- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе Школа России, тема Состав слова
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе Школа России, тема Состав слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мелентьева Н.И. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ Во 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ (1-4)
ТЕМА УРОКА: СОСТАВ СЛОВА
Составила учитель начальных классов
Мелентьева Наталья Ивановна ЦЕЛИ:систематизировать полученные знания по теме «состав слова»;совершенствовать навыки грамотного письма слов с непроверяемыми написаниями;формировать умение применять на практике изученные орфограммы;проверить знание теоретического материала по теме «Состав слова»; ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозаписи, снежинка со словом мороз, карточка-таблица с однокоренными словами, таблица для проверки этого задания, кроссворд, разноуровневые карточки, картинки зайца, воробья Предметные:
формировать умение выделять в словах различные части слова;
умениеразбирать слова по составу, читать схемы состава слова, подбирать слова к заданным схемам;
развивать орфографическую зоркость;
Метапредметные:
развивать внимание, мышление, речь;
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: обобщение и систематизация материала. ХОД УРОКА: 1.ОРГ. МОМЕНТ. (психологический настрой) (звучит медленная музыка) - Присядьте на корточки и повторяйте за мной. В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться, и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца постепенно будят цветок (дети поднимаются), он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает (дети встают). Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Ведь кругом еще снег. Этот цветок в лесу появляется самым первым. Он тянется вверх. Поднимается все выше и выше, (дети поднимаются на носочки). И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется и гордится своей красотой. -И сегодня на уроке мне хотелось бы, чтобы и вы как этот подснежник порадовали своими знаниями меня и гостей и порадовались за своих одноклассников. 2Актуализация знаний, введение в тему урока.. - Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вам нужно внимательно послушать мои вопросы и дать краткие ответы.
(блиц-опрос)
Предлог - это часть слова? (нет)
Приставка - это слово? (нет)
Какая часть слова самая главная? (корень)
Как обозначаем окончание при разборе слова по составу? (окошечком).
Какая приставка в слове побежала? (по)
Какое окончание в слове соседка? (а)
Есть ли одинаковые приставки и предлоги? (да)
В слове сад окончание нулевое? (да)
Приставка служит для связи слов? (нет)
3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Исходя из ваших ответов попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(СОСТАВ СЛОВА)
-Сегодня нам с вами предстоит систематизировать знания по теме «Состав слова» и проверить насколько вы прочно усвоили материал по этой теме.
(звучит музыка. Чайковский «Времена года») (учитель читает стихотворение В. Фетисова «Зима пришла») Ночью ветер волком выл И по крышам палкой бил. Утром глянули в окно, Там - волшебное кино: Раскатала белый холст, Набросала светлых звезд. И папахи на дома Нахлобучила зима.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? -Назовите характерные признаки зимы. -Назовите первый месяц зимы. 5.ЧИСТОПИСАНИЕ. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. -Расскажите о правописании слова декабрь. (словарное слово, правописание безударной гласной (е, а в корне слова непроверяемой ударением, надо запомнить) -Что знаете о правописании этих слов? (слово классная образовано от словарного слов класс с помощью суффикса н, в котором надо запомнить правописание удвоенной согласной в корне слова и работа,в котором надо запомнить правописание непроверяемой безударной гласной а) -Долго мы ждали приход зимы в этом году. Пришла зима, засыпала поселок снегом и хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом и закружила метелью снежинки в хороводе. Стелется метель по земле то поземкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как «петля». (прописывают 3 соединения под музыку Чайковского) 6.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. - Теперь отгадайте, без какого явления, зашифрованного в загадке, невозможно представить зиму.
ДЕДУШКА БЕЗ ТОПОРА МОСТ МОСТИТ. (мороз) (на доске появляется в виде снежинки карточка со словом) -Что вы можете рассказать о правописании этого слова? (словарное слово, правописание безударной гласной о в корне слова надо запомнить) -Запишите это слово, выделяя орфограммы. -Запишите слово во множественном числе. -Запишите слово обозначающее день с низкой температурой. (все слова разобрать по составу) -Запишите имя литературного героя. (записывают на доске и в тетрадях по цепочке) Мороз - морозы, морозный, Морозко. (по ходу разбора) -Что такое окончание? -Что такое корень -Найдите среди записанных слов к слову мороз лишнее. -Почему? (на доске написаны слова с непроверяемыми написаниями) к.ньки, кр.вать, ов.щи, п.года, ру..кий, сев.р
-Выберите и запишите слова, которые связаны с темой «Зима». -Какие слова выписали? -Молодцы, вы хорошо усвоили правила правописания слов с непроверяемыми написаниями.
7.ФИЗМИНУТКА. -А теперь пора отдохнуть. Марш на месте - не спеша, Как погода хороша, Не боимся мы мороза, Ловим снег, хлопок в ладоши. Руки в стороны, по швам, Снега хватит вам и нам. 8.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. -Вьюга закружила, завертела и перепутала все слова. -Соедините парами родственные слова и выделите ту часть слова, с помощью которой образованы новые слова. снег вьюжная воробей метелица вьюга снежная метель холодный холод -Давайте проверим. -Обоснуйте свой выбор. -Что объединяет слова второго столбика? -Что называется суффиксом? -Назовите лишнее. -Почему? Образуйте однокоренное слово с помощью суффикса, запишите его в тетрадь. -Как можно соотнести это слово к теме «Зима»? (зимующая птица) -Как можем помочь зимующим птицам? -Трудно зимой и диким животным. -Отгадайте о ком говорится в загадке. -Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы Уши больше головы? (заяц) -Какая особенность есть в повадках этого зверька? -Этот маленький зверек, спасаясь от беды, запутал следы и все буквы слова следующей части слова перепутались. Соберем. И получим ключевое слово. (на доске кроссворд)
П Р И С Т А В Ка
-
Верхняя одежда, которую носят в осеннее-весенний период. (пальто)
-
Она весну встречает, сережки надевает.
Накинута на спинку зеленая косынка.
А платьице в полоску, зовут ее.. (береза)
3.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, это… (лисица)
4.Какое дерево дрожит на ветру? (осина)
5.Что изучает наука ботаника? (растения)
6.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)
7.Последний месяц зимы. (февраль)
8.Верещунья, белобока, а зовут ее… (сорока)
9.Как называют одним словом предметы, которые надевают на себя? (одежда)
-Прочитайте ключевое слово, которое получилось. (приставка)
-Что называется приставкой?
-Объясните правописание приставок.
9.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
(у детей карточки разного уровня)
1уровень.
-Выпишите из ряда слов только слова с приставками.
Посмотрел, в лесу, снегом, побелевший, записал, по тропе, пригляделся, сбежал, на улице, прилетали, синички. 2 уровень. -С помощью приставок под- , по- , за- , на- образуйте новые слова. Осина---…., береза---…, работа---, обед---, мороз---, рисунок--. 3 уровень. -Составьте новые слова, используя выделенные части слова.
-Вложите карточки в тетрадь, а результаты вашей работы я скажу в понедельник.
10.ИТОГ УРОКА.
-Быстро время пролетело, подошел к концу урок. Так давайте без задержки подведем всему итог.
-Что мы повторили сегодня на уроке? -Что значит беречь природу 11.РЕФЛЕКСИЯ.