- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельностиЗанимательная математика
Программа по внеурочной деятельностиЗанимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иканова Т.П. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочного образования «Занимательная математика» разработана на основе ФГОС, программы духовно- нравственного воспитания младших школьников и авторской программы Моро М И, М., Просвещение, 2011 год. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Она позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Программа факультатива рассчитана на 1 года. Занятия 1 раз в неделю. 34 часа ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ: 1.Словесный метод:
- Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
- Наглядные пособия и иллюстрации.
- Тренировочные упражнения;
- практические работы.
- Сообщение готовой информации.
- Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ:
- тематические занятия,
- игровые уроки,
- конкурсы,
- викторины,
- соревнования.
- игры-путешествия,
- экскурсии по сбору числового материала,
- задачи на основе статистических данных по городу,
- сказки на математические темы,
- конкурсы газет,
- плакатов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-9 лет в течение года в объёме 68 часов, 2 раза в неделю занятия по 45 мин. и предназначена для учащихся начальной школы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Во время проведения занятий педагог дает задания на развитие различных психических процессов. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Задания, развивающие память Педагог должен уметь использовать упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких заданий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия. 1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия . Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. 2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. 4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. 6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. 7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ :
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры.
- Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу.
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;
- решать логические упражнения;
- формировать творческое мышление;
- участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;
- вести поисковую и исследовательскую работу.
- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 КЛАСС
НАЗВАНИЕ
РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕРЕЧЕНЬ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ауд.
вне-
ауд.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
РАЗДЕЛ 1.
Математика - царица наук.
6
4
Использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100,
Решать и составлять числовые головоломки.
Искать несколько решений.
Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта. Последовательно выполнять арифметические действия: отгадывание задуманных чисел.
Заполнять числовые кроссворды. Устанавливать закономерность при решении логических задач.
Находить разные способы решения задач.
Интерпретировать информацию, при проведении несложных исследований: объяснять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Постановка учебных задач занятия;
оценка своих достижений;
действие по плану. Осуществление внутреннего контроля по результату; различие способа и результат действия;
- оценка правильности выполнения действия, умение вносить коррективы.
Успешно выполнять задания с арифметическим содержанием;
различать существенные и несущественные признаки нумерации чисел;
доказывать способ верного решения.
Строить логическую цепь рассуждений;
доказывать способ верного решения.
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
составлять задачи-шутки, магические квадраты.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера по нумерации чисел.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
РАЗДЕЛ 2.
Разминка для ума.
7
7
РАЗДЕЛ 3.
Подумай и реши.
16
10
РАЗДЕЛ 4.
Знакомьтесь - великие математики.
4
8
РАЗДЕЛ 5.
Подведем итоги.
3
3
Всего
36
32
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
ДАТА СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ УРОВЕНЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
план
факт
РАЗДЕЛ 1. Математика - царица наук. - 10 часов
1-2
Вводное занятие. «Математика - царица наук»
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Презентация. Зантия в компьютерном классе.
1
3-4
Как люди научились считать.
Презентация. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
1
5-6
Интересные приемы устного счета.
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
1
7-8
Числа-великаны. Коллективный счет.
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поход в театр. Нумерация кресел.
1
9-10
Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). В гостях у шахматного кружка.
1
РАЗДЕЛ 2. Разминка для ума - 14 часов
11-12
Решение занимательных задач в стихах.
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ. Экскурсия.
1
13-14
Упражнения с числами.
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками.
1
15-16
Учимся отгадывать ребусы.
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. Игры с мячом в парке: «Наоборот», «Не урони мяч».
1
17-18 Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
1
19-20
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
21-22
Загадки - смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
1
23-24
Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. Игра «Лучший счетчик». Повторение правил ПДД. Выход на улицы города.
1
РАЗДЕЛ 3. Подумай и реши -26 часов
25-26
Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему. Игра «Математическое домино».
1
27-28
Практикум «Подумай и реши»
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
29-30
Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. Игра «Не собьюсь!»
1
31-32
«Газета любознательных».
Проектная деятельность. Создание газеты. Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. Экскурсия в типографию.
1
33-34
Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Игра «Отгадай задуманное число».
1
35-36
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности. Игра «Отгадай число и месяц рождения». Занятие в библиотеке.
1
37-38
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру». Участие в городской олимпиаде.
1
39-40
Школьная олимпиада.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
1
41-42
Игра «Работа над ошибками».
Работа над ошибками, сделанными в заданиях олимпиады. Игра в магазин. Поход в магазин канцелярских товаров. Игра «Сделай покупку»
1
43-44
Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Игры в парке. Закрепление знаний о классах и разрядах.
1
45-46
Наглядная алгебра.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. Меры веса и единицы времени. Экскурсия в продуктовый магазин.
1
47-48
Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
49-50
Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Экскурсия в городскую библиотеку.
РАЗДЕЛ 4. Знакомьтесь - великие математики - 12 часов
51-52
Знакомьтесь - Архимед!
Презентация и рассказ про Архимеда. Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку Работа в компьютерном классе.
1
53-54
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
55-56
Знакомьтесь - Пифагор!
Презентация и рассказ про Пифагора. Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку Работа в компьютерном классе.
1
57-58
Задачи с недостаточными условиями для решения.
Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
1
59-60
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Экскурсия на выставку творческих работ.
1
61-62
Задачи, решаемые способом перебора.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
63-64
Математический КВН
Практическая работа: математический КВН в актовом зале, подведение итогов КВНа. Работа в командах. Участие родителей.
2
65-66
Круглый стол «Подведем итоги».
Систематизация знаний по изученным разделам. подведение итогов года, награждение за достигнутые успехи..
2
67-68
Поездка на природу.
КТД совместно с родителями
2
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника. На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза. Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Литература для учителя и учащихся.
-
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
-
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996.
-
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
-
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
-
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
-
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
-
Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
-
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
-
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
-
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы, Москва, 2004.
-
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
-
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
-
Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста). Москва, « Амрита-Русь», 2004 г.
13