Разработка урока Михайло Ломоносов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Михайло ЛомоносовУрок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Михайло Ломоносов»

Козак Галина Николаевна, учитель начальных классов


  • Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России, закрепить знания детей о времени правления Петра1, его реформах, способствующих процветанию государства.

Задачи урока:

  • учебная - способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

  • развивающая - способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;

  • воспитательная - способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

  • здоровьесберегающая- осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Оборудование: презентация, видеофрагменты художественного фильма «Михайло Ломоносов», кроссворд, карточки для работы в группах, тестовые задания, портрет ученого, эпиграф.

Ход урока

I. Организационный момент. (3мин)

(Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми)

- Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня начинаете урок. Если настроение хорошее, улыбнитесь мне и своим товарищам.

ІІ. Проверка домашнего задания. (6 мин)

  1. Работа с тестовыми заданими (на отдельных карточках)

  2. Взаимопроверка (с комментированием учителя, выставление оценок самими учениками)

II. Мотивация, , постановка проблемы. (6 мин)

  1. Кроссворд

- Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите кроссворд. Заполнив его, мы узнаем, о каком ученом вы узнаете на уроке, и чему вы будете учиться. (Заполняют кроссворд)

  1. Прозвище Петра I в истории России?

  2. Название крепости в Санкт-Петербурге.

  3. Место строительства первых русских кораблей.

  4. Как назывался его полк?

  5. В устье какой реки была построена морская Крепость?

  6. Как называлась Крепость построенная на Неве?

  7. Как назывался первый естественно - научный музей?

  8. Какой титул принял Петр І?

  9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

(Ответ: великий, Петропавловская, Адмиралтейство, потешный, Нева, Кронштадт, Кунсткамера, Император, верфь)

  1. Работа в группах.

Дополнительные сведения экспертов по материалу кроссворда (карточки-конверты)

- Фамилия, какого ученого зашифрована в кроссворде? (Ломоносов)

ІІІ. Целеполагание (5 мин)

- Сформулируйте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Обучающиеся выдвигают свои теории о том, что нового они узнают на уроке, а после учитель подводит итог и формулирует задачи урока)

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов».

Слайд-фрагмент «Михайло Васильевич Ломоносов» (1-8)

- М.Ломоносов назвал эти книги «Вратами учености», почему? (Изучив азбуку и грамматику, человек может читать, а значит, для него открыт вход в царство наук)

Ломоносов стремился познавать как можно больше и поэтому просился у отца, чтобы тот отпустил учиться. Отец был против, он мечтал, что сын продолжит его дело. Тогда не получив благословения отца, Ломоносов тайно уходит из дома.

Видеофрагмент (из худ. фильма)

IV. Работа по теме урока. (10 мин)

Слайд-фрагмент (продолжение 9-19)
Ломоносов стал первым русским академиком, занимался многими науками. Его труды и открытия известны во многих областях. Мы увидели он интересовался не только науками, но и искусством.

Чтение стихотворения (ученик). Чему посвящены слова?

Он сам много учился и хотел……

Обратите внимание на эпиграф нашего урока (на доске)

«Я хочу, чтобы выучились россияне,

чтобы показали свое достоинство»

М.Ломоносов

Кто или что помогало Ломоносову добиваться таких успехов и стать великим человеком?

«Синквейн»(обучающиеся заполняют таблицу)

учитель

дети

1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

талантливый

знаменитый

3 глагола

учился

изобретал

открывал

Фраза

Ломоносов - наш русский университет

Вывод

ученый

Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?
(На доске схема-таблица- направления научных исследований учёного.)

IV. Закрепление.(5 мин)

Работа над тестом. Самопроверка.

(каждый получает тест по теме «Михаил Васильевич Ломоносов»)

V. Итог урока. Рефлексия.(5 мин)

- Какое открытие вы сделали на этом уроке?-

Эссе. (учащиеся рассказывают о впечатлениях)

Вывод урока:

Природа каждого из нас наделила какими-то способностями. И обидно будет, если дар, талант не будет открыт, не будет использован, так и проживет в нас без пользы для других. Поэтому для начала нужно узнать, какие способности есть у нас, раскрыть из, а затем развивать, с усердием занимаясь в школе. В различных кружках, секциях. И тогда, несомненно, среди нас тоже появятся новые «Ломоносовы»!

Анализ эмоционального состояния - оценить еще раз.

VI. Домашнее задание

- В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили и творили в те времена? Приготовить сообщения об этих людях.

В помощь учителю:

  1. Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов. - М.: Баласс, 2005.

  2. Что такое. Кто такой: т. 2. - 3-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  3. Окружающий мир. 4 класс: Занимательные материалы к урокам/ авт.-сост. Г.Н. Решетникова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  4. Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич", Менжаева Тамара Алексеевна, учитель начальных классов.



Тест по теме " Михаил Васильевич Ломоносов"

1.В какой семье родился М.В. Ломоносов?

□ 1) в дворянской □ 3) в крестьянской
□ 2) в купеческой □ 4) в семье поморов

2. В каком возрасте Михайло Ломоносов начал постигать гра моту?

□ 1) в 4 года □ З) в 11 лет
□ 2) в 7 лет □ 4) в 19 лет

3.Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ло моносова?

□ 1) Академию наук □ 3) Московский университет
□ 2) обсерваторию □ 4) институт физики

4.Какая книга позволила Михайло Ломоносову в 11 лет стать лучшим чтецом на своей родине?

□ 1) «Русская азбука» Василия Бурцова
□ 2) «Букварь» Кариона Истомина
□ 3) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого
□ 4) «Родное слово» К.Д. Ушинского

5.Какой язык считался в то время международным?

□ 1) латинский □ 3) немецкий
□ 2) английский □ 4) греческий

6.С какими трудностями столкнулся М.В. Ломоносов во время учёбы в Москве?

□ 1) ему тяжело давались науки
□ 2) ему не хватало денег на жизнь
□ 3) он был из простого народа
□ 4) у него не было книг

7. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

□ 1) в химии □ 3) в архитектуре
□ 2)в астрономии □ 4) в физике

8. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

□ 1) открытие атмосферы на Венере
□ 2) строительство фабрики цветного стекла
□ 3) организация Химической лаборатории
□ 4) открытие первого музея в России




© 2010-2022