- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками», ФГОС 2 класс
Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками», ФГОС 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хижняк И.Н. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока изучения темы «Измерение двумя мерками».
Автор: Хижняк Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 11 города Волгограда
Предмет: Математика
Класс: 2 класс
Тип урока: : Постановка и решение учебной задачи. (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов). Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели. Таким образом, первый этап постановочного урока - демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия. Задачи проблемного обучения:
- Учиться мыслить логично, научно, творчески.
- Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
- Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
- Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
- Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
- Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Технологическая карта изучения темы «Измерение двумя мерками».
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: Найти новый способ измерения и построения величин.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, групповой работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последо-вательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной за-дачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в паре, группе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке.
Планируемый результат Предметные: Знать новый способ измерения и построения величин по частям с учетом новой мерки для каждой величины. Уметь составлять схему построения величин по частям. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Величина (объект), мерка большая, мерка средняя, мерка, формула записи.
Межпредметные связи
Окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
-В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева Математика. Учебник для 2-го класса. Книга 1. Стр. 32.
- листы для парной работы в клетку;
- сосуды с водой, сосуды-мерки, телефон;
- тетрадь;
- электронные физкультминутки.
Организация пространства
Фронтальная работа, парная работа, групповая работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели:
- актуализировать тре-бования к ученику со стороны учебной дея-тельности;
- создание условий для возникновения у уче-ников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;
- установить темати-ческие рамки;
- наметить шаги учеб-ной деятельности.
Слушают вопросы-зада-ния учителя, отвечают на вопросы.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятель-ности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
1.На каком уроке мы с вами собрались? 2.Проверяем готовность к уроку. 3.Веди, Катя…(запись числа и вида работы в тетрадь).
4.-Что вы, ребята, вчера дома рассказывали родителям? (Математические понятия: сумма, разность).
-Как по-другому можно назвать сумму? (Целое).
-Покажите. Каким действием находится сумма-целое?(Рисунок 1).
-Как еще мы называем раз-ность? (Часть).
-Покажите. Каким действием находится разность-часть? ( Рисунок 2).
-Какую учебную задачу мы решаем? ( Работать с меркой, числом, величиной, учились находить разность).
-Какой вывод мы сделали? (разница находится только действием вычитания, не зави-симо от вопроса: на больше…, на меньше…). ( Рисунок 2).
Уметь совместно до-говариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование инди-видуального затруд-нения в пробном дей-ствии . Создание ситу-ации успеха. Цели: -организовать акту-ализацию умений решать примеры с раскладом,используя связь целого и частей;
- организовать выпол-нение учащимися учебного действия;
- организовать фикси-рования учащимися индивидуального зат-руднения и постановки цели по преодолению затруднения.
-организовать работу, ориентирующую каж-дого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собствен-ного продвижения в его освоении.
Слушают вопросы-зада-ния ученика-учителя, озвучивают метод расклада, дают ответы.
Проговаривают,что пов-торили.
Слушают и делают вы-воды, обосновывают свое мнение, выполня-ют построение.
Слушают задание и в паре выполняют пост-роение величины А.
Фиксируют индивиду-альное затруднение (Я не знаю).
Предлагает ученику про-вести разминку по отработ-ке способа действия скла-дывания и вычитания по частям.
Организует обобщение ак-туализированных знаний.
Показывает мерку, дает задание на построение величины.
Организует парную работу по построению учащимися величины по заданной формуле.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности
1. А сейчас Марк проведет раз-минку. Нужно назвать выраже-ния на доске, где нужно найти разницу.
5+3 6+4 3+2 4+4 (Дети сооб-щают учителю, что на доске отсутствует выражение по на-хождению разницы. Ученики сами предлагают вариант ).
17-9 ( Рисунок 3).
-Трудный пример? В чем его трудность? Кто хорошо владеет раскладом? У кого затрудне-ния? Какую цель ставим (Про-должать работать с раскладом, включать в урок и домашнее за-дание примеры , при решении которых необходимо выпол-нять расклад, больше трениро-ваться).
2.-Мой знакомый - ужасный спорщик, спорит по любому по-воду. Мы с ним вчера поспори-ли, и я не знаю, кто выиграл спор. Решила с вами посовето-ваться. А дело вот в чем: он ска-зал, что построит величину без всяких проблем, если я ему дам любую мерку. Я ему предложи-ла вот такую мерку:
(Дети сообщают о невозмож-ности построения величины без числа).
-Так, что же необходимо для то, чтобы построить величи-ну?(Мерка, число).
-3.Давайте проверим. У меня на доске есть число и мерка. О чем вы можете рассказать?
4 Е
(Мерка Е состоит из 4-х кле-точек).
-Как по-другому можно записать? (В виде формулы
4
Е А)
-Итак, какое задание нужно выполнить? (Построить вели-чину по заданной формуле, где известны мерка и число.)
-Как построим работу? (В паре.)
-Почему в паре? (В паре быст-рее выполним задание, если один человек затрудняется вы-полнить построение, другой поможет, объяснит.)
-Какую учебную задачу поставим? (Построить величину по заданным мерке и числу.)
-Проверка выполнения зада-ния. Сколько клеток получи-лось? (16 клеток.)
Физкультминутка.
4. Раз у вас так замечательно получается построение , от-правляемся в наши лабора-тории.
Уметь применять метод расклада, решать выражения с переходом через разряд на сложение и вычитание, ис-пользуя связь це-лого и частей.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразо-вывать информацию из одной формы в другую: строить ве-личину по заданным мерке и числу (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме , общаться друг с другом
(Коммуникативное УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Постановка учеб-ной задачи. Цели:
- выявить место (шаг, операцию) затрудне-ния;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения; -организовать поста-новку цели урока;
-организовать состав-ление совместного плана действий; - определить средства.
Под руководством учителя измеряют величину А разными мерками, выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует перестроение учеников в группы.
Организует работу по измерению величину А разными мерками. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. 1.Что мы делаем в наших лабораториях? (Ищем вместе ответы на возникающие вопросы, проводим опыты, экспериментируем.)
-Почему ответы лучше искать в группе? (Много учеников-много мнений, быстрее сможем найти ответ.)
-Информация секретная, ничего нельзя выносить из секретной лаборатории… Нужно измерить величину любой меркой и пе-релать информацию коллеге из другой секретной лаборатории.
Как можно переслать инфор-мацию? Позвонить по нашему собственноручно изготовлен-ному телефону.)
-В набор лаборанта входят: со-суд с водой; несколько мерок Е, К ;величина А. Любой меркой промерить величину А. назвать число и переслать информа-цию.
-Учебная задача на данный этап урока? (Промерить величину А, узнать число, переслать информацию.)
-Итак приступаем… Есть одно условие:нельзя брать половинчатую мерку.
- В каком месте возникло затруднение? (Невозможно од-ной меркой промерить вели-чину А-большая мерка Е не уме-щается в величине А целое чис-ло раз. Измерение меньшими мерками приводит к такому же результату ).
2.Постановка проблемы. Раньше мы с вами измеряли одной меркой величину и все у нас получалось, а сейчас при наличии нескольких мерок, мы никак не можем величину промерить. Что же будем делать? Какую новую учебную задачу ставим? (Найти способ измериния величины несколь-кими мерками).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Позна-вательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V.Анализ условий ре-шения задачи и моде-лирование открытого способа действия.
Цели:
- найти новый способ измерения величины несколькими мерками с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устра-нение и фиксирование преодоления затруд-нения; - уточнить тему урока.
Проговаривают следу-ющий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ста-вят цель урока, фик-сируют модель нового способа, ставят даль-нейшую учебную зада-чу.
.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует промеривание величины разными мерками по оче-реди. Организует поста-новку цели урока, побуж-дает к фиксации нового способа в виде модели, организует постановку дальнейшей учебной зада-чи.
1. - Какой следующий шаг учеб-ной деятельности? (Давайте промерим нашу величину мер-ками по очереди.)
Выясняется, что в величину А входит 3 раза мерка Е, остаток промеряется меркой К (она уместилась 2 раза).
2.Как записать результат из-мерения? (Дети предлагают на-чертить чертеж и отметить мер-ки. Мерка Е-4 клетки, мерка К-3 клетки. В результате: 3 раза чертят по 4 клетки, 2 раза по 3 клетки.)_
-А как записать формулой ре-зультат измерения?
(А= 3Е2К).
-Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:«Измерение двумя мерками. Для чего нам это нужно? (Предположения детей.)
-Какую учебную задачу ставим? (Научиться пользоваться от-крытым способом измерения и построения величины, узнать, для чего нам это нужно.)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
VI. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.
Цели: - зафиксировать новое содержание урока;
-организовать реф-лексию и самооценку учениками собствен-ной учебной деятель-ности. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. -Какую учебную задачу решали на уроке? -Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось? -Что будете рассказывать дома родителям?
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Рисунок 1
Сумма - целое
часть+часть=целое
Рисунок 2. Разность - часть
целое-часть=часть
Рисунок 3
7+8=15
3+5