- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 4 классе Самостоятельные части речи
Урок русского языка в 4 классе Самостоятельные части речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дудник Е.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык в 4 классе «Самостоятельные части речи».
Цель: обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи.
1. Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам. Формировать навыки самооценки, самоанализа, взаимооценивания с комментированием.
2. Развивать внимание, мышление, память, речь.
3. Воспитывать взаимоуважение и сотрудничество в группах.
Тип урока - урок путешествие
Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
- Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
(деление на группы, дети выбирают один из предложенных шести цветов)
II. Минутка каллиграфии.
- Чтобы правильно и красиво писать в тетради проведем минутку каллиграфии.
- Для лучшего результата, давайте разбудим свои пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
*Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
- Запишите правильно, аккуратно, соответствуя правилам каллиграфии:
Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите внимание на буквы К, п, р, б и соединения букв кл, ая, от. Не забываем о наклоне.
На доске образец написания.
- Подчеркните лучшие буквы.
- Скажите, для чего мы повторили написание букв и соединений? (Работали над совершенствованием почерка)
III. Словарная работа
Работа с орфографическим словарем:
1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной
- Какие слова записали? (медленно)
Аналогично.
2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета (желтый, русский, черный)
3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех)
4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать)
5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки)
6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство)
7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл)
8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние)
9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел)
10. Отгадайте загадку:
Ходит город-великан
На работу в океан.
- Молодцы! - Это слово корабль.
- Подберите родовое понятие к слову корабль.
- Корабль - это транспорт.
- Для чего он предназначен?
- Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде.
- Сформулируйте определение слова корабль?
- Корабль - это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.
- Какие бывают корабли?
- Ещё бывают космические корабли. На них люди летают в космос.
- Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании?
- В слове корабль непроверяемая безударная гласная о, на конце ь.
- Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.
- Какие знания применили? Что повторили?
IV. Актуализация знаний, целеполагание
- Прочитайте еще раз записанные слова.
- На какой вопрос отвечает слово корабль? Что оно обозначает? Какой частью речи является?
(Слово «корабль» отвечает на вопрос: что? Оно обозначает предмет. Значит, это имя существительное.)
- Определим части речи у других словарных слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)
- К какой группе относятся эти части речи? (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)
Слайд 5:
Самостоятельные части речи
- Определите тему урока.
- Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока «Самостоятельные части речи».Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи)
V. Работа над новой темой
- Сегодня мы будем путешествовать на волшебном корабле по стране «Части речи» и побываем в первом большом городе - «Самостоятельные части речи».
- Сколько районов в этом городе? (6)
- Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении)
- Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие - оно не изменяет форму)
Работа в группах (деление на группы проходит вначале урока, дети выбирают один из предложенных шести цветов)
- А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану.
Время на подготовку - 7-10 минут
* Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.
План
-
На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
-
Как изменяется?
-
Какую роль играет в предложении?
-
Примеры (Составить и записать предложения)
Вот мы в 1 районе. Здесь живут Имена существительные. Познакомимся с их обычаями.
И Т. Д.
Защита групп - (появление на доске информации о частях речи)
* В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.
- Какие умения развивали?
- Все ли получилось так, как вы задумывали?
- Что не получилось?
- Почему? Что надо было сделать иначе?
VI. Физминутка - закрепление изученного материала
- Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями города. Предложим им поиграть.
«Игра на внимание»
На доске подсказки движений: Слайд
Имя существительное хлопаем
Имя прилагательное руки на поясе
Глагол шагаем
Местоимение приседаем
Числительное руки вверх
Наречие крутим головой
Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.
* Можно под музыку.
Если ветер злющий кружит,
Застеклились за ночь лужи,
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих,
На деревьях, сверху
Кружева да бахрома,
Это значит - на снежинках
Опустилась к нам ЗИМА.
Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!
VII. Самостоятельная работа
Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.
Тест
1. У какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
А) конники - имя существительное
Б) двинулись - глагол
В) медленно - прилагательное
2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный…
А) глаголом
Б) именем прилагательным
В) наречием
3. В предложении «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:
А) числительным
Б) прилагательным
В) местоимением
4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?
А) потом, мы, второй, он
Б) сам, весь, этот, себя
В) мой, мал, твой, ваш
5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:
А) лосенок, стрекоза, деревня, поет, гриб
Б) веселый, радость, солнечные, теплая
В) пять, одиннадцать, сорок восемь, мы
6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:
А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, - ее, -ой, -ие, -ые 1. Имя существительное
Б) -ет, -ут, -ют, -ешь 2. Имя прилагательное
В) -а. -я, -о, -е , -ь, -, 3. Глагол
Проверка
VIII. Самоанализ
Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:
Зеленым - легко, без затруднений;
Желтым - с некоторыми затруднениями;
Красным - самостоятельно с заданием не справился(лась).
- Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?
* Индивидуальная работа предлагается 2, 3 учащимся на карточках.
Задание: Буратино вставил пропущенные буквы в словах и определил самостоятельные части речи. Необходимо найти и исправить ошибки Буратино.
Текст
У нас(м) жывет(гл.) лосенок(сущ.) Рыжик(сущ.). Он(сущ.) совсем(н) крошечный(гл.). На голаве(сущ.) торчят(гл,) два(числ.) остреньких(прил.) уха(сущ.). У него(м) пушистый(прил.) хвостик(сущ.), круглые(сущ.), как пугофки(сущ.) гласки(сущ.). Мы(м) его(сущ) очень(н) любим(гл).
Наше путешествие закончилось.
IX. Итог урок
- По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)
Рефлексия
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Что было легко? Что показалось трудным?
- Всем спасибо за активную и плодотворную работу на уроке!
X. Домашнее задание
- Составить рассказ о осени, используя самостоятельные части речи.