В царстве грибов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок окружающего мира

в 3 классе по теме





В царстве грибов







Гребенщикова Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ Старощербаковской СОШ





  1. Постановка темы, цели урока (Слайд № 2)
- Лес.. Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
(Слайд № 3) И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят

(Слайд №4)
- Сегодня на уроке мы с вами очутимся в царстве грибов. - Что вы хотите узнать о грибах? Учащиеся: Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Из каких частей состоит гриб? Как грибы связаны с деревьями?
2. Рассказ учителя о грибах (Слайд № 5) Учёные долгое время не могли решить, что же такое
грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы - настолько уникальные организмы, что в последнее время биологи выделили их в отдельное специальное царство Грибов.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. (Слайд № 6) - Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов. (Слайд № 7) - Существует даже целая наука - микология. Изучают грибы учёные - микологи. 3. Строение гриба (слайд № 8) -Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи. -Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка, грибница) - Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожая на паутинку, сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело - это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. А что такое грибница? Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы живут многие десятки лет, и каждый год дают урожай. Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу -Как вы думаете, что является главной частью гриба? (грибница)
Грибы способствуют образованию перегноя. (Слайд № 9) Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.
4. Выступления учёных - микологов -Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учёные - микологи, которые хотят с вами поделиться своими знаниями.
Первое занятие «Для чего нужны грибы растениям леса?» проведет миколог………………………………………………..(Слайд № 10) Грибы нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав, помогает им всасывать воду с растворенными в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют. Каждый год в лесу опадают хвоя, листья, падают ветки, шишки и кора. Всё это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибница съедает лесной мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

(Слайд № 11)

- Главное отличие растений от грибов - способ питания. Зелёное растение может «приготовить» себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных , находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.


Второе занятие «Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? проведет миколог………………………………………………………………(Слайд № 12) Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок- вещества, необходимые организму человека. Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов - это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля. Самые питательные - это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (картинка). Шляпка у гриба ценней, чем ножка.
Третье занятие «Для чего нужны грибы животным и человеку?» проведет миколог………………………………………………………….. Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки. (Слайд № 13) (Слайд № 14) Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Гриб - дрожжи применяют в хлебопечении. Все знают лекарство пенициллин, его готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит. Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми.

ФИЗМИНУТКА

ВАНЯ ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ -

ПОДБЕРЁЗОВИК НАШЁЛ.

ДИМА ШЁЛ, ШЁЛ,ШЁЛ -

И ЛИСИЧКУ НАШЁЛ.

КАТЯ ШЛА, ШЛА, ШЛА -

СЫРОЕЖКУ НАШЛА.

АНДРЕЙ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ -

БОРОВИК НАШЁЛ.

ДАНИЛ ШЁЛ, ШЁЛ, ШЁЛ -

ДОЖДЕВИК НАШЁЛ.
5. Загадки о грибах -Опытные грибники знают, что грибы любят расти под «своими» деревьями. Там их и надо искать. -А какие грибы, под каким деревом растут, узнаете, отгадав загадки? 1.Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых Меня увидишь за версту Зовусь я…….(подосиновик). (Слайд № 15)
-Под каким деревом можно найти подосиновик? (под осиной) -Посмотрите, какой красавец. Шляпка темно- красная или красно- коричневая. Ножка длинная, стройная, крепкая. 2. Лета первая примета Под березой в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (подберезовик) (Слайд № 16) Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)

3. Сидит дружная семейка Но на пнях, не на скамейках Зонтики в руках, Колечки на плечах. (опята) (Слайд № 17) - Где растут опята? 4. Под сосною на опушке Преют рыжие макушки В мох душистый две косички Прячут хитрые……(лисички). (Слайд № 18) - Под каким деревом можно найти лисички? (сосною) - Особенно много лисичек в сырое лето. Есть очень интересное свойство у этих грибов. Они не крошатся и не ломаются. Очень редко встретишь червивые.

  1. Царь грибов на толстой ножке.
Самый лучший для лукошка Он головку держит смело, Потому что гриб он…..(белый). (Слайд № 19) - Какое второе название, у этого гриба? (боровик) -Где же, он растет? ( Растёт он в берёзовых, сосновых и дубовых лесах.) - Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля. 6. Деление грибов на группы
- Как одним словом можно назвать эти грибы? (съедобные) -На какие две группы можно разделить все грибы? -Существует около 300 видов съедобных грибов. -А какие ещё съедобные грибы знаете? -А несъедобные? (бледная поганка, ложные опята, мухомор, желчный гриб, дождевик, ложные лисички, ложные грузди) - Несколько слов о ядовитых грибах. - Какой ядовитый гриб самый опасный? (Слайд № 20)
-БЛЕДНАЯ ПОГАНКА самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Её яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Её не едят даже черви. А признаки гриба таковы: шляпка зеленая, зеленоватая до белой. В верхней части ножки - кольцо, точно мини- юбочка. Бледную поганку часто путают с шампиньоном.
(Слайд № 21) МУХОМОР в отличие от поганки природа наградила необыкновенной красотой. Но красота его обманчива: яд вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Мухоморы используют для лечения больных суставов. - Есть еще и другие ядовитые грибы: ложные опята, двойник опенка осеннего, желчный гриб - ядовитый, двойник белого гриба - съедобного.
7. Правила сбора грибов

- А как надо правильно собирать грибы?

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.

2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

(Слайд № 22)

- Прочитайте правила сбора грибов
8. Красная книга грибов (Слайды № 23-24) - Рассмотрите рисунки. - Постарайтесь запомнить грибы из Красной книги России

ГРИФОЛА КУРЧАВАЯ

СЕТКОНОСКА СДВОЕННАЯ

ПАУТИННИК ФИОЛЕТОВЫЙ

ШИШКОГРИБ ХЛОПЬЕНОЖКОВЫЙ

РЕШЁТОЧНИК КРАСНЫЙ

РОГАТИК ПЕСТИКОВЫЙ

- А почему эти грибы внесены в Красную книгу? (редкие и исчезающие виды) -Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов? А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Новосибирской области) 9. Разнообразие грибов

- Ребята, а вы знаете, что есть грибы, которые не относятся к шляпочным?

- Сейчас я покажу вам грибы, которые сфотографированы под микроскопом (Слайды № 25, 26, 27, 28, 29)

- Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем, на овощах и фруктах

- Что это? Кто догадался?

- Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом. - Плесень состоит из плодового тела и грибницы. - Можно назвать её грибом? (Да). - Чего нет у плесени? (Шляпки). - Можно в таком случае назвать её шляпочным грибом? (Нет). (Слайд № 30) - А ещё есть дрожжевой грибок. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели. - Есть и молочный грибок. С его помощью можно приготовить вкусный кефир. - Есть ещё один плесневый гриб - пеницилл. Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство - пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении лёгких, ангине и других заболеваниях.

  1. Фаза «Рефлексия» (Слайд № 31)

- А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

  1. грибы относятся к живой природе? Да
  2. грибы относятся к царству растений? Нет
  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да
  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да
  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
  7. грибы - это богатство леса? Да
  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем - это тоже грибы? Да.
  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? Нет.

10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? Да 11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? Да. 12) что медведи лечатся мухоморами? Нет 13) что самый полезный гриб - это бледная поганка? Нет


  1. Итог урока (доска)
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: "Сегодня на уроке я…"? - Поделитесь своими размышлениями 12. Домашнее задание
  1. Выучить правила сбора грибов (с. 121)
  2. Составить викторину о грибах, используя материал учебника, дополнительную литературу, занятия кружка (включая загадки)
(Слайд № 32)
  1. Оценивание






















© 2010-2022