- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем… Ниже, чем…», 1 класс
Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем… Ниже, чем…», 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабельская С.Ю. |
Дата | 02.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем… Ниже, чем…», 1 класс.
Подготовлен учителем начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Волгограда Шабельской Светланой Юрьевной, I квалификационная категория.
Программа: Начальная инновационная школа
Тема: «Выше и ниже. Выше, чем.. Ниже, чем…»
Цель: Продолжить формировать представления о понятиях "выше чем…", "ниже чем…"
УУД:
-
Ученик научится или получит возможность научиться, правильно анализировать взаиморасположение объектов по вертикальной оси:
а) по отношению к собственному телу;
б) между предметами.
-
Ученик научится или получит возможность научиться правильно использовать слова "выше" и "ниже", "выше чем" и "ниже чем
-
Ученик получит возможность продолжить развитие зрительного восприятия.
-
Ученик получит возможность продолжить расширять сенсомоторный репертуар.
-
Ученик получит возможность продолжить развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления
- Предлагаемый урок математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. А также дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Основная дидактическая идея урока может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с математическим понятием «выше и ниже» осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. На уроке формируются универсально - учебные действия, предусмотренных ФГОС нового поколения, а именно:
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
ХОД УРОКА
Организационная часть урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сядем правильно, дружок!
Начинается урок!
Ребята, сейчас у нас урок математики.
Чему мы учимся на уроках математики?
(ответы учеников)
1 этап урока. Математическая разминка
-
Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 4 до 12; от 15 до 6.
- Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число?
- Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число?
- Какое число стоит между 8 и 10, а между 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 12 (11)?
- Назовите "соседей" числа 13.
-
- Давайте поработаем с геометрическим материалом.
-
Какие геометрические фигуры вы видите, чем они различаются?
-
На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку?
-
На какие 3 группы их можно разделить? По какому признаку?
-
В чём отличие квадрата от прямоугольника?
-
Какую фигуру нужно вставить в пустое окошко?
Проверяем…
-
Посмотрите на доску - КРОШ принёс вам какое - то задание и просит помощи . (Там два одинаковых домика, сложенные из геометрич фигур.)
Что вы можете сказать про эти домики? (одинаковые по форме, размеру - высоте и ширине, состоят из…).
А как сделать так, чтобы домики стали различаться по высоте?
Что теперь вы можете сказать об этих домиках? (Один ВЫШЕ, а другой НИЖЕ)
III. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов "выше чем", "ниже чем".
Кто сможет объяснить Крошу, когда мы употребляем слова ВЫШЕ, ЧЕМ и НИЖЕ, ЧЕМ?
( при сравнении предметов)
Скажите, а что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ или ВЫШЕ?
Работали ли мы на предыдущих уроках с этими понятиями - выше-ниже? (нет)
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока - ВЫШЕ-НИЖЕ.(вывешиваю)
-Предметы бывают разные по высоте. И сегодня мы будем учиться сравнивать их.
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями. (СИДЯ)
Подниму ладони выше
и сложу над головой. (сели).
- Что же вышло?
- Домик вышел. Это крыша надо мной.
Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.
- Что же вышло? (встали)
- Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
- Что же вышло? (носочки)
- Мостик вышел. Погуляем под луной.
Ребята, поднимитесь все. Поиграем в игру «Выше-ниже».
Мальчики, присядьте так, чтобы девочки были выше вас.
Поднимите все руки вверх, девочки опустите руки так, чтобы они были ниже рук мальчиков. Молодцы, а теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую карандаш. Поднимите учебник так, чтобы он был выше карандаша.
Откройте учебники на с. 14.
Рассмотрите внимательно рисунок и назовите:
Кто выше всех?
Кто ниже всех?
Кто выше волка, но ниже слона?
А что вы можете сказать об обезьянке? (Она сидит выше страуса, но по росту ниже него)
У.: - А теперь внимание на доску. Что можно сказать про этот рисунок?
(вывешиваю жирафа и пони)
Д.: - Жираф ВЫШЕ, чем пони, а пони - НИЖЕ, чем жираф.
IV. Погружение ребенка в собственный опыт
-Ребята, а как вы думаете, в каком доме больше окон - в высоком или низком? Как рассуждали?
Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.
Посмотрите на доску, что мы видим? Какой дом выше?
Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?
Верное ли было наше предположение? (Ошибочное) (Если предположение было верным, то указать на то, что сделать верное предположение помог ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ).
Вот так, ребята - это урок! Никогда нельзя говорить, не подумав и, не видя реальной картины, делать поспешные выводы ?
У.: -Сколько предметов мы сравнивали каждый раз?
Д: -2 предмета.
У.: - Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?
Д.: - Больше.
Д.: - Давайте покажем Крошу, как можно сравнить несколько предметов.
Вызываются дети и сравниваются по росту
Сравниваются по росту
У.: - Кто из них выше? …выше, чем кто?
Д.: -…выше …и выше …
У.: Первая встает….
У.: - Что скажем про …
Д.: -…выше собачки, но ниже…. (Переставить)
У.: - Кто встает последним?
Это мы по какому признаку называли?
(от самого высокого к низкому) В порядке убывания.
А теперь давайте назовем в обратном порядке.
Это как в обратном?
(от самого низкого к высокому) В порядке возрастания
-Спасибо, молодцы, присаживайтесь на свои места.
ВЫВОД: Когда мы используем слова «выше, чем» «ниже, чем»?
(слова "выше, чем" и "ниже, чем" используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте)
- При помощи каких слов - помощников мы обозначали место нахождения предметов?
(При помощи слов "выше", "ниже")
-Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно уметь определять, когда предмет выше , а когда ниже?
-Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
ФИЗМИНУТКА - ПОД МУЗЫКУ.
Закрепление. Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради на с. 14.
Найдите задание 2.
Прочитайте задание. Кто понял, что надо сделать? (разбор задания, выполнение)
Покажи готовность.(как показываем?)
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга. Если вы считаете, что сосед ошибся - постарайтесь объяснить ему, в чём его ошибка.
Поднимите руку те, чьи соседи выполнили задание без ошибок. Давайте порадуемся за них.
Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность. V. Рефлексия. Учитель. Какой была тема сегодняшнего урока? Чему вы учились?
-Вспомните свою семью и назовите, кто выше, а кто ниже.
-Посмотрите на предметы в нашем классе, сравните их по высоте. Подними руку, если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно. Подними руку, если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен. VI. Оценивание. Теперь оцените себя с помощью прямоугольников. В рабочей тетради на с 14, в правом нижнем углу страницы нарисуйте прямоугольник и закрасьте нужным цветом.
Синий - "Я - молодец, справился сам"
Зеленый - " Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился"
Желтый - "Я, вообще - то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.".
Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали.