- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок для начальных классов по теме «Пернатые изобретатели»
Урок для начальных классов по теме «Пернатые изобретатели»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузырева Д.А. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Обучающие:
- исследовать перья птиц, выяснить роль перьев в полёте;
- познакомить учащихся с разновидностями птиц по их строению, по среде обитания, по способам добычи пищи;
- учить детей выделять признаки сходства и различия птиц;
- Развивающие:
- развивать умение сотрудничать в микрогруппах; развивать речь, внимание учащихся; развивать познавательный интерес к предмету.
- Воспитывающие:
- прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
ЭТАПЫ
ХОД УРОКА
ПРИМЕЧАНИЯ
- Орг. момент
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
- Представьте, что вы идете по лесу, прислушайтесь к его звукам (на экране картина леса, звучит хор птиц)
- А теперь возвращаемся в класс и начинаем работать.
Слайд 1
Слайд 2
- Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний
- О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке? (о пресмыкающихся)
- Назовите их (крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи)
- Что общего у всех пресмыкающихся? (дышат легкими, холоднокровные, откладывают яйца на суше)
- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (молодое животное выходит из яйца уже самостоятельным, яйца откладываются в горячий песок)
- Посмотрите на экран, кто здесь лишний? (черепаха - не летает)
- Каких летающих животных вы знаете? На какие группы можно их разделить? (насекомые, звери: летучие мыши, опоссумы, белка летяга и птицы)
- Кто из животных вьет гнезда? (птицы, осы)
Слайд 3
- Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о животных, которые вьют гнезда, откладывают яйца и летают.
- О какой группе животных пойдет речь? (о птицах)
Слайд 4
- Сообщение новых знаний
Физминутка
Загадки
- Каких только диковинных клювов нет в птичьем царстве! Клюв птицы служит ей для нападения и защиты, для схватывания пищи, а многие и пищу разыскивают тоже клювом. Поэтому величина, форма и строение клюва определяются главным образом жизнью птицы, способом ее питания. У хищных птиц клюв обычно короткий, сильный и загнутый крючком, по форме и строению хорошо приспособленный для разрывания мяса или для нанесения жертве сильных ударов. У зерноядных - клюв короткий и тупой. У большинства насекомоядных клювы тонкие и острые. У водоплавающих птиц - широкие и плоские.
- Чем птицы отличаются от других животных? (у птиц есть перья)
- В учебнике на стр.104 посмотрите рисунок строения пера.
- Перья - главное «изобретение» птиц. Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застежка - «липучка». Именно поэтому перья легкие, прочные, упругие и теплые.
- А теперь давайте еще раз посмотрим на наши рисунки со стр. 104, найдите на них: бородки, бородочки и крючочки.
- Крылья птиц - видоизмененные передние конечности. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух. На стр. 105, мы с вами можем увидеть птицу в полете. Рассмотрите их.
Встали! Сейчас я буду называть птицу, а вы движениями рук покажете её полёт: воробей, орёл, синица, ласточка.
- Для дальнего полета птицам необходимо много силы. Чтобы самолёты летали, их заправляют топливом.
- Как птицы запасают энергию для дальних полетов? (хорошо питаются перед полетом)
- Найдите, как об этом говориться в учебнике на стр.105 (энергия запасается в жировых отложениях и используется как топливо)
- Легкие и сердце птиц имеют сложное строение. Благодаря им обмен веществ у них идет очень быстро: птицы - теплокровные животные! Температура их тела постоянная, более +40°С. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение. Оно удерживает вокруг тела слой воздуха, препятствующий потере тепла. В такой «одежке» птица не замерзает.
- На стр. 105 показано, как изменяется «одежка» у чечетки, кто сможет описать картинки? (ученик отвечает, возможно, 1-2)
- Не забывайте, что оперение у птичек требует постоянного ухода! На стр. 106 показано, как птицы ухаживают за собой, посмотрите!
- Перелетные птицы имеют ряд приспособлений. Они могут накапливать жир, а их мышцы обильнее снабжены кровью. Все предки курицы неперелетные, поэтому мы встречаем у неё белое мясо (без капилляров), нежирное. Напротив, у утки все предки перелетные, поэтому её мышцы обильно снабжены кровью (мясо темное), а под кожей имеются большие запасы жира.
- Отгадайте загадки о птицах!
(1)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
____
(3)Братьев погубила,
Мамку не любила,
Мачеху забыла,
Деток не кормила (кукушка)
____
(5)Пусть я птичка невеличка,
У меня друзья привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда (снегирь)
(2)Летом маленькие воры,
А зимою - крохоборы.
На крыше за трубой,
Трещат наперебой (воробьи)
____
(4)Летит пташка чудесница,
Весны ранняя вестница:
В горле песня-веселье,
В роще - дом-новоселье (скворец)
____
(6)Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун он плоховат,
А порою глуховат (глухарь)
- Ребята, что весной происходит в жизни птиц? (перелётные птицы возвращаются на родину, все птицы строят гнёзда, откладывают яйца)
- Как вы можете помочь перелетным птицам? (сделать кормушки, насыпать корм, подвешивать кусочки несоленого сала для синиц)
- Посмотрите на экран, какие гнезда бывают у некоторых птиц.
Учитель комментирует картинки.
- У орлов, городской ласточки, печника, скворца, дятла, большой поганки, альбатроса, тупика, ласточки - касатки (деревенской ласточки), ласточки береговушки.
- Яйца откладывают и пресмыкающиеся и птицы, чем они отличаются? (первые не насиживают яйца и не заботятся о потомстве, другие насиживают яйца и оба родителя заботятся о птенцах)
- Осенью насекомые прячутся, семена трав скрываются под снегом. Многие птицы улетают в теплые края. Они называются перелетными. Другие птицы находят корм на деревьях: семена шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать в местах, где появились на свет, и их называют оседлыми.
- На столах у Вас лежат карточки с буквами «П» - перелетные, «О» - оседлые. На экране будут появляться фотографии птиц, а Вы должны подумать и показать, какая это птичка: перелетная или оседлая. Все поняли, что нужно делать?
- чиж (О)
- зяблик (П)
- снегирь (О)
- клёст (О)
- жаворонок (П)
Слайд 5 (схема)
Слайд 5 (правильные ответы)
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8 (правильные ответы)
Слайд 9
Слайд 10 + карточки
- Кроссворд
- А сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд. Внимательно посмотрите на экран, прочитайте вопросы про себя, а я тем временем раздам вам карточки и бланки для ответов.
- Кто закончил - поднимите руку!
- Проверяем правильные ответы! 0-1 ошибка - 5, 2-3 ошибки - 4, 3-4 ошибки - 3, более 4 ошибок - 2.
- Итог урока
- Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»? (пернатые - имеют перья, изобретатели - крылья - это видоизмененные передние конечности, приспособились к полету на дальние расстояния)
Слайд 11
- Рефлексия
- Поднимите руку те, кто узнал на уроке что-то новое о птицах?
- Кто захотел ещё больше узнать о пернатых?
- Домашнее задание
- Прочитайте дома параграф 24, стр. 104, на следующем уроке мы напишем небольшую самостоятельную работу по теме «Пернатые изобретатели», и начнем новую тему.
Слайд 11
- Игра
- А сейчас мы с Вами немножко поиграем!
(объяснить правила, презентации «Игра»)
Если остается время