Рабочая программа по чтению для 1-4 классов школа 8 вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

45

Рабочая программа по чтению для 1- 4 классов школа 8 видаМуниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

№ 113 VIII вида» г. Перми

Рассмотрено

на заседании ШМО

Руководитель ____________

________________________

Согласовано заместитель директора по УВР

_________________


Принято

на УМС совете

Протокол №____ от ________

Утверждено

Директор ОУ

_____________Л.М. Решетова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи

для ___3__ класса









Автор - составитель: Пастернак О.А.



Пермь, 2015

II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе примерных учебных программ под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы» Москва, «Просвещение», 2006 год,

автор: В. В. Воронкова «Русский ( родной) язык».

2. Основная цель программы: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное

Основные задачи преподаваемого предмета

Образовательные:

- формирование навыка сознательного, правильного и выразительного чтения

-обогащение словарного запаса

Коррекционно-развивающие:

- развитие речемыслительной деятельности

- развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной)

- развитие внимания

Воспитательные:

- воспитание самостоятельности и уверенности, чувства ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.

Продолжительность программы:

По программе: 170 часов, 5 часов в неделю

Запланировано: I четверть - 9 недель (45 часов)

II четверть - 7 недель (35 часов)

III четверть - 10 недель (50 часов)

IV четверть - 8 недель (40 часов)



  1. Описание программы по классам

(5 ч в неделю 2 и 3 классы, 4 ч в неделю 4 класс)

Раздел программы

Классы начальной школы

2 класс

3 класс

4 класс

Содержание раздела

Содержание раздела

Содержание раздела

Техника чтения

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин, нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об особенностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Практические грамматические упражнения.

4. Методы и формы обучения

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)

2) наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)

3) практические методы (работа с учебником, наблюдение, дидактическая игра, упражнение)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные

Формы учебных занятий: предметные уроки



  1. Требования по классам

2 класс

3 класс

4 класс

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:

- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 5-8 стихотворений.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

  • пересказывать содержание прочитанного;

  • устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 5-8 стихотворений.



  1. Критерии оценки проверки ЗУН по чтению и развитию речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответь! на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): III - 25-30 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

IIIкласс«5» ставится ученику, если он:

  • читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками;

  • читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений:

  • отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

  • твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

  • читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;

  • допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе - логических ударений;

  • допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

  • допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

  • читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;

  • допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе - логических ударений;

  • отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;


  • обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он:

  • читает в основном по слогам, даже легкие слова;

допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

  • отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;

  • не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

«1» ставится ученику, если он:

  • затрудняется в чтении текста по слогам;

  • допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;

  • не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанного;

  • не знает наизусть стихотворения.


  1. Перечень компонентов учебно - методического комплекса

    1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, . Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой

    2. Познавательное развитие. Развитие речи: практическое пособие для воспитателей ДОУ//Автор-составитель Аджи А. В. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.-333с.

    3. Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года./Популярное пособие для родителей и педагогов. О. В. Мариничева, Н. В. ЁЛкина; художники: Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 2006. 192с: ил. - (Детский сад: день за днём)

    4. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ// Автор-составитель Аджи А. В. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 143с.

    5. Таблицы: «Времена года». «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Огород-овощи», «Перелётные птицы», «Грибы», «Ягоды».

    6. Иллюстрации к произведениям.

    7. Портреты авторов произведений.

    8. Презентации.



  1. III. Содержание изучаемого предмета.

Типология по Воронковой

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ученики этой группы, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь педагога.

Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.

Учащиеся 2 группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Исполнительская деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых изделий, но, все же, допускают ошибки.

К 3 группе относятся ученики, с трудом усваивающие программный материал, нуждающиеся в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно мень-ший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.




  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

  4. __________________________

  5. __________________________

  6. __________________________

  7. __________________________

  8. __________________________


  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

  4. __________________________

  5. __________________________

  6. __________________________

  7. __________________________

  8. __________________________


  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

  4. __________________________

  5. __________________________

  6. __________________________

  7. __________________________

  8. __________________________

Учебно- тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Здравствуй, школа!

12

2

Люби всё живое.

11

3

Учимся трудиться.

9

4

Славная осень

18

5

Что такое хорошо.

24

6

Народные сказки.

12

7

Вот пришли морозы и зима настала.

25

8

Смешные истории…

19

9

Весна в окно стучится

25

10

Лето красное идёт…

15

итого

170

Здравствуй школа -12 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Люби всё живое - 11 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Учимся трудиться - 9 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Славная осень - 18 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Что такое хорошо -24 часа. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Народные сказки - 12 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Вот пришли морозы и зима настала -25 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Смешные истории -19 часов.

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Весна в окно стучится - 25 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Лето красное идёт -15 часов. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Календарно-тематический план

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Информационное сопровождение

Дата

По плану

Факт

Здравствуй, школа! 12

1.

Выразительное чтение С. Михалков «Важный день».

1

Урок применения знаний и умений.

Урок - сюрприз

Картина «В школу», портрет С. Михалкова

2.

Развитие осознанного чтения вслух

Т. Чикарева «Здравствуйте».

1

Новый материал

Урок мудрости

Правила этикета

3.

Развитие осознанного чтения Т. Чикарева «Здравствуйте».

1

Урок применения знаний и умений.

Ролевая игра

Правила этикета

4.

Выразительное чтение стихотворения В. Берестов «Где право, где лево!»

1

Комбинированный

Работа в парах

Иллюстрация развилки

5.

Чтение по ролям В. Драгунский «Что любит Мишка». 1-я часть

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация рояля, ТСО, портрет Драгунского

6.

Чтение по ролям В. Драгунский «Что любит Мишка». 2-я часть

1

Урок коррекции знаний и умений.

Экскурсия в прошлое

ТСО

7.

Выразительное чтение В. Драгунский «Что любит Мишка». 3-я часть

1

Комбинированный

Традиционная

Выставка книг

В. Драгунского

8.

Краткий пересказ М. Коршунов «Петя и его жизнь».

1

Урок применения знаний и умений.

Урок мудрости

Отрывки из других произведений

9.

Выразительное чтение стихотворения

К. Чуковский «Мойдодыр». 1-я часть

1

Новый материал

Традиционная

Иллюстрации к произведению, портрет К. Чуковского

10.

Выразительное чтение стихотворения

К. Чуковский «Мойдодыр». 2-я часть

1

Урок применения знаний и умений.

Работа в парах

Рисунки детей

11.

Разучивание наизусть стихотворения

К. Чуковский «Мойдодыр». 3-я часть

1

Урок проверки знаний и умений

Конкурс

Иллюстрации к произведению

12.

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом

Рисунки детей, иллюстрации к призведениям

Люби всё живое.

11

13.

Пересказ по плану Л. Толстой «Котёнок».

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет Л. Толстого, иллюстрация к произведению

14.

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Учёный кот».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации домашних животных

15.

Чтение и пересказ Л. Толстой «Птичка». 1-я часть

1

Новый материал

Традиционная

Иллюстрации птиц

16.

Чтение и пересказ Л. Толстой «Птичка». 2-я часть

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом

Рисунки детей «Дом для птиц»

17.

Чтение по ролям М. Пришвин «Ребята и утята».

1

Комбинированный

Ролевая игра

Иллюстрации к произведению и домашних птиц

18.

Чтение рассказа К. Снегирёва «Берёза». Нахождение в тексте ответа на вопросы.

1

Новый материал

Коллективная

Иллюстрация лиственных деревьев

19.

Самостоятельное чтение рассказа

В. Бианки «Ёж- спаситель».

1

Комбинированный

Самостоятельная

Иллюстрация с дикими животными

20.

Подробный пересказ рассказа

Р. Фраермана «Мальчик в лесу».

1

Новый материал

Деление текста на части

Иллюстрация с дикими животными (бурундук)

21.

Пересказ по плану А. Барков «Шустрик»,

1-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Коллективная

Иллюстрация белки

22.

Пересказ по плану А. Барков «Шустрик»,

2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Коллективная

Иллюстрация белки

23.

Обобщающий урок по теме: «Люби всё живое».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок мудрости

Выставка рисунков по теме, таблица «Правила поведения в лесу»

Учимся трудиться.

9

24.

Разучивание наизусть стихотворения

С. Михалков «Важные дела».

1

Новый материал

Кроссворд

Иллюстрации по теме: «Профессия», портрет

С. Михалкова

25.

Пересказ по плану В. Куприн «Как Ваня грядки полол». 1-я часть

1

Новый материал

Самостоятельное чтение с кратким пересказом

Иллюстрации сорняков, растущих в огороде по произведению

26.

Пересказ по плану В. Куприн «Как Ваня грядки полол». 2-я часть

1

Урок применения знаний и умений.

Пересказ по плану

27.

Чтение и составление плана Е. Пермяк «Смородинка».

1

Новый материал

Деление текста на части и их озаглавливание

Таблица «Ягоды»

28.

Пересказ по составленному плану

О. Донченко «Телёнок». 1-часть

1

Комбинированный

Игра «Взрослые и дети»

Таблица с домашними животными

29.

Пересказ по составленному плану

О. Донченко «Телёнок».2-часть

1

Комбинированный

Традиционная

Составленный план

30.

Свободный пересказ А. Маркуша «Важная профессия».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

Иллюстрации по теме: «Профессия»

31.

Разучивание наизусть стихотворения

С. Баруздин «Маляр».

1

Новый материал

Кроссворд

Иллюстрация «Маляр»

32.

Обобщающий урок по теме: «Учись трудиться».

1

Урок обобщения

Ролевая игра

Рисунки детей по теме

Славная осень

18

33.

Выразительное чтение стихотворения Е. Трутнева «Осень».

1

Новый материал

Выразительное чтение

Таблица «Осень»

34.

Развитие умения выделять главное И. Соколов- Микитов «Осень в лесу».

1

Новый материал

Работа с книгой

Иллюстрация учебника

35.

Свободный пересказ И. Соколов- Микитов «Улетают журавли».

1

Новый материал

Чтение с объяснением

Таблица «Птицы»

36.

Чтение по ролям рассказа В. Катаева «Грибы».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа в парах

Таблица «Грибы»

37.

Разучивание наизусть стихотворения

А. Прокофьева «В лес по грибы».

1

Комбинированный

Традиционная

Таблица «Грибы»

38.

Чтение по ролям рассказа Н. Сладкова «Эхо».

1

Новый материал

Работа по иллюстрации

Иллюстрация учебника

39.

Составление рассказа по картинке.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа по иллюстрации

Иллюстрация учебника

40.

Словесные забавы: «Загадки, скороговорки, пословицы и т. д.»

1

Урок применения знаний и умений.

Работа в парах

Загадки, стихи и т.д.

41.

Чтение сказки Н. Грибачёв «Рыжие листья»- 1-я часть.

1

Новый материал

Чтение с объяснением

Иллюстрация зайца и лисы

42.

Свободный пересказ Н. Грибачёв «Рыжие листья»- 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Чтение с объяснением

Иллюстрация зайца и ежа


1.

Чтение по ролям Н. Грибачёв «Рыжие листья»- 3-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Рассматривание иллюстраций

Иллюстрация зайца и медведя

2.

Чтение по ролям Н. Грибачёв «Рыжие листья»- 4-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

Иллюстрация зайца и белки

3.

Пересказ по плану Н. Грибачёв «Рыжие листья»- 5-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Пересказ по плану

Таблица «Дикие животные»

4.

Внеклассное чтение по теме: Стихотворения русских поэтов об осени».

1

Новый материал

Урок- сказка

Книги «Сказки»

5.

Выразительное чтение стихотворения

К. Бальмонта «Осень».

1

Комбинированный

Традиционная

Таблица «Осень», ТСО- прослушивание стихотворения

6.

Разучивание наизусть стихотворения

А. Плещеева «Осень наступила…»

1

Урок применения знаний и умений.

Словесное описание

ТСО- прослушивание стихотворения

7.

Выразительное чтение стихотворения

А. Фета «Ласточки пропали».

1

Комбинированный

Традиционная

Таблица «Перелётные птицы»

8.

Обобщающий урок по теме: «Славная осень!»

1

Урок обобщения

Путешествие

Иллюстрации, таблицы

Что такое хорошо.

24

9.

Что такое хорошо… Чтение по ролям

М. Басина «Удивительная верёвка».

1

Новый материал

Урок мудрости

Иллюстрации к произведению

10.

Выразительное чтение стихотворения

А. Барто «Уехали».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

Таблица «Домашние животные»

11.

Чтение и составление плана для пересказа К. Киршина «Вот такая история».

1

Новый материал

Работа с книгой

Таблица «Домашние животные»

12.

Чтение и составление плана для пересказа К. Киршина «Вот такая история». 1-2 части.

1

Урок применения знаний и умений.

Загадки, кроссворд

Стихи о домашних животных

13.

Чтение по ролям Л. Воронковой рассказа «Что сказала бы мама» 1-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа по иллюстрации

Иллюстрация пчелы, улья.

14.

Чтение по ролям Л. Воронковой рассказа «Что сказала бы мама» 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Ответы на вопросы

Таблица «Насекомые»

15.

Свободный пересказ Я. Пинясов «Кем быть и кем не быть?»

1

Урок применения знаний и умений.

Чтение рассуждение

Таблица «Профессии»

16.

Чтение по ролям рассказа Н. Носова «Огурцы» 1-я часть.

1

Урок коррекции знаний и умений.

Чтение по ролям

Портрет Носова, произведения Носова

17.

Свободный пересказ Н. Носова «Огурцы» 2-я часть.

1

Урок коррекции знаний и умений.

Работа с книгой

Муляжи овощей

18.

Пересказ по плану Н. Носова «Огурцы».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа по плану для пересказа

Рисунки детей по произведению

19.

Чтение и пересказ В. Осеева «Волшебное слово» 1-я часть.

1

Новый материал

Игра «Доскажи словечко»

Иллюстрации к рассказу

20.

Чтение и пересказ «Волшебное слово» 2-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к рассказу

21.

Чтение и пересказ «Волшебное слово» 3-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к рассказу

22.

Чтение и пересказ «Волшебное слово» 4-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к рассказу

23.

Полный пересказ Е. Пермяк «Бумажный змей».

1

Новый материал

Работа с книгой

Иллюстрация бумажного змея

24.

Чтение по плану А. Котовщикова «Как же так получилось?»

1

Урок применения знаний и умений.

Работа по плану с книгой

25.

Чтение по плану А. Котовщикова «Как же так получилось?» 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

26.

Чтение по ролям рассказа Л Пантелеева «Трус».

1

Урок коррекции знаний и умений.

Традиционная

Иллюстрация учебника

27.

Пересказ по плану рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». 1-я часть.

1

Новый материал

Работа с книгой по плану

Иллюстрация военного, парка

28.

Пересказ по плану рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой по плану

Произведения (книги) Л. Пантелеева

29.

Пересказ по плану рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». 3-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой по плану

30.

Пересказ по плану рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». 4-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой по плану

31.

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…»

1

Урок закрепления

Урок мудрости

Иллюстрации к произведениям

32.

Внеклассное чтение В. Маяковского « Что такое хорошо, что такое плохо».

1

Урок применения знаний и умений.

Коллективная

Книги В. Маяковского

Народные сказки.

12

33.

Подробный пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с иллюстрациями

Иллюстрации к сказке

34.

Чтение по ролям мордовской сказки «Как мужик волка спас».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к сказке

35.

Полный пересказ сказки «Три сестры» (татарская сказка).

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация с народными костюмами

36.

Составление плана и пересказ сказки «Кукушка» (ненецкая сказка).

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация народных костюмов

37.

Полный пересказ сказки «Кукушка».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация кукушки


1.

Чтение эстонской сказки «Каждый своё получил» 1-я часть

1

Комбинированный

Работа с книгой

Иллюстрация народных костюмов

2.

Чтение эстонской сказки «Каждый своё получил» 2-я часть

1

Урок применения знаний и умений.

Ответы на вопросы

Иллюстрация «Бедный и богатый»

3.

Чтение и пересказ русской сказки «Хаврошечка» 1-я часть

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с иллюстрациями

Таблица «Домашние животные»

4.

Чтение и пересказ русской сказки «Хаврошечка» 2-я часть

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация народных костюмов

5.

Чтение и пересказ русской сказки «Хаврошечка» 3-я часть

1

Комбинированный

Традиционная

Рисунки детей:Хаврошечка

6.

Обобщающий урок по теме: «Народные сказки».

1

Урок применения знаний и умений.

Урок сказка

Иллюстрации к сказкам

7.

Внеклассное чтение. Стихи детских поэтов о зиме.

1

Урок применения знаний и умений.

Конкурс

Книги. Стихи о зиме. ТСО.

Вот пришли морозы и зима настала.

25

8.

Разучивание стихотворения наизусть

И. Суриков «Зима».

1

Новый материал

ТСО, Прослушивание стихотворения

9.

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами А.Чехов «Первый снег».

1

Новый материал

Работа с книгой, ответы на вопросы

Таблица «Зима»

10.

Выразительное чтение стихотворения В.Орлов «Никто не обижается».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

Иллюстрация к стихотворению

11.

Пересказ рассказа Н.Сладков «Воробьиный термометр».

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет Н. Сладкова, таблица «Птицы».

12.

Пересказ Н. Носова «На горке» 1-я часть.

1

Новый материал

Ответы на вопросы

Иллюстрация «Зимние забавы»

13.

Пересказ Н. Носова «На горке» 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с книгой

Иллюстрация к произведению

14.

Чтение по ролям Н. Носова «На горке» 3-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа в парах

Иллюстрация к произведению

15.

Составление плана 1-ой части рассказа Д. Мамина- Сибиряка «Река стала».

1

Новый материал

Работа с текстом

Иллюстрация «Река подо льдом».

16.

Чтение и составление плана 2-ой части рассказа Д. Мамина- Сибиряка «Река стала»

1

Комбинированный

Традиционная

Таблица «Правила поведения на реке»

17.

Разучивание стихотворения наизусть А. Пушкина «Зимнее утро».

1

Новый материал

Коллективная

Портрет А. Пушкина

18.

Чтение и пересказ сказки К. Ушинского «Проказы старухи зимы» 1-я часть.

1

Новый материал

Деление текста

Таблица «Природа зимой», портрет К. Ушинского

19.

Чтение и пересказ сказки К. Ушинского «Проказы старухи зимы» 2-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Приметы зимы

20.

Выразительное чтение В. Лебедев- Кумач «Здравствуй, ёлка!»

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом

Иллюстрация «Новый год»

21.

Пересказ рассказа по заданному плану Е. Пермяк «Знакомые следы».

1

Новый материал

Работа по иллюстрации

Иллюстрация

22.

Чтение по ролям сказки «Два Мороза»

1-я часть.

1

Комбинированный

Чтение по ролям

Иллюстрация к сказке

23.

Чтение по ролям сказки «Два Мороза»

2-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация к сказке

24.

Внеклассное чтение произведения

В. Бианки «Лесная газета».

1

Новый материал

Путешествие по лесу

Произведения

В. Бианки, портрет

25.

Чтение В. Бианки «Из лесной газеты»

1

Новый материал

Работа с текстом

Иллюстрация «Поле»,»Тракторист»

26.

Осознанное чтение сказки В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза».

1

Новый материал

Чтение

Картина «Природа зимой»

27.

Краткий пересказ Г. Скребицкий «Дружба».

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с текстом

Иллюстрация к произведению

28.

Самостоятельное чтение рассказа

А. Баркова «Кот в сапогах».

1

Новый материал

Работа с текстом

Информация о пограничниках

29.

Чтение рассказа Я. Длуголенский «Как Зубов однажды был врачом» 1-я часть.

1

Новый материал

Ответы на вопросы

Иллюстрации военнослужащих

30.

Чтение и пересказ текста по иллюстрации Я. Длуголенский «Как Зубов однажды был врачом» 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа по иллюстрации

Портрет К. Ушинского, таблица «Времена года»

31.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

1

Комбинированный

Традиционная

Таблица»Времена года»

32.

Обобщающий урок по теме: «Вот пришли морозы…»

1

Урок обобщения

Коллективная

Стихи о зиме, иллюстрации о зиме

Смешные истории…

19

33.

Чтение по ролям русской народной сказки «У страха глаза велики»

1

Новый материал

Чтение по ролям

Иллюстрация «Народные костюмы»

34.

Выразительное чтение К. Чуковского «Путаница» 1-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет К. Чуковского, его произведения. Иллюстрации животных

35.

Выразительное чтение К. Чуковского «Путаница» 2-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Работа с иллюстрациями

36.

Выразительное чтение С. Маршак «Вот какой рассеянный», 1-я часть.

1

Новый материал

Портрет С. Маршака, иллюстрации к тексту

37.

Выразительное чтение С. Маршак «Вот какой рассеянный», 2-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет С. Маршака, иллюстрации к произведению

38.

Беглое чтение Н. Носов «Живая шляпа»

1-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет Н. Носова, иллюстрации к произведению, таблица «Домашние животные»

39.

Чтение по ролям Н. Носов «Живая шляпа»

2-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

40.

Чтение по ролям, пересказ Н. Носов «Живая шляпа» 3-я часть.

1

Комбинированный

Работа с текстом

Рисунки детей

41.

Чтение по ролям, пересказ Н. Носов «Живая шляпа» 4-я часть.

1

Урок применения знаний и умений.

Традиционная

Рисунки детей

42.

Деление на части Б. Заходер «Хрюк на ёлке».

1

Комбинированный

Работа с текстом

Портрет Б. Заходера, иллюстрации животных

43.

Выразительное чтение по частям

Б. Заходер «Хрюк на ёлке».

1

Комбинированный

Работа с текстом

44.

Пересказ по плану Б. Заходер «Хрюк на ёлке».

1

Урок применения знаний и умений.

Традиционная

45.

Чтение, деление на части Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

1

Комбинированный

Традиционная

Портрет Н. Носова

46

Деление на части, озаглавливание частей Н.Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобили».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к произведению

47.

Пересказ по плану Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

1

Урок применения знаний и умений.

Традиционная

Иллюстрации к произведению, книга Н.Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

48.

Чтение и пересказ рассказов по теме «Смешные истории».

1

Урок повторения

Коллективная

49.

Чтение других историй о Незнайке из книги Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

1

Знакомство с отрывками.

Книга Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

50.

Обобщающий урок по теме: «Смешные истории».

1

Урок обобщения

Коллективная

Иллюстрации к произведениям

51.

Внеклассное чтение произведений

К. Чуковского.

1

Урок применения знаний

Викторина по сказкам

К. Чуковского

Сказки К. Чуковского.

Весна в окно стучится

25

1.

Разучивание стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»

1

Новый материал

Коллективная

Иллюстрация к произведению.

2.

Осознанное чтение текста вслух целыми словами русской К.Паустовского «Однажды утром..»

1

Комбинированный

Работа с текстом

Иллюстрация «Весеннее утро».

3.

Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».

1

Урок применения знаний и умений

Традиционная

Таблица «Времена года».

4.

Чтение по ролям с передачей нужной интонации Э.Шима «Камень, ручей. Сосулька и солнце».

1

Комбинированный

Путешествие с героями сказки

Иллюстрации героев сказки

5.

Выборочное чтение

С.Михалкова «А что у вас?»

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к произведению, таблица «Профессии»

6.

Чтение по ролям рассказа Б. Емельянова «Мамины руки».

1

Изучение нового

Традиционная

Иллюстрация «Семья».

7.

Выделение главной мысли в рассказе Б.Емельянова «Мамины руки».

1

Комбинированный

Традиционная

8.

Чтение по ролям рассказа Н. Артюховой «Большая берёза» 1-я часть.

1

Урок применения знаний и умений

Традиционная

Иллюстрации лиственных деревьев.

9.

Чтение по ролям рассказа Н. Артюховой «Большая берёза» 2-я часть.

1

Изучение нового

Традиционная

Иллюстрация к прочитанному

10.

Чтение по ролям рассказа Н. Артюховой «Большая берёза» 3-я часть.

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация к прочитанному

11.

Выразительное чтение Я.Коласа «Песня о весне».

1

Урок применения знаний и умений

Работа с текстом

Иллюстрации с весенним пейзажем

12.

Составление рассказа о путешествии льдины В.Бианки «Последняя льдина».

1

Урок применения знаний и умений

Работа с текстом и планом

Иллюстрация половодье, портрет

В. Бианки

13.

Заучивание наизусть М.Матуссовского «Скворцы прилетели».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация с птицами

14.

Чтение целыми словами А. Баркова «Голубой апрель».

1

Урок применения знаний и умений

Заочная прогулка

Иллюстрация с весенним лесом

15.

Осознанное чтение А. Баркова

« Берёзкины слёзы».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация берёзы

16.

Выразительное чтение А. Баркова «Солнечный огонёк».

1

Изучение нового

Работа с текстом

Иллюстрация мать-и-мачехи

17.

Чтение и пересказ А. Баркова «Комариный бал».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрация с насекомыми

18.

Разучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Дождик, лей веселей».

1

Изучение нового

Коллективная

Таблица «Осень»

19.

Чтение и пересказ рассказа В. Драгунского «И мы…», 1-я часть.

1

Изучение нового

Традиционная

Портрет В.Драгунского,

иллюстрация космоса, космонавта, иллюстрации к тексту

20.

Чтение и пересказ рассказа

В. Драгунского «И мы…», 2-я часть.

1

Комбинированный

Работа с текстом

21.

Чтение и пересказ рассказа

В. Драгунского «И мы…», 3-я часть.

1

Урок применения знаний и умений

Работа с иллюстрациями

22.

Полный пересказ Н. Михайлова «Май»

1

Урок применения знаний и умений

Приметы, пословицы, загадки

Таблица «Весна»

23.

Выразительное чтение В.Орлова «Когда на планете хозяева дети».

1

Изучение нового

Путешествие по планете

Иллюстрации планеты, костюмов народов

24.

Краткий пересказ рассказа Е. Олейник «Полюшко- поле».

1

Изучение нового

Работа с текстом

Картина «Поле»

25.

Обобщающий урок по теме: «Весна в окно стучится…»

1

Урок обобщения

Загадки, кроссворд, работа с текстом

Рисунки детей, иллюстрации к прочитанным произведениям

Лето красное идёт…

15

26.

Выразительное чтение С.Михалкова «Спать легли однажды дети…»

1

Комбинированный

Иллюстрации войны

27.

Выразительное чтение В.Фетисова «Что такое лето?»

1

Изучение нового

Заочная экскурсия

Таблица «Лето»

28.

Разучивание стихотворения наизусть А. Толстого «Колокольчики мои».

1

Урок применения знаний и умений

Работа с текстом

Иллюстрация с летними цветами

29.

Осознанное, правильное чтение И. Соколов- Микитов «Лето в лесу».

1

Урок применения знаний и умений

Работа с текстом

Иллюстрация «Летний лес».

30.

Чтение с соблюдением знаков препинания Л. Толстой «Гроза в лесу».

1

Комбинированный

Работа с текстом

Иллюстрации к прочитанному

31.

Ответы на вопросы В. Бианки «Купание медвежат».

1

Урок применения знаний и умений

Работа с текстом

Иллюстрация бурого и белого медведей

32.

Чтение и деление на части Л.Толстого «Акула».

1

Изучение нового

Традиционная

Иллюстрация акулы

33.

Чтение по частям с пересказом Л.Толстого «Акула».

1

Комбинированный

Традиционная

Иллюстрации к прочитанному

34.

Краткий пересказ рассказа Л.Толстого «Акула».

1

Урок применения знаний и умений

Традиционная

Иллюстрации к прочитанному

35.

Чтение по ролям 1-й части С. Полетаева «Секретное слово».

1

Изучение нового

Коллективная

Иллюстрация коня

36.

Чтение по ролям 2-й части С. Полетаева «Секретное слово».

1

Комбинированный

Коллективная

Иллюстрация водонапорной башни

37.

Чтение по ролям 3-й части С. Полетаева «Секретное слово».

1

Комбинированный

Коллективная

Иллюстрации к прочитанному

38.

Чтение по ролям 4-й части С. Полетаева «Секретное слово».

1

Урок применения знаний и умений

Коллективная

Иллюстрации к прочитанному

39.

Выборочное выразительное чтение М.Ивенсена «Вот и лето …»

1

Урок применения знаний и умений

Традиционная

Таблица «Лето»

40.

Обобщающий урок по теме: «Лето красное идёт».

1

Урок обобщения

Викторина

Иллюстрации о лете, рисунки детей



Контрольно - измерительные материалы навыка у младших школьников.
чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень Проверка навыка чтения вслух

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец года не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

3 класс начало года

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес - и давай собирать. Только бабушка - в кружечку, а Надя - в рот.
Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади - пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.
На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела - всё в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
- Кушай!
- А сама что же?
- А я вчера ела.
- Вчера не считается, - сказал дедушка. - Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя - ягоду, дед - ягоду, Надя - ягоду, дед - ягоду. Так всё и съели.

(97 слов)
(Я. Тайц)

Вопросы и задания

1. Какую ягоду пошли собирать в лес бабушка с Надей?
2. Почему Наде стало стыдно?
3. Как девочка исправила свою ошибку?

3 класс конец года

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти, меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

(110 слов)
(Л.Н. Толстой)

Вопросы и задания

1. На какого зверя упала белка?
2. Что хотел с ней сделать волк?
3. Почему белки веселы?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

3 класс

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал - и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника.
Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(164 слова)
(К. Д. Ушинский)

Прочитай текст «Ветер и Солнце» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Солнце, Ветер, путешественник;
б) Солнце, Ветер;
в) Солнце, Ветер, Лошадь.

2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?

a) На лесной тропинке;
б) в горном ущелье;
в) на большой дороге.

3. О чём затеяли спор Солнце и Ветер?

а) Кто из них нужнее;
б) кто из них сильнее;
в) кого из них больше любят.

4. Подбери словосочетание, близкое по смыслу значению выражения дуть что было мочи.

а) Из последних сил;
б) изо всех сил;
в) по мере возможности.

5. Восстанови последовательность действий путника в ответ на старания Ветра.

a) Ехал всё дальше и дальше;
б) крепче закутывался;
в) надел свой плащ в рукава;
г) ворчал на непогоду;
д) подвязался поясом.

6. Восстанови последовательность действий Солнца.

а) Выглянуло;
б) улыбнулось;
в) осушило;
г) обогрело.

7. Выпиши из текста определения, данные автором Ветру.

8. Дай свою характеристику Солнцу.

9. Выпиши из текста слова, помогающие понять, о чём главном нам хотел сказать автор.

10. Определи жанр произведения. Свой ответ обоснуй.

Правильные ответы к заданиям

А

Б

В

Г

Д

1

+

2

+

3

+

4

+

5

3

1

4

2

5

6

2

1

4

3

7

Сердитый, северный

8

Ласковое, доброе, могущественное

9

Последние 9 слов

10

Сказка



© 2010-2022