Открытый урок по математике Алгоритм

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Алексеева Наталия Александровна учитель начальных классов МБОУ Токарёвская СОШ №2

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: ОНЗ

Технологическая карта изучения урока «Программа действий. Алгоритм»


Тема

Программа действий. Алгоритм.

Цели


Образовательные: Формировать представление об алгоритме, программе, блок - схеме, умение читать простейшие блок - схемы заданных алгоритмов.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат Предметные: Понимать, что такое «алгоритм». Уметь решать задачи по алгоритму. Уметь составлять алгоритмы. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Алгоритм, программа действий, операция, обратная операция.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

ЛГ.Петерсон. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. Стр. 13-15

- презентация

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах и в парах.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.



Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.



Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.








Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.





Мы приветствуем гостей

Дорогих учителей

И сегодня первый класс

На урок позвал всех вас

Встали все и у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём ,

Урок математики начнём. 1.Отработать умение решать текстовые задачи и составлять схемы к ним. 2.Совершенствовать вычислительные навыки. 3.Узнать новое. − Вы правы, пожелайте друг другу удачи!

  • Ребята, к вам на урок пришел гость.
  • Кто это? (Волк.)
  • Как вам известно, Волк очень любит приключения. И сегодня на уроке с одним из таких приключений он решил с вами поделиться. Но что вы делаете на уроке, прежде всего?
    (Учимся.)
  • Вот и на этом уроке вы сможете узнать что-то новое. Какие шага вы должны обязательно сделать? (Мы должны сами понять, сто мы еще не знаем, а затем постараться самим «открыть» новое знание.)
  • Я желаю вам успешно выполнить эти шага на уроке.
  • С чего должны начать работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

















Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.



Проговаривают название этапа с учителем.



Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства,схемы Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Называет следующий этап.
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
Контролирует работу в группах.
Организует проверку


Организует обобщение актуализированных знаний.

Называет этап. Предлагает задание для пробного действия.








Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.





Организует работу у доски.










  • Нужно выполнить операции и обратные операции. Что поможет выполнить это задание? (Эталоны.).
    • Выполните это задание..
    • Итак, проверяем ваши ответы. Какие числа вы получили? (58, 67, 76, 85.).
    • Что интересного вы заметили? (Числа расположены в порядке возрастания, каждое следующее число больше предыдущего на 9.)
    • Продолжите данный ряд на два числа. (94, 103.)
2) Задание для пробного действия.
  • Что вы повторили? (Потренировались в устном счете, потренировались в нахождении объекта и результата операций, в выполнении операций и обратных операций.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
  • Итак, пришло время для знакомства с приключением - Волка.
  • Рассмотрите картинки. Куда попал Волк? (На спортивный стадион.)
  • Попробуйте расположить эти картинки по порядку.
  • Что нового в этом задании? (Мы выполняли похожие задания, но давно, …)
  • Попробуйте выполнить это задание.
  • Кто не выполнил это задание?
  • Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли расположить картинки по порядку.)
  • Кто смог расположить картинки по порядку?
.
  • В каком порядке вы расположили?
  • Кто может обосновать свое мнение.
  • Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем обосновать свое мнение.)


Слушают и отвечают. Проговаривают название этапа с учителем.

Выполняют задание в группах.
Представляют работу группы у доски с самооценкой.





Проговаривают, что повторили.


Проговаривают название этапа с учителем.


Отвечают на вопрос.






Проговаривают метод.



Вставляют неизвестные числа в клеточки.







Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были расположить картинки по порядку.)
  • Что нового в этом задании? (Расположение не связанных между собой картинок.)
  • В чем затруднение? (В определении порядка.)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет порядка действий.)

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства.








Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.





Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий.




Организует определение средств.

  • Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, способы задания порядка действий.)
  • Чему же посвящен сегодняшний урок? (Порядку действий.)
  • Как же вам узнать порядок, последовательность действий Волка? (Спросить его об этом.)
  • И вы будете постоянно его рассказывать? (Это не удобно, нужно подумать, как его можно записать.)
  • Что вы повторяли в начале урока? (Выполнение операций.)
  • Как вы записывали операции? (С помощью стрелок и названий операций.)
  • Я надеюсь, это вам поможет.





Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.





С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.



Называют средства.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.











Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

  • Итак, какой первый шаг в плане? (Спросить Волка, что и когда он делал на стадионе.)

  • Я спросила об этом нашего героя. Он утверждает, что сначала он пришел на стадион, потом решил потренироваться в поднятии штанги, затем решил заняться борьбой, затем прыжками в высоту, в конце концов, он просто измотался и упал без сил.

  • Расположите картинки в данной последовательности..

  • Какой следующий шаг? (Записать данную последовательность.)

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Попробуйте записать последовательность действий самостоятельно.

  • Как вы можете записать. Вспомните, как вы записывали операции? (Над стрелками записывали название операции.)

  • Как вы можете это использовать? (Запишем действие, от него стрелкой покажем переход к другому действию.)

  • Запишите.

  • Мы выделили на каждой картинке ведущее действие. Записали его. От каждого действия к другому поставили стрелочки.

    • Итак, давайте поверим наше открытие. Откройте учебники на странице 10.

    • Что вы составили? (Программу действий.)

    • Как можно записать операции? (Сверху вниз или снизу вверх.)

    • Что такое алгоритм? (Это порядок действий в программе.)

    • Вы правильно все «открыли»? (Да.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что теперь вы можете? (Составлять программы действий.)

  • Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания.)


С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.










С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.


Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа. № 2, стр. 11

  • Найдите 2 на странице 11.
  • Из икринки получается головастик. В процессе роста головастик превращается в маленькую лягушку. Лягушонок растет и через некоторое время превращается в большую лягушку.

№ 2, стр. 13

  • Выполните в 2 на странице 13.
  • Что вы заметили? (Во втором случае мы выполняли обратные операции.)
  • Сделайте вывод. (Обратные операции выполняются в обратном порядке.)

2) Работа в парах.

№ 3, стр. 11

  • Выполните в 3 на странице 11 в парах.
  • Кто ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте свою ошибку.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание на доске и в тетрадях.


Уметь решать задачи нового вида на основе взаимосвязи между частью и целым Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

№ 1, стр. 13

  • Выполните в 3 на странице 13 самостоятельно.
    • Кто из вас ошибся?
    • В чем ошибка? (Неправильно определил последовательность действий, …)
    • Исправьте ошибку.
    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
    • Кто не ошибся?
    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.


Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму.
Уметь решать задачи нового вида на основе взаимосвязи между частью и целым


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.




Организует самооценку учебной деятельности.
  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Найти способы записи порядка действий.)
  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • Кому удалось «открыть» новое самому?
  • Кому не удалось? Почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой карточку с планкой. Покажите, какую высоту вы взяли на уроке. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхний уровень. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на средний уровень. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижний уровень.
  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.



Делают самооценку в еженедельнике.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание


№ 7, стр. 12, № 4, стр. 14





МБОУ Токарёвская СОШ №2



Открытый урок по математике во 2 классе «Б»

«Программа действий. Алгоритм.»



Открытый урок по математике Алгоритм






Подготовила учитель начальных классов : Алексеева Наталия Александровна


© 2010-2022