- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»
Исследовательская работа «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребенка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бутузова В.П. |
Дата | 28.03.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Введение Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, ведущих показателях, а также её влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах интересовал меня на протяжении всей моей педагогической работы. За время педагогической деятельности я использовала в своей работе различные педагогические технологии: от «Сохранения и совершенствования знаний, умений учащихся» В.Н.Зайцева до личностно-ориентированного обучения. Опыт моей работы по предыдущей самообразовательной теме «Совершенствование навыков чтения младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода» помог мне выявить уровень готовности каждого ребенка, поступающего в первый класс на начало 2008-2009 учебного года.
Рис.1. Диагностика готовности каждого ребёнка к овладению грамотой на начало 2008-2009 уч. года.
Диагностика показала, что уровень готовности детей низок и не одинаков. Я условно выделила 3 уровня:
- высокий - 27% (это всего 3 ученика);
- средний - 9% (1 ребёнок);
- низкий - 64% (7детей практически не готовы к школе).
Это значит, что лишь 36% детей не должны испытывать особых труд- ностей в обучении (всего 4 ребёнка). По данным исследования мною выявлена проблема детей с низкой разноуровневой готовностью к обучению в первом классе. На современном этапе образования эта проблема является актуальной.
Проблему сформулировала в виде вопроса: - как помочь каждому ребёнку адаптироваться к условиям обучения, развить творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализа-ции?
Я вновь в поиске, в поиске более эффективной системы обучения и развития детей с разными познавательными способностями. Я должна владеть постоянной и системной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности, уметь различать индивидуальные черты в способностях своих учеников и соответственно видоизменять процесс обучения. Таким образом, я выявила необходимость внедрения дифференцированного обучения. Считаю, что именно внутренняя дифференциация обучения способна создать максимально благоприятные условия для становления личности ученика и проявления его индивидуальности. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам давать двум другим полезное самостоятельное упражнение». Данная проблема подвела меня к выбору моей исследовательской темы по самообразованию: «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка». Эта тема - явилась продолжением работы по предыдущей теме моего самообразования.
Определила цель своей работы: «разбудить» внутренние силы и возможности каждого ребёнка, использовать их для более полного и свободного развития личности. Следовательно, для реализации цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- дифференциация причин неуспеха;
- изучить научно-методическую литературу, опыт работы по теме;
- изучить личность ребенка с помощью педагогической и психологичес-кой диагностики;
- определить направления деятельности (формы, методы, средства);
- создать и внедрить методический инструментарий образовательно-
- отслеживание динамики изменения в личностном росте и развитии обучающегося;
- анализ результатов (выявление причин успехов и недостатков);
- организация коррекционной работы с ребенком.
Сроки и этапы реализации исследовательской работы: 1 этап - подготовительный: (сентябрь 2008 г.- декабрь 2008г.)
- изучение психолого-педагогической литературы, современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;
- изучение методик диагностики для определения тех или иных качеств ребенка;
- аналитико-диагностическая деятельность;
- поиск форм, методов, способов развития ребенка;
-
планирование содержания коррекционно-развивающей работы.
- использование диагностических методик для самооценки, самоанализа и самокоррекционной работы;
- использование на практике разных приемов, методов развивающей работы;
- наблюдение динамики роста учащихся;
- прогнозирование развития изучаемой проблемы.
- определение уровня особенностей личностного качества ребенка;
- соотношение результатов работы;
- обработка и анализ результатов исследовательской работы;
-
обобщение опыта, определение перспектив и путей развития ребенка.
Работа направлена:
- на развитие творческих способностей;
- на содействие саморазвитию личности;
- на создание условий для активизации усилий ребенка по решению
- на отслеживание достижений развития ребенка.
Исследования позволят заметить возникающее психологическое неблаго-получие, предупредить появление серьезных проблем у ребенка, определить формы и методы работы с учеником.
Прогнозируемые конечные результаты:
-
развитие общеучебных умений ребенка;
-
развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
-
развитие эмоционально-волевой сферы;
-
формирование положительной « Я - концепции»;
-
развитие мотивационно - потребностной сферы;
-
обновление содержания диагностической работы.
1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуа-лизация обучения, как способ развития каждого ребёнка» 1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы Изучив и обобщив психолого-педагогическую литературу и опыт педаго-гов новаторов по теме моей исследовательской работы, я пришла к следую-щему выводу: умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и спо-собностей детей, создаёт условия для развития личности. Психологи выделяют следующие условия дифференциации:
- развитие учащихся должно исходить из достигнутого уровня;
- необходимость выявления этого уровня у каждого учащегося;
- обучение по данной системе не ведёт к нивелированию (сглажива-нию) уровней развития, то есть сохраняется в период всего обуче-ния;
- развитие способностей предполагает развивающие задания.
При индивидуализации и дифференциации должны учитываться:
Обучаемость и умственные способности:
- внимание, память, мышление;
- степень самостоятельности и темп работы;
- речь, начитанность, общий кругозор, коммуникативные навыки и
- качество знаний;
- уровень общеучебных умений;
- отношение ученика к своим удачам и неудачам;
- прилежание и интерес к работе.
- сосредоточение,
- настойчивость,
- усидчивость,
- стремление к достижению результатов.
- продвинутом (творческом).
- базовом
- стартовом
Наиболее важным для своей работы я выделила следующее: в лаборатории педагогической диагностики Центра начального образова-ния, под руководством кандидата психологических наук Л.Е.Журовой педагогическая диагностика взята за основу дифференциации и индивидуализации в гетерогенном классе, как совокупность специально-подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
- определить особенности усвоения обучающимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- установить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся.
- Методики определения мотивационной сферы.
- Методика определения готовности детей к обучению в школе.
- Методики определения уровня сформированности произвольного внимания, памяти, воображения, саморегуляции, понятийного мышления, речевого развития.
- Методики изучения особенностей нервной системы по Топпинг-тесту.
- Методика определения уровня овладения обучающимися знаниями и умениями по учебным предметам.
Составляю план исследований. В августе провела подготовительные занятия с детьми (2-3недели) с целью - помочь детям адаптироваться к условиям обучения и выявить проблемы каждого ребёнка. Провела входную диагностику «Готовность каждого ребёнка и класса в целом к овладению грамотой» по семи показателям:
1.Обследование сформированности овладения звуковым анализом и синтезом; 2. Обследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи; 3.Обследование состояния связной речи; 4. Обследование состояния пространственных представлений и осознания схемы собственного тела; 5. Обследование зрительного восприятия. 6. Обследование состояния моторики и зрительно моторных координаций. 7.Обследование степени овладения навыком чтения.
Рис.3. Диагностика готовности класса к обучению грамоте на начало 2008-09г. в 1 классе Индивидуальные особенности учащихся имеют не только различные, но и сходные стороны. Выявила три уровня готовности к обучению (см.рис.1.) Одновременно выявила показатели сильных (2,3) и слабых сторон (1,4,6,7) готовности к овладению грамотой. Низкие показатели являются причинами, которые вызовут трудности в обучении. На первом этапе мониторинга провела также педагогическую диагностику изучения индивидуальных особенностей мышления, внимания, памяти, воображения.
Рис.4. Динамика познавательных процессов в 1 классе Изучила особенности нервной системы (Теппинг-тест), которые представила в диаграмме:
- сильная;
- средне-слабая;
- слабая.
Рис.5. Соотношение типов нервной системы в 1 классе Динамика работоспособности выглядит следующим образом: у 100% учащихся первая треть урока высокая работоспособность, на 2 трети урока только у 10%, и на последней трети урока у 48%. По результатам проведённых исследований я выявила причины неуспеваемости, которые разбила на 4 группы:
- социальные;
- педагогические;
- психологические;
- личностные.
- неготовность ребенка учиться в школе;
- несформированность приёмов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов.
- работает пассивно, постоянно нуждается в стимулах;
- не подмечает своих неудач и трудностей;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- индифферентно относится к результатам работы.
- особенности нервной системы;
- типологические черты характера;
- состояние здоровья;
- ведущий канал восприятия;
- уровень самооценки и т.д.
1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-
цессе
Никто не отрицает, что от особенностей каждого ученика и класса в целом зависит система работы учителя. Я - организатор процесса обучения. При этом все свои действия провожу в интересах ребенка. Мотивирую ребенка, родителей, даю рекомендации и поддерживаю их на всем протяжении этого трудного пути. Дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей ученика потому и дифференцированный, что предполагает учёт индивиду-альных особенностей ребёнка в каждом отдельном случае. Создавая соответствующую такому подходу образовательную систему своей работы, я уточняю, на кого именно я ориентируюсь, и моделирую учебный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику, конкретному классу. Поэтому я и начала изучать особенности моих учени-ков, выяснять причины их неуспеха. На каждого обучающегося составляю характеристики:
- с учетом его психологических особенностей;
-
по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности. (Приложение №1).
- аналитико-исследовательская деятельность должна иметь конкретную цель и проводиться по определенной схеме;
- данные исследований фиксируются в описательной форме и носят чисто констатирующий характер, а не объяснительный и оценочный;
- анализ наблюдаемых проявлений ученика проводится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации;
- данные используются в коррекционной работе.
-
усиление орфограммы;
-
выстраивание сюжетной линии;
-
объединение слов в группы по разным категориям;
-
установка на запоминание;
-
разбивка материала на куски и объединение в группы;
-
ассоциативное запоминание;
-
систематизация материала при его воспроизведении;
-
зрительный, слуховой диктанты;
-
графический диктант;
-
«использование зелёной пасты»;
-
письмо с «дырками».
Обобщенный способ запоминания использую при работе над словарными словами. Все словарные слова на каждом году обучения разбиты на темати-ческие группы, что очень удобно при повторении ранее изученных слов. Де-ти завели словарики. Разработанные мною задания для разных групп по обучению грамоте, по русскому языку, математике, литературному чтению позволяют не только проверить уровень усвоения какой либо темы, но и дифференцированно подойти к учащемуся, создав ему ситуацию успеха. На уроках математики большое внимание уделяю отработке вычисли-тельных навыков и работе с задачей. Анализируя работу учащихся на уроке, сделала вывод, что при дифференцированной работе ребята довольно успешно справляются с решением задач. Стараюсь научить их «видеть» условие задачи. Для этого используем различные способы его записи: схемы, краткую запись, таблицы, чертеж, схематический рисунок. Перед каждой контрольной работой с учащимися я проделываю задания, подобные тем, которые будут предложены при проверке знаний. А при само-стоятельной работе разрешаю пользоваться этими записями. Это повышает чувство уверенности в себе, создает ситуацию успеха. С этой же целью мы с ребятами делаем различные памятки, схемы, кото-рые являются путеводителями при проведении самых разнообразных видов работы. Кроме этого, планирую в 4 классе каждый день недели сделать «темати-ческим». Например, в начале каждого урока русского языка:
- в понедельник - фонетическая зарядка,
- во вторник - работа с орфограммами корня,
- в среду - над составом слова,
- в четверг - с предложением,
- в пятницу - с частями речи.
-
понедельник - нумерация, именованные величины;
-
вторник - вычислительные навыки;
-
среда - логические задания;
-
четверг - геометрический материал;
-
пятница - работа над задачами.
- высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, син-теза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключе-ния;
- высокий уровень активности, раскованности мышления, которая за-ключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
- высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Большое внимание уделяю внеклассной работе по предметам, проводя раз-личные мероприятия, в которых участвуют родители учащихся, что позволя-ет повысить познавательный интерес к учению.
1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся По итогам у меня получилась следующая картина. В ходе второго этапа мониторинга, проведённого в апреле 2009года, уровень готовности у обучающихся был выше, Косилов Костя, Сапрыкин Рома, Сафонов Тима перешли в другую группу, на уровень выше.
Рис.6.Соотношение готовности детей к обучению в 1 классе на начало и конец учебного года
Рис.7. Соотношение готовности 1класса на начало и конец учебного года
Качество успеваемости 1 класса за 2008-2009 уч. год
Предмет
«5»
«4»
«3»
Кач. усп.
Русский язык
3
3
5
55%
Лит. чтение
3
2
6
45%
Математика
3
3
5
45%
Окружающий мир
3
2
6
45%
Трудовое обучение
9
2
-
81%
Таблица 7. Показатели успеваемости учащихся 1 класса
Качество успеваемости 2 класса за 2009-2010уч.года
Предмет
«5»
«4»
«3»
Кач. усп.
Русский язык
3
4
4
64%
Лит. чтение
5
3
3
55%
Математика
3
3
5
55%
Окружающий мир
3
3
5
55%
Трудовое обучение
9
2
-
100%
Таблица 8. Показатели успеваемости учащихся 2 класса
Качество успеваемости 3 класса за 1четверть 2010уч.года
Предметы
1 четверть
Русский язык
64%
Литератур. чт.
64%
Математика
56%
Окруж. мир
73%
Технология
100%
Таблица 9. Показатели успеваемости учащихся 3класса Такая система работы обучения дает положительные результаты. Практика работы подтвердила, что обучающиеся начальной школы в соответствии с уровнем их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей успешно адаптируются в новых условиях и усваивают предложенный им уровень учебной программы. Изучение и учет уровня сформированности системы качества знаний уча-щегося, его мотивации учебной деятельности позволяет оптимально выбрать методы педагогического воздействия на личность ребенка, т.е. скорректи-ровать собственную педагогическую деятельность, а именно:
- выявить уровень преподавания и формирования системы качеств ЗУНов;
- выявить место и время, отводящееся на самостоятельную и творческую деятельность учащегося;
- изучить продвинутость каждого конкретного ученика и группы в целом в усвоении программного материала, учитывая способности и возмож-ности каждого;
- оценить эффективность конкретного занятия, его продуктивность;
-
выявить уровень отбора содержания, форм и методов работы учителя; оценить результативность инновационных процессов.
- в сравнении с самим собой;
- в сравнении с учебной группой;
- в сравнении с образовательным стандартом.
Использованная литература
1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребёнка? М., 1991.
2.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях разноуровневой дифференциации. М., 1994.
3.Блинков А.Ц., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения //Завуч.1998
4.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
5.Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993.
6.Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школь-
ников // Начальная школа.1990. №6.
7.Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.
Приложение №1
Характеристика с учетом его психологических особенностей
№ группы
Ф. И. ученика.
примечание
1 группа-уравновешанные (с уравновешанными нервными процессами возбуждения и торможения)
Восприятие полное, разностороннее
--
На них ориентируются методические указания
Вдумчивость, сосредоточенность, внимательность
--
Речь ровная, выразительная, большой словарный запас
--
2 группа-« торопыги» ( процесс возбуждения преобладает над торможением)
Поднимает руку, едва учи-тель задает вопрос, не вы-слушивает вопрос до конца
+
Для прочного закрепления в памяти материала нужно многократное повторение , усвоенные знания постоянно повторять.
Поверхность, неполнота, бедность восприятия-это сказывается на развитии па-мяти
+
Хорошо усвоив теорию, допускает ошибки на практике, нет обобщения
+
3 группа - ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения
Неэмоциональность, замедленность
--
Если не создать условий, ребенок может потерять интерес к учебе, может стать робким, замкнутым. Для них важно орга-низовать повто-рное восприятие изучаемого мате-риала.
Медлительность. Неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы,
--
Долго не может усвоить материал
--
Приложение №1
Характеристика по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности
№ группы
Ф И ученика
Примечание
Первая группа
Легко и быстро усваивает материал в максимальном объеме
--
Большую часть времени работает самостоятельно, получая творческие и проблемные задания
Отличаются способностью к обобщению материала, гибкостью мышления
--
Свободно переключается с одной умственной операции на другую
--
Вторая группа
Овладевает основным объемом знаний, определенных программой
+
Выполняя самостоятельные задания, работает чаще всего по образцу, необходимо более детальное объяснение
Выделяет главное лишь под руководством учителя
+
Умеет анализировать, делать несложные выводы на основе изученного
+
К обобщению материала в состоянии подойти лишь с помощью учителя
+
Третья группа
С большим трудом и не всегда в полном объеме усваивает материал
--
работает под руководством учителя, но ориентир на самостоятельную работу должен быть
Не может выделить главное, воспроизводит и обобщает материал плохо
--
Отличается инертностью мышления, затруднен переход от одного вида мышления к другому
--
РОО Администрации Михайловского района Амурской области
МОУ «Коршуновская СОШ»
Исследовательская работа
Выполнила: учитель начальных классов
Бутузова В.П.
с. Коршуновка 2011 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………... 1
1. Исследовательская работа по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка»……………………………. 5
1.1. Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы……. 5 1.2. Психолого-педагогические методы познания личности ребёнка….. 6
1.3. Определение направлений деятельности в образовательном про-
цессе ……………………………………………………………………… 9
1.4. Динамика изменений в личностном росте и развитии обучающихся..14
1.5. Заключение……………………………………………………………. 17
Использованная литература…………………………………………………. 18
Приложение …………………………………………………………………... 19
1