Рабочая программа 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 25.10.2011 г).

4. Программное обеспечение

Для реализации программы используются:

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012;

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.

  • 5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

1-я линия развития - уметь объяснять мир:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли; связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её; уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению.

Выпускник начальной школы должен:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • 7. Универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • выразительно читать и пересказывать текст.

  • вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

8. Целевая установка

Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение главных целей:

  • формирование целостной картины мира;

  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру;

  • осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);

  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);

  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

  • 9. Специфика программы


  • Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.

  • Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.

  • 10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Земля и Солнце;

  • Глобус и карта;

  • Формы земной поверхности;

  • Земля - наш общий дом;

  • Части света;

  • Наша маленькая планета Земля.

  • 11. Виды и формы организации учебного процесса


  • Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

  • Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математи­ческих понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к выявлению причин затруднений и коррекции собствен­ных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль - при введении нового материала,

  • взаимоконтроль - в процессе его отработки,

  • рубежный контроль - при проведении самостоятельных работ,

  • итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют пособию «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)» / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина - М.: «Баласс», 2012.

13. Объем и сроки изучения

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов в год ( без учета на праздничные дни), по 2 ч. в неделю.

В том числе:

  • контрольных работ - 5 часов

  • экскурсий - 4 часа

  • для создания проектов - 2 часа

14.

Список литературы для обучающихся, учебники:

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2012

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012;

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета - Земля»)». - М.: «Баласс», 2012.

Методические пособия для учителя:

  • «Окружающий мир, 2 класс»: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Наша планета - Земля». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2012.


Тематическое планирование

Окружающий мир.

2-й класс

Тема урока

К/ч

Дата

Примечание

План

Факт

1

Как мы будем учиться

1

2

Общие слова - понятия

1


РАЗДЕЛ 1. НАША ПЛАНЕТА

3

4

Из чего состоят все предметы.

Проверочная работа 1

2

5

6

Природные часы, календарь и компас

2

7

Земля имеет форму шара

1

8

Глобус - модель Земли

1

9

Повторение и проверочная работа 2

1

10

Контрольная работа 1

1

11

Земля в космосе

1

12

Притяжение Земли

1

13

14

Смена дня и ночи.

Проверочная работа 3

2

1516

Смена времён года

2

17

Где на Земле теплее

1

1819

Погода и климат

2

20

Урок-тренинг и проверочная работа 4

1

21

Контрольная работа 2

1

.

2223

План и карта

2

24

Глобус и карта

1

25

Повторение и проверочная работа 5

1

2627

Что изображают на карте

2

28

Материки и океаны

1

29

Повторение и проверочная работа 6

1

3031

Реки и озёра

2

3233

Равнины и горы

2

34

Повторение и проверочная работа 7

1

3536

Моря и острова.

Проверочная работа

2

37

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа 3

1


РАЗДЕЛ 2. ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

3839

Экологические системы

2

40

Природная зональность

1

41

Природные зоны холодного пояса

1

42

Леса умеренного пояса

1

43

Засушливые зоны умеренного пояса

1

44

Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов)

1

45

Горные экосистемы

1

46

Повторение и проверочная работа 8

1

4748

Люди, города и страны.

Проверочная работа 9

2

49

Контрольная работа 4

1

5051

Европа (Путешествие тучки по Европе)

2

52

Азия

1

535455

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

3

5657

Россия - наша родина.

Проверочная работа

2

5859

Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)

2

60

61

Наша маленькая планета Земля

2

62

Урок повторения

1

63

Учимся решать жизненные задачи

Контрольная работа 5

1

Часы по выбору

5

ИТОГО:

68





























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол. часов Характеристика деятельности обучающихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне

Как мы будем учиться

1

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н).

Общие слова - понятия

1

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П).

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н).

Земля и Солнце (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Из чего состоят все предметы

2

Приводить примеры веществ, описывать их (Н).

Называть особенности различных состояний веществ (П).

Природные часы, календарь и компас (проектная работа)

2

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Земля имеет форму шара

1

Глобус - модель Земли

1

Контрольная работа № 1 по теме «Наша планета»

1

Земля в космосе

1

Притяжение Земли

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).

Смена дня и ночи

2

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).

Смена времён года

2

Где на Земле теплее

1

Погода и климат (экскурсия)

2

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П).

Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

Обобщение по разделу. Проверочная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа № 2 по теме «Наша планета»

1

Глобус и карта (6 часов)

План и карта

2

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П).

Глобус и карта

2

Что изображают на карте

2

Материки и океаны

2

Формы земной поверхности (8 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Реки и озёра

2

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

Равнины и горы

2

Горные породы

1

Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озера. Равнины и горы»

1

Моря и острова

3

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 3 по теме «Наша планета»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Земля - наш общий дом (14 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Экологические системы

2

Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П).

Природная зональность

1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н).

Находить на карте изученные природные зоны (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Природные зоны холодного пояса

1

Леса умеренного пояса

1

Засушливые зоны умеренного пояса

1

Путешествие в тёплые края

1

Горные экосистемы

1

Природные катастрофы Повторение и проверочная работа по теме «Экологические системы»

1

Части света (13 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Люди, города и страны

2

Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н).

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа № 4 по теме «Земля - наш общий дом»

1

Путешествие тучки по Европе

2

Наши ближайшие соседи

1

Азия

1

Путешествие в дальние страны

3

Россия - наша родина

1

Повторение и проверочная работа по теме «Россия - наша родина»

1

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н).

Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Экскурсия «Природная зона родного края»

1

Наша маленькая планета Земля (11 часов, в т.ч. 1 урок контроля)

Наша маленькая планета Земля (проектная работа)

2

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Край, в котором я живу. Полезные ископаемые нашего края

2

Обобщение по теме «Наша планета»

2

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная

работа № 5 по теме «Земля - наш общий дом»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

11


© 2010-2022