- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме Понятие об окончании и основе слова
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме Понятие об окончании и основе слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кочетова И.В. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №1" г. Волгореченск Костромской области
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Учитель: И.В.Кочетова
Дата проведения: 15.12.2011
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова.
Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове окончания и основы; составление предложений из слов в начальной форме; способствовать сознательному наблюдению за своей речью, обеспечить развитие своей устной речи.
Задачи:
образовательная - развивать умение находить в слове основу и окончание;
развивающая - продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся;
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Этап урока
Структурный компонент урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
-Ребята, я снова рада видеть вас. Давайте друг другу улыбнёмся и постараемся сделать наш урок интересным и полезным.
Что для этого нам надо?
Над землею тучи серые шатром,
На земле снега пушистые ковром. (Л. Мей)
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-А самый любимый праздник, конечно, …
-Без чего не обходится этот праздник?
-Сегодня нам предстоит нарядить не простую ёлку, а волшебную. Мы можем повесить на ёлку шар, если ответим на вопрос, написанный на нём. Цвет играет особую роль. Голубой шар - вопрос «повторение», оранжевый - новый материал, розовый - проблемный вопрос.
Нужно быть внимательным,активным, дружным.
В стихотворении говорится о зиме.
Новый год!
Без ёлки.
2
Целеполага
ние и мотивация
Минутка чистописания.
Зз
Загадка о зиме.
Назовите однокоренные слова слову зима.
Ребята, наш знакомый Афанасий предлагает слово Зиму. Что о нём можно сказать?
-
С помощью чего образовались однокоренные слова?
-
Что такое корень, приставка, суффикс?
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с составом слова.
-
Откройте учебник на стр. 121.Кого вы видите?
-
Над чем он задумался?
-
Вы согласны помочь Афанасию и самим разобраться, что же такое окончание и основа?
-
Давайте наметим план наших действий.
Дети выполняют минутку чистописания.
Отгадка зима.
Однокоренные слова:
Зимний, зимушка, перезимовать.(запись)
Это не однокоренное слово. Изменилась только форма .
С помощью приставок и суффиксов.Выделяют в словах корень, приставки, суффиксы.
Части слова.
Мы видим Афанасия, который задумался.
Что такое окончание и основа.
Ребята соглашаются.
Дети предполагают узнать, что такое окончание и основа, находить и обозначать их.
3
Актуализация знаний
4 Первичное усвоение учебного материала.
Работа в парах.
-Допишите слова так, что бы получилось предложение.
Мам . слушает дочк . .
Проверьте в парах.
У кого получились одинаковые предложения?
У кого получилмсь разные предложения? Почему?
-Объясните смысл каждого предложения.
-Почему смысл изменяется?
Мама и маму - это однокоренные слова?
Как же называется эта часть слова?
-Как вы думаете, что же такое окончание?
-Проверьте свои предположения, прочитав 1 часть правила на стр. 122.
Для чего нужны приставка и суффикс?
Интересно, а для чего слову нужно окончание?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Работа в группе.
-Предположите, какое задание вам нужно выполнить?
Что вы сделали, что бы получились такие правильные и красивые предложения?
-С какой проблемой столкнулись, составляя 2 предложение?
-Так для чего же служат окончания?
-Сравните свой вывод, со второй частью определения.
В слове есть изменяемая часть - это…
А что же такое основа?
Что может входить в основу?
-Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа.
Вопрос на слайде:
-Как ты думаешь, почему окончание получило такое название?
-Для чего служит окончание?
Дети общаются в парах, сравнивают предложения.
Записывают на доске.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
В 1 предложении дочка говорит, мама слушает. Во втором мама говорит, дочка слушает.
Потому что мы вставили разные окончания.
Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма.
Она называется - окончание.
Дети предполагают.
Читают 1 часть правила.
Окончание - это изменяемая часть слова. Внучка, у внучки,с внучкой.
Для образования новых слов.
Дети предполагают.
Каждой группе даны листы с написанными словами в начальной форме.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.
Дети предполагают, что нужно составить предложения.
Получились предложения:
Звучит нежная мелодия вальса.
Она пробуждает в душе светлые чувства.
Изменили в словах окончания.
Нужно было добавить предлог в, который служит для связи слов в предложении.
Записывают предложения в тетрадь.
Для изменения слов и связи слов в предложении.
Окончание служит для связи слов в предложении. Внучка любит бабушку. Бабушка гуляет с внучкой.
окончание.
Неизменяемая часть слова.
Корень, суффикс, окончание.
В словах мама, маму, дочка, дочку выделить основу и окончание.
Потому что стоит в конце слова.
Для связи слов в предложении.
5 Физкультминутка.
6 Первичное закрепление учебного материала.
Физкультминутка.
Прочитайте. Составьте предложения с каждым словом.( в группах)
Как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или 6 разных слова? (Слайд
. Объясните свою точку зрения.
Образуются ли новые слова с помощью окончания?
Отвечаем на вопросы из учебника (слайд)
-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
-Как найти в слове окончание?(рассуждения в группах)
Чтение правила.
А сейчас проведем гимнастику для глаз. (Слайды )
Много поэтов восхищается зимними пейзажами. И. Конечно же А.С. Пушкин.
Прочитайте, как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра? (Слайд )
-Ребята, что случилось? Стихотворение рассыпалось! Видимо Афанасий решил пошалить.
Подумайте в группах, как должно читаться это стихотворение.
На доске -проверка.
-У выделенных слов отметить окончание и основу.
Как вы будете искать окончание?
Читают:
снеговик
про снеговика
к снеговику
со снеговиком
за снеговиком
на снеговике
Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.
Могут.
Предлагают варианты ответов на третий вопрос.
Выполняют физминутку «Лови снежинку»
(следят под музыку за движениями снежинки глазами).
Читают вслух:
Зимнее утро.
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце, снег лежит;
И речка подо льдом блестит.
Выполняют у доски, остальные пишут слова в тетради.
7 Домашнее задание.
Выучить определения на стр. 123.
Выполнить упр. 1, на стр.138.
8 Рефлексия (подведение итогов урока)
Ребята у Афанасия возникло 3 сложных вопроса. Попробуйте на них ответить в группах.
-Что общего у окончания и…
а)… облака;
б) …предлога;
в)…приставки.
Поработаем с цветными окончаниями. Если «да»-зелёный цвет, если «нет»- красный цвет, если « не знаю»- желтый.
-
Окончание - часть слова?
-
Окончание - изменяемая часть слова?
-
Окончание - часть основы?
-
Окончание служит для связи слов в предложении?
-
У одного и того же слова могут быть разные окончания?
-
С помощью окончания образуются новые слова?
-
Что такое основа слова? Приведите пример.
- Ребята, мы помогли разобраться Афанасию с тем, что такое окончание и основа? А сами разобрались?( если да- зелёный цвет, нет- красный , не совсем- жёлтый.)
Спасибо за урок.
а) изменяет форму;
б) служит для связи слов в предложении;
в) являются частью слова.
Да
Да
Нет
Да
Да
Нет
Приводят примеры.