Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

Тема проекта:

Разработка программы по внеурочной деятельности

«Чип и Дейл спешат на помощь»

(экологическое направление)

Педагогическая идея:

Шаг к новой школе: обеспечение процесса

реализации ФГОС

Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»

Выполнила:

учитель начальных классов,

Кабанова Т.А.

1квалификационная категория

2012г.

Пояснительная записка

Программа кружка рассчитана на 64часа (2часа в неделю), для учащихся младшего школьного возраста 1-4 класс.
В программе могут быть допущены изменения по часам и тематике.
Занятия кружка могут проходить в малых и средних группах по
2-10 человек или в классах.
Форма занятий может быть : занимательная игра, экскурсия, беседа, лекция, выставка, мастерская.
Результатом работы кружка являются показатели знаний учащихся, как вести себя в природе, а так же газета, развитие живого уголка, озеленение школы, акции за здоровый образ жизни и охрана природы, уход за животными живого уголка.
Она формирует коммуникативные компетенции, навыки трудовой деятельности, стимулирует образовательный и познавательный интерес у учащихся, бережное отношение к охране природы и своему здоровью. Предусмотрены различные формы кружковой работы:

  • в кабинете - теоретическая беседа, практическая работа;

  • игровая - познавательная, обобщающая игра;

  • экскурсия - в краеведческий музей, лесничество

  • конференция - защита творческих работ;

  • выставки - хобби-увлечения;

  • акции - по охране природы, здоровому образу жизни;

  • выпуск стенной газеты .

Цель: создать условия для формирования осознанного отношения к окружающей среде и понимания зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. В соответствии с поставленной целью формируются и задачи объединения. Обучающие:
  • Развить познавательный интерес к окружающей природе и своему здоровью;
  • Привить навыки работы с методами, необходимыми для исследований.
Воспитательные:
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
Развивающие:
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы, любить животных.
  • Развивать стремление оздоровлять окружающую среду, внося посильный вклад в улучшение санитарно - гигиенических и экологических условий для жизни человека.
Программа «Чип и Дей спешат на помощь» является программой экологической направленности. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребёнок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. Ведь не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Я надеюсь, что данная программа поможет мне сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и своему здоровью. В своей программе я опираюсь на такие понятия, как: экология, мониторинг, окружающая среда, природоохранная деятельность, ЗОЖ.

При составлении программы использованы принципы:

  • доступности материала (от известного к не известному),

  • принцип связи теории с практикой,

  • принцип систематичности и последовательности материала (преемственности),

  • принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы,

  • принцип научности (учащиеся включаются в процесс самостоятельного исследования, наблюдения, работа с литературой и т.д.),

  • принцип сознательности и активности приобретения знаний опирается на интерес учащихся к дополнительному материалу.

  • Занятия могут проводиться в форме познавательных игр, лабораторных, практических работ, фенологических наблюдений,
    экскурсий, работа в библиотеке, а так же уход и общение с животными живого уголка.
    Программа позволит сформировать коммуникативные, здоровьесберегающие, природоохранные компетенции учащихся. Способствует развитию навыков трудовой деятельности, общения с животными, повышает познавательный интерес к природе. Формирует устойчивое отношение к охране природы.
    Результатом реализации программы может быть: показатель знаний и умений учащихся, итог наблюдений за животными, развитие живого уголка в школе, организация и участие в проводимых выставках, мероприятиях, выпуск газет, буклетов, подготовка и проведение экскурсий в живой уголок, для других ребят и другие формы творческой деятельности учащихся.



1класс

Тематическое планирование

Раздел

Тема

часы

1

Природа

1

Приметы осени. Явления природы.

2

2

Сказки о природе.

4

3

Познавательная игра «Почемучка»

1

2

Животные

4

Охраняемые животные Ульяновской области. Конституция Р.Ф. об охране природы.

2

5

Можно ли содержать диких животных в домашних условиях?

2

6

Одомашнивания животных

2

7

Требования к содержанию животных в домашних условиях. Каких животных нельзя содержать дома?

3

8

Как узнать характер своей кошки?

1

9

Аквариум- микроводоем и его обитатели.

4

10

Каких животных содержат в террариуме?

2

11

Как научить попугая говорить? Могут ли разговаривать другие птицы?

2

12

Бианки - рассказы о животных и растениях.

4

13

Экологический КВН

1

3

Растения

14

Растения: гиганты, карлики, долгожители, реликты.

2

15

Ядовитые растения, растения-аллергены - почему их надо опасаться?

2

16
17

Как сделать гербарий.
Комнатные растения. Их многообразие и уход.

3

18

Комнатные растения - их разведение.

2

19

Где и как растут самые выносливые растения?

2

4

Цитология

17

Кто и когда впервые увидел клетку под микроскопом? Знакомство с микроскопом.

1

18

Растения и животные под микроскопом.

1

19

Экскурсия в биологический кабинет

1

20

Игра «Чудесное колесо»

1

5

Человек

21

Познай свой организм.

2

22

Как мой организм борется с болезнью?

2

23

Как предупредить и защитить себя от опасности ядовитых змей, пауков, растений, грибов.

3

24

Как «Стобед» научился умываться и чистить зубы?

2

25

Как предупредить кариес? Экскурсия в стоматологический кабинет.

1

26

Как очистить воду без фильтра?

2

6

Происхождение Земли

27

Экскурсия в краеведческий музей. История развития нашего края.

3

28

Природа до и после всемирного оледенения.

2

29

Ископаемые останки древнего мира. Динозавры.

1

30

Оформление выставки в школьной библиотеке «Доказательства прошлого Земли».

1

7

Экология

31

Правила поведения в природе.

1

32

Экскурсия. Как вести полевой журнал наблюдений в природе?

1



2класс

Тематическое планирование

Раздел

Тема

часы

1

Природа

1

Охраняемые животные и растения Ульяновской области . Конституция Р.Ф. об охране природы.

2

Содержание животных в неволе. Организация зоопарков, уголков живой природы, аквариумов, террариумов.

3

Требования к содержанию животных в домашних условиях. Какие животные могут представлять угрозу для жизни человека?

4

Перевозка животных. Почему необходим таможенный контроль ввоза и вывоза, животных за границу?

5

Интеллектуальная игра.

2

Аквариум

6

Виды аквариумов. С чего начать организацию аквариума?

7

Аквариум - мини-водоем. Как правильно подобрать оборудования, растения, и рыб. Практическая работа.

8

Аквариумные вредители и болезни рыб.

9

Рекомендации по выращиванию растений в аквариуме и разведению рыб.

10

Обнаружение в аквариуме простейших организмов и водорослей, изучение их под микроскопом. Вред или польза от них в аквариуме?

11

Хищные рыбы в аквариуме.

3

Террариум

12

Организация террариума в домашних условиях.

13

Водные черепахи. Содержание и уход.

14

Сухопутные черепахи. Содержание и уход.

15

Ящерицы и змеи в домашних условиях. Может ли ваш дом стать для них убежищем?

4

Птицы

16

История приручения птиц. Содержание птиц в неволе. Экзотические птицы в домашних условиях.

17

Всех ли птиц можно научить разговаривать?

18

Период гнездования. Разведение попугайчиков.

19

Уход за птицами. Приготовление кормов, богатыми витаминами. Практическая работа.

5

Животные

20

Содержание грызунов. Хомячки, крысы, морские свинки, кролики.

21

Быстро размножающиеся животные.

22

Гигиена содержания животных.

23

Индивидуальные особенности кормления.

24

Экскурсия в зоомагазин. Клеточное содержание животных, аквариум.

6

Здоровье

25

Меры предупреждения заболеваний человека вызванных болезнями животных. Меры предупреждения заболеваний у животных содержащихся дома.

7

Домашние животные.

26

История приручения кошек и собак.

27

Породы кошек.

28

Как понять характер кошки и ее язык?

29

Породы собак. Содержание, каких пород собак опасно для жизни?

30

Дрессировка собак. Экскурсия в ГОВД - обучение собак поиску людей, наркотиков, взрывчатых веществ.

31

Оказание первой помощи пострадавшим животным. Экскурсия в вет. клинику.

32

Организация выставки домашних любимцев в школе.


3класс

Раздел

Тема

Сроки

1

Цветоводство

1

Происхождение комнатных растений.

2

Многообразие комнатных растений.

3

Покупка растений. Уход за комнатными растениями, использование их в интерьере. Экскурсия в цветочный магазин.

2

Почва

4

Роль почвы.

5

Состав почвы. Условия ее хранения.

3

Удобрения

6

Внесение удобрений, подкормка комнатных растений.

7

Приготовление почвенной смеси с внесением органического удобрения.

8

Органические удобрения.

9

Не органические удобрения.

4

Гидропоника

10

Выращивание растений на питательной смеси. Закладка опыта.

5

Растительный террариум

11

«Бутылочные сады» - практический эксперимент.

12

Растения в аквариуме

6

Дизайн - растения в интерьере

13

Введение. Не просто горшок. Практическая работа по росписи цветочных горшков.

14

Светолюбивые и теневыносливые растения. Цветы в интерьере.

15

Растения - верхолазы, растения в кашпо.

16

«Мексиканская горка»

17

Композиция с букетом. Практическая работа.

18

Озеленение балконов и лоджий. Выращивание цветочных и овощных культур. Проектная работа.

19

Что такое бонсаи?

7

Уход за растениями

20

Способы размножения растений. Прививки. Практическая работа.

21

Сезонность в жизни растений. Растения зимой.

22

Секреты полива.

23

Закладка семян и клубней. Посадка финиковой пальмы. Практическая работа.

24

Как вырастить лимон, ананас, хурму, кокос в комнатных условиях? Какие растения могут давать плоды?

25

Разведение цветов.

26

Вредители комнатных растений.

27

Игра «Знатоки»

8

Здоровья и растения в доме.

28

Влияние табачного дыма на растения и здоровье человека.

29

Комнатные ядовитые растения аллергены. Живые ароматизаторы.

30

Выставка композиции «Растения и дизайн».

9

Озеленение школьного двора

31

Практическая работа. Разбивка газонов.

32

Посадка цветов. Практическая работа.




4класс



Раздел

Тема

сроки

1

Ученые

1

Они были первыми: К.А.Тимирязев, М.В.Ломоносов, Ч.Дарвин, Н.И.Вавилов.

2

Олимпиада по окружающему миру

2

Работа с тестами и теоретическим материалом

3

Наука

3

Сущность и происхождение жизни: научный и практические подходы.

4-5

Области науки, нуждающиеся в глубоком исследовании: медицина, космонавтика и др.

5

Моноклональные антитела - достижения современной иммунологии (метод гибридом).

6

Организация проектной деятельности.
Требования к работе.
Подготовка учащихся (предыдущего года) к защите на конференции.

7

Объекты и методы исследования.
Обработка материала. Как сделать гербарий? Как оформить коллекцию
Насекомых? Практическая работа.

4

Научная организация труда школьника.

8

Работа в школьной библиотеке. Отработка умений писать план, конспект; работать со словарем; ставить цель и задачи, выделять проблему в теме , работать с каталогами , справочниками, определителями. Практическая работа.

9

Выбор тем проектов. (Новых членов кружка)

10

С чего начать исследования? Нахождения объекта, постановка цели, задачи, план фенологических наблюдений за объектом, сбор материала. Индивидуальная и групповая работа.

5

Волонтерская деятельность

11

Выбор темы содержания. Отработка материала. Подготовка лекции. Индивидуальная работа.

«Лекторский час» о вреде табака.

12

Состав табачного дыма и его влияние на растения, живые организмы и человека.

«Лекторский час о вреде пива».

13

«Влияние слабоалкогольных напитков и пива на состояние здоровья подростка»

14

Сбор материала для стенной газеты .

15

Выпуск стенной газеты на тему о здоровом образе жизни.

О вреде наркотиков.

16

Подготовка электронной версии на тему «Шаг от пропасти». Работа членов кружка в компьютерном классе.

6

Здоровье

17

Индивидуальная тема : «Влияние температуры на содержание витаминов в продуктах». Подбор материала. Проведение практической работы.

18

Индивидуальная тема: «Косметика и красота» Подбор материала - появления первой косметики в прошлые века. Использование растений в косметики.

7

Знакомство с профессией.

19

Что можно узнать по крови? Экскурсия в лабораторию районной поликлиники.

8

Интеллект и одаренность у детей.

20

Индивидуальная тема: «Одаренные дети»

21

Разработка теста для выявления уровня интеллекта у детей 6-7 лет.

9

экология

22-25

Изучаем экологию своего района. Постановка цели, задачи, ознакомление с литературой, план собственных исследований. Практическая работа.

26-30

Акция «Спаси и сохрани». Подготовка листовок. Волонтерская работа с учащимися по классам. Распространение листовок на тему охраны природы. Проведение экологической игры в 1 классах.

31-32

Участие в выставках и в озеленении школьного двора. Разбивка газонов, посадка цветов.






Методическое оснащение программы

Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.

Условия реализации программы: Для эффективной реализации программы необходимы определённые условия:

  1. наличие учебного кабинета;
  2. постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая литература по экологии, здоровому образу жизни).
  3. доступность Интернета;
  4. многообразие форм обучения и воспитания, социально значимая направленность деятельности.


Созданию высоконравственной воспитывающей среды способствует использование педагогических технологий:
  1. расширение информационного образовательного пространства, самостоятельная работа с книгой, подготовка сообщений, исследовательская и поисковая деятельность;
  2. использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения);
  3. организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности;
  4. создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины);
Методы и формы отслеживания результативности обучения. Методы:
  • словесный метод (рассказ, беседа, объяснение);
  • педагогическое наблюдение;
  • наглядный метод (рисунки, гербарии);
  • практический метод;
  • проблемно-поисковый;
  • мониторинг.
Формы:
  • участие в конкурсах;
  • семинары.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений, выполнение работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно - познавательные игры;
  • табло достижений объединения;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в массовой вне учебной деятельности;
  • разработка памятки «Хранители природы»



Список литературы:

1.Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 2008,№1

2.Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 2009, №10

3.Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,2010

4.Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 2010

5.Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 2009

6.Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 2007

7.Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 2009

8.Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 2010

9.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных . - Ярославль: Академия развития, 2011.

10.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 2011.

11.Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 2008.

12.Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 2007.

13.Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 2010.

14.Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 2006.

15.Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 2009.

16.Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 2011.

17.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2011.

18.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 2010

19.Экология России. Хрестоматия - М., 2009.

20.Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 2008

21.Фабр П. Популярная экология. М., Мир,2006

22.Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 2011

23.Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 2008

24.Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 2010

25.Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 2006

26.Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,2010

27.Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 2005

28.Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, 2006

29.Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 2011

30.Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 2011 .Журнал "Муравейник ".











Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»

Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»

Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»



Тема занятия «МИР ВОКРУГ НАС»

(Внеурочная деятельность кружок «Чип и Дейл спешат на помощь» )



Предлагаемое занятие можно провести в любом классе начальной школы, поскольку его содержание доступно возрасту и пониманию младших школьников. Вместе с тем возможность свободного общения на внеклассном занятии предполагает усложнение и дополнение предложенного материала в зависимости от подготовки детей. Проводить это занятие можно как в начале учебного года, в качестве мотивации к обучению, так и в конце, как обобщающее. Между учащимися заранее распределяются роли корреспондентов. Можно на эти роли пригласить учащихся старших классов.

Для этого занятия на большом листе ватмана подготавливается следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски - грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге - фигура человека. Второй круг - неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок раз личных цветов. Третий круг - светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций, они темно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Четвертый круг - ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темных цветов. Пятый круг - зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце (желтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю - звезды. В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Учитель:

- Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите - газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человечек. А почему он грустный? (Ответы детей.)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.

Первый корреспондент:

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: " Непременно каждым утром я включаю телевизор, и, конечно, репродуктор, и еще магнитофон".

Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: " Эй, гражданка у окна, вы же в доме не одна. Почему же целый дом должен слушать этот гром?" (Ответы детей.)

- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Кроме того, некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие - волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей.)

- Не включать громко музыку; не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим на нем только красивые волны с приятной музыкой и спокойной речью. (Убирает стрелки.)

Учитель:

- Мы хорошо сделали, что очистили белое поле от разных громких и резких звуков. Если мы сумеем очистить все поля - наш человечек будет улыбаться! Давайте послушаем нашего второго корреспондента.

Второй корреспондент:

Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: " Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем". (Ответы детей.)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? (Ответы детей.)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей.)

- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой, убрали микробов с голубого поля! (Убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель:

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент:

"Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и поэтому всегда всем везде нужна вода!" Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в озерах, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака - это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" (Ответы детей.)

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна - это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей.)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! (Убирает пятна со схемы.)

Учитель:

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле - чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент:

- Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. " Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!" Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? (Ответы детей.)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Мы запомним это правило и оно поможет нам убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения - природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей.)

- Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Без них зеленое поле стало лучше и красивее! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы - орла или ястреба и лягушки или жабы.)

Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Учитель:

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. Человечек улыбается - ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.







































МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»










«Домашняя экология»




















Автор: Кабанова Т.А. учитель начальных классов












План проведения занятия:

Этапы

Время

  1. Открытие занятия.
  1. Релаксационная пауза
  2. Мозговой штурм


2 мин.

2 мин.

  1. Введение новой информации по проблеме, теме

10 мин.

  1. Работа в группах обучения во взаимодействии (разработка проблемы, выработка решения)

10 мин.

  1. Ролевое моделирование (работа для получения опыта в использовании в жизни; рабочие листки )

10 мин.

  1. Итог занятия. Рефлексия (способ оценки своей деятельности на занятии). Задние «Инсерт»

3 мин.



Цель занятия : показать детям влияние прогресса и цивилизации на природную среду и объяснить , как человек может уменьшить вред , наносимый им природе.



















Ход занятия


  • Открытие занятия 2 мин.

  1. Релаксационная пауза «Домик»
С какими ассоциациями у вас связаны эти домики ? Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»


Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»





Желтый цвет - тепло дома, цвет солнца, энергии Учитель: - Пусть и в нашем классе сегодня будет тепло, а занятие пройдет в теплой атмосфере. Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»


Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»





Красный цвет - праздничный; дома тоже бывают праздники. Учитель: - Пусть и урок наш будет особенным, праздничным, запоминающимся Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»


Программа по внеурочной деятельности «Чип и Дейл спешат на помощь»




Синий цвет - цвет воды, без воды в доме плохо жить. Вода - основа жизни. Учитель: - Пусть и занятие будет познавательным. Пусть каждый получит хоть капельку новой информации. (И так далее, рассматриваются все цвета, которые выбрали учащиеся. При повторении цветов - дети дополняют друг друга).
Учитель: - Цель нашего занятия сделать его познавательным, теплым и запоминающимся.

  1. Мозговой штурм 2 мин.
- Ребята сегодня у нас не совсем обычное занятие. Сегодня мы поговорим о том, что такое домашняя экология. Скажите, как вы понимаете слово «экология»?
Учитель фиксирует на доске: Мир в чистоте чистота вокруг поддержка Правила поведения в природе и т.д.
- Это понятие «экология » нам стало знакомо с детства. Значение этого слова так близко и понятно для нас, также как и значение слов «хлеб», «вода».
  1. Введение информации по теме 10 мин.
Учитель : Никогда еще так много людей не было обеспокоено состояние окружающей среды . А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы . Причем для этого совершенно не обязательно выезжать в лес , к реке , в поле . Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде . А вот всегда ли это пользование рационально ? Домашнее хозяйство - это тоже потребление природных ресурсов, изменив его в экологическую сторону , каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку , а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых . Вопрос : Может ли домашнее хозяйство влиять на экологию ? (Ответы детей .) Учитель: Рассмотрим это на примере воды , которая является невосполнимым продуктом . Мы потребляем много воды , в среднем 300 литров в день . Но нам необходимо выпивать лишь около 5 литров чистой воды , все остальное расходуется на другие бытовые нужды . А ведь на каждый литр воды , проходящей чрез кран , затрачены большие ресурсы . Вполне реально каждому сократить потребление воды на 20 % . Например , при мытье в ванне расходуется 150 - 180 литров , а если принимать душ , воды потребуется в три раза меньше . А еще можно пользоваться стаканом для полоскания рта при чистке зубов, мыть посуду не под струей воды , а в раковине , закрыв отверстие пробкой, обязательно устранить течи в кранах и других сантехнических приборах . Так за год вы сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра . Кроме этого , вы также экономите химикаты , которые используются для очистки воды, и энергию , которая используется на ее нагрев и перекачку . И ни в коем случае нельзя сливать в канализацию остатки красок , растворителей , машинных масел . Это также ведет к загрязнению воды . Но более подробно давайте поговорим , пожалуй , о самом главном - мусоре . Ежедневно в городах образуется огромное количество бытовых отходов . Статистика показывает , что количество мусора растет с каждым днем , а значит необходимо тратить на его уничтожение все больше денег . А теперь представьте, что на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса . Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора ? К тому же многие виды мусора становятся серьезной проблемой для окружающей среды . Например, батарейки, пластмассы , автомобильные аккумуляторы . Попадая в природную среду они начинают выделять ядовитые вещества , которые попадают в реки и грунтовые воды . Попав на свалки, многие химические соединения, из которых и состоит мусор, например полиэтилен, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в атмосферу диоксины- ядовитые вещества. Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного потребления - автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т.д. А есть те, что используются от года до пяти лет. Это. обувь, одежда, предметы домашнего обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день. Это электролампочки , тюбики с зубной пастой и т.п. Все эти вещи рано или поздно становятся отходами . Вопрос: А как у вас дома обращаются с мусором и задумываетесь ли вы и ваши родители о загрязнении природы мусором? (Ответы детей.) Учитель: Как уменьшить количество отходов? Надо отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми вы не пользуетесь. Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это поможет также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратится намного меньше. Пищевые и садовые отходы - прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений. Кроме этого, постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать полиэтиленовые пакеты . 5-6полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправленных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке. И уж, конечно, не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а постараться найти им замену. Заменить обычные лампочки на люминесцентные - более долговечные. Присовершении покупок не выбрасывайте полиэтиленовые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились знаки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избегать покупки таких товаров. И самое главное: не надо разбрасываться мусором. Для утилизации мусора - твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите в места отдыха - пляжи, парки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет отравлять землю и воду. Посмотрите вокруг, почему бы ни сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым. Объединившись с соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город. А соблюдение всех перечисленных правил позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и существенно сэкономить свои деньги. 3.Работа в группах во взаимодействии (учитель предлагает детям подумать, как они могут помочь справиться с отходами) Вот возможные варианты: . выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе; . организовывать сбор макулатуры и металлолома; . выпустить листовки о вреде мусора; . рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с отходами; . организовать субботник по сбору мусора в местах отдыха и т.д., и т.п. Ролевое моделирование. 10 мин. Оформить плакат, мини - плакат или листовку на заданную тему. I. Итог занятия. Рефлексия. 3 мин. - Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой информацией о домашней экологии. Надеемся, что это вам пригодится в жизни. И небольшая рефлексия. На карточках задание «Инсерт» получилось ли наше занятие полезным и познавательным? Рефлексия «Инсерт»: «V» - уже знал «+» - новая для меня информация «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос
- Спасибо. Вы хорошо участвовали в занятии. Молодцы.




ЛИТЕРАТУРА:
1. Игры: Сб./ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2011 г. 2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2008. (Серия «Мастера психологии».) 3. Самоукина Н. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, ЛИТЕРАТУРА:
4. Игры: Сб./ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2008 г. 5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2009. (Серия «Мастера психологии».) 6. Самоукина Н. Игры, в которые играют… - Дубна: Феникс, 2011 г.



34


© 2010-2022