­ры-диалоги. В теме «Семья» дети разыгры­вают телефонные диалоги: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача». В теме «Осень» организую «лесное собра­ние», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зи­ме. Интерес­но проходят и игры на основе литературных произведений - разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотво­рений, народных песенок, потешек, закли­чек. Изученный материал может стать осно­вой проведения и таких известных игр, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умни­цы», где дети берут на себя роли, как веду­щих, так и игроков команд. Чтобы сделать процесс обучения индивидуализированным, нужно не­многое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуаль-ность, стремле­ние самостоятельно добывать знания и при­менять их в разно-образной и интересной для него деятельности. Наиболее продуктивное время занятий - 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирует именно на это время. В основной части урока провожу физкультминутки. Они нужны для соблюде-ния охранительного режима. Обучение при дифференцированном раз­ноуровневом подходе проводит-ся в зоне бли­жайшего развития. Зона актуального развития выражается в тех действиях, которые ребенок выполняет са­мостоятельно. Зона ближайшего развития характеризует­ся теми потенциальными возможностями, ко­торые ребенок проявляет в обучении, и теми заданиями, которые он может выполнять с по­мощью взрослого. Методы обучения соотношу с уровнем познавательной деятельности детей. Они должны быть направлены на раз­витие у детей активности и самостоятельнос­ти в приобретении знаний. В классе оформлен уголок, где отслеживается продвижение каждого ре­бенка. Большое внимание уделяю развитию познавательных процессов. В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения, игры, задания для развития познавательных процессов: развитию восприятия, памяти, мышления, которые в системе использую на уроке. Несколько упражнений разработала сама. В процессе обучения стараюсь использовать самые разнообразные прие-мы и способы для привития интереса и повышения мотивации к учению. Так, например, на уроках русского языка использую различные памятки, виды работы, приемы:
  • усиление орфограммы;

  • выстраивание сюжетной линии;

  • объединение слов в группы по разным категориям;

  • установка на запоминание;

  • разбивка материала на куски и объединение в группы;

  • ассоциативное запоминание;

  • систематизация материала при его воспроизведении;

  • зрительный, слуховой диктанты;

  • графический диктант;

  • «использование зелёной пасты»;

  • письмо с «дырками».

Обобщенный способ запоминания использую при работе над словарными словами. Все словарные слова на каждом году обучения разбиты на темати-ческие группы, что очень удобно при повторении ранее изученных слов. Де-ти завели словарики. Разработанные мною задания для разных групп по обучению грамоте, по русскому языку, математике, литературному чтению позволяют не только проверить уровень усвоения какой либо темы, но и дифференцированно подойти к учащемуся, создав ему ситуацию успеха. На уроках математики большое внимание уделяю отработке вычисли-тельных навыков и работе с задачей. Анализируя работу учащихся на уроке, сделала вывод, что при дифференцированной работе ребята довольно успешно справляются с решением задач. Стараюсь научить их «видеть» условие задачи. Для этого используем различные способы его записи: схемы, краткую запись, таблицы, чертеж, схематический рисунок. Перед каждой контрольной работой с учащимися я проделываю задания, подобные тем, которые будут предложены при проверке знаний. А при само-стоятельной работе разрешаю пользоваться этими записями. Это повышает чувство уверенности в себе, создает ситуацию успеха. С этой же целью мы с ребятами делаем различные памятки, схемы, кото-рые являются путеводителями при проведении самых разнообразных видов работы. Кроме этого, планирую в 4 классе каждый день недели сделать «темати-ческим». Например, в начале каждого урока русского языка:

  • в понедельник - фонетическая зарядка,
  • во вторник - работа с орфограммами корня,
  • в среду - над составом слова,
  • в четверг - с предложением,
  • в пятницу - с частями речи.
По такому же принципу планирую в 4классе расписать дни недели по математике:
  • понедельник - нумерация, именованные величины;

  • вторник - вычислительные навыки;

  • среда - логические задания;

  • четверг - геометрический материал;

  • пятница - работа над задачами.

С целью активизации интеллектуальной деятельности учащихся и создания комфортных условий обучения моделирую образовательное пространство таким образом, чтобы все сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения. Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления:
  • высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключе-ния;
  • высокий уровень активности, раскованности мышления, которая за-ключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
  • высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы. Поэтому познавательные и творчес-кие способности младших школьников формирую с одновременной активи-зацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза. В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника разработала систему упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим опера-циям, развить творческое мышление и воображение, формировать устой-чивый интерес к учёбе, расширить кругозор.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по предметам, проводя раз-личные мероприятия, в которых участвуют родители учащихся, что позволя-ет повысить познавательный интерес к учению.

1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся По итогам у меня получилась следующая картина. В ходе второго этапа мониторинга, проведённого в апреле 2009года, уровень готовности у обучающихся был выше, Косилов Костя, Сапрыкин Рома, Сафонов Тима перешли в другую группу, на уровень выше.

Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Рис.6.Соотношение готовности детей к обучению в 1 классе на начало и конец учебного года
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка» Рис.7. Соотношение готовности 1класса на начало и конец учебного года
Качество успеваемости 1 класса за 2008-2009 уч. год

Предмет

«5»

«4»

«3»

Кач. усп.

Русский язык

3

3

5

55%

Лит. чтение

3

2

6

45%

Математика

3

3

5

45%

Окружающий мир

3

2

6

45%

Трудовое обучение

9

2

-

81%

Таблица 7. Показатели успеваемости учащихся 1 класса

Качество успеваемости 2 класса за 2009-2010уч.года

Предмет

«5»

«4»

«3»

Кач. усп.

Русский язык

3

4

4

64%

Лит. чтение

5

3

3

55%

Математика

3

3

5

55%

Окружающий мир

3

3

5

55%

Трудовое обучение

9

2

-

100%

Таблица 8. Показатели успеваемости учащихся 2 класса

Качество успеваемости 3 класса за 1четверть 2010уч.года

Предметы

1 четверть

Русский язык

64%

Литератур. чт.

64%

Математика

56%

Окруж. мир

73%

Технология

100%

Таблица 9. Показатели успеваемости учащихся 3класса Такая система работы обучения дает положительные результаты. Практика работы подтвердила, что обучающиеся начальной школы в соответ­ствии с уровнем их психофизических возмож­ностей и индивидуальных особенностей ус­пешно адаптируются в новых условиях и ус­ваивают предложенный им уровень учебной программы. Изучение и учет уровня сформированности системы качества знаний уча-щегося, его мотивации учебной деятельности позволяет оптимально выбрать методы педагогического воздействия на личность ребенка, т.е. скорректи-ровать собственную педагогическую деятельность, а именно:

  • выявить уровень преподавания и формирования системы качеств ЗУНов;
  • выявить место и время, отводящееся на самостоятельную и творческую деятельность учащегося;
  • изучить продвинутость каждого конкретного ученика и группы в целом в усвоении программного материала, учитывая способности и возмож-ности каждого;
  • оценить эффективность конкретного занятия, его продуктивность;
  • выявить уровень отбора содержания, форм и методов работы учителя; оценить результативность инновационных процессов.

Уровень успешности учащихся можно измерить качественными показателями по каждому предмету. Качественно веду учет и анализ допус-каемых ошибок. Видны предметы, по показателям которых можно сделать вывод, что учащиеся овладели знаниями на уровне переноса знаний в новую ситуацию, а по остальным предметам - только на уровне применения к типовым задачам. Для качественного учета и анализа я использую карту «Качество чтения», индивидуальные листы учета овладения ЗУНами по русскому языку и математике для каждого года обучения. Перечень контролируемых знаний, умений и навыков зависит от года обу-чения и особенностей класса. С этими листами учета я работаю с родителями на собраниях и индивидуальных консультациях. Важно при этом помнить, что эти показатели, и качественный дают мне возможность оценить реальные достижения ребенка в разных системах координат:
  • в сравнении с самим собой;
  • в сравнении с учебной группой;
  • в сравнении с образовательным стандартом.
Выработанный мониторинг проведения педагогических наблюдений позволяет мне видеть проявления своих учеников комплексно, разносторон-не, в динамике. 1.5. Заключение Проведя исследования и изучив индивидуальные особенности каждого ребёнка, я выявила причины, тормозящие процесс развития, наметила индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность и добилась определённых положительных результатов. Дети моего класса стали актив-нее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изучен-ной теме, обобщают, учатся логически мыслить, отстаивают своё мнение. Хорошо усвоили правила, применяют на практике. Писать стали грамотнее. Повысилась техника чтения, многие читают выше нормы. В моем классе 36% детей, которые ещё испытывают трудности в обучении. Столкнулась с негативным отношением родителей к своим детям. Дети продвигаются, но темп замедлен. Планирую составить индивидуальную программу для работы с детьми этого уровня в 4 классе. В заключение хочу сказать, мониторинговые исследования, проводимые мною, позволяют корректировать образовательную траекторию учащихся и собственную педагогическую деятельность. Используя средства диагностики и индивидуальной коррекции, добиваюсь результатов близких к максимально соответствующим возможностям учащихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужность - он тоже выполняет посильную часть общей работы. Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.



Использованная литература

1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребёнка? М., 1991.

2.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в

условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.

3.Блинков А.Ц., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения //Завуч.1998

4.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

5.Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.

6.Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школь-

ников // Начальная школа.1990. №6.

7.Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.

























Приложение №1

Характеристика с учетом его психологических особенностей

№ группы

Ф. И. ученика.

примечание

1 группа-уравновешанные (с уравновешанными нервными процессами возбуждения и торможения)

Восприятие полное, разностороннее

--

На них ориентируются методические указания

Вдумчивость, сосредоточенность, внимательность

--

Речь ровная, выразительная, большой словарный запас

--

2 группа-« торопыги» ( процесс возбуждения преобладает над торможением)

Поднимает руку, едва учи-тель задает вопрос, не вы-слушивает вопрос до конца

+

Для прочного закрепления в памяти материала нужно многократное повторение , усвоенные знания постоянно повторять.

Поверхность, неполнота, бедность восприятия-это сказывается на развитии па-мяти

+

Хорошо усвоив теорию, допускает ошибки на практике, нет обобщения

+

3 группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения

Неэмоциональность, замедленность

--

Если не создать условий, ребенок может потерять интерес к учебе, может стать робким, замкнутым. Для них важно орга-низовать повто-рное восприятие изучаемого мате-риала.

Медлительность. Неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы,

--

Долго не может усвоить материал

--





Приложение №1

Характеристика по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности

№ группы

Ф И ученика

Примечание

Первая группа

Легко и быстро усваивает материал в максимальном объеме

--

Большую часть времени работает самостоятельно, получая творческие и проблемные задания

Отличаются способностью к обобщению материала, гибкостью мышления

--

Свободно переключается с одной умственной операции на другую

--

Вторая группа

Овладевает основным объемом знаний, определенных программой

+

Выполняя самостоятельные задания, работает чаще всего по образцу, необходимо более детальное объяснение

Выделяет главное лишь под руководством учителя

+

Умеет анализировать, делать несложные выводы на основе изученного

+

К обобщению материала в состоянии подойти лишь с помощью учителя

+

Третья группа

С большим трудом и не всегда в полном объеме усваивает материал

--

работает под руководством учителя, но ориентир на самостоятельную работу должен быть

Не может выделить главное, воспроизводит и обобщает материал плохо

--

Отличается инертностью мышления, затруднен переход от одного вида мышления к другому

--


РОО Администрации Михайловского района Амурской области


МОУ «Коршуновская СОШ»

Исследовательская работа

Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»

Выполнила: учитель начальных классов

Бутузова В.П.

с. Коршуновка 2011 год


Оглавление


Введение………………………………………………………………………... 1

1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка»……………………………. 5

1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы……. 5 1.2. Психолого-педагогические методы познания личности ребёнка….. 6

1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-

цессе ……………………………………………………………………… 9

1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся..14


1.5. Заключение……………………………………………………………. 17

Использованная литература…………………………………………………. 18

Приложение …………………………………………………………………... 19

Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»

1

© 2010-2022