Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками», ФГОС 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками» , ФГОС 2 классТехнологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками» , ФГОС 2 классТехнологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками» , ФГОС 2 классТехнологическая карта урока изучения темы «Измерение двумя мерками».

Автор: Хижняк Ирина Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 11 города Волгограда

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тип урока: : Постановка и решение учебной задачи. (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов). Постановочный, или вводный, - это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели. Таким образом, первый этап постановочного урока - демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия. Задачи проблемного обучения:

  • Учиться мыслить логично, научно, творчески.
  • Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
  • Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
  • Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
  • Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  • Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.



Технологическая карта изучения темы «Измерение двумя мерками».

Тема

Задача.

Цели

Образовательные: Найти новый способ измерения и построения величин.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последо-вательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной за-дачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения при работе в паре, группе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полу-ченную на уроке.

Планируемый результат Предметные: Знать новый способ измерения и построения величин по частям с учетом новой мерки для каждой величины. Уметь составлять схему построения величин по частям. Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Величина (объект), мерка большая, мерка средняя, мерка, формула записи.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева Математика. Учебник для 2-го класса. Книга 1. Стр. 32.

- листы для парной работы в клетку;

- сосуды с водой, сосуды-мерки, телефон;

- тетрадь;

- электронные физкультминутки.

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД I. Мотивация к учебной деятельности Цели:

- актуализировать тре-бования к ученику со стороны учебной дея-тельности;

- создание условий для возникновения у уче-ников внутренней пот-ребности включения в учебную деятельность;

- установить темати-ческие рамки;

- наметить шаги учеб-ной деятельности.

Слушают вопросы-зада-ния учителя, отвечают на вопросы.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятель-ности.







Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
















1.На каком уроке мы с вами собрались? 2.Проверяем готовность к уроку. 3.Веди, Катя…(запись числа и вида работы в тетрадь).



4.-Что вы, ребята, вчера дома рассказывали родителям? (Математические понятия: сумма, разность).

-Как по-другому можно назвать сумму? (Целое).

-Покажите. Каким действием находится сумма-целое?(Рисунок 1).

-Как еще мы называем раз-ность? (Часть).

-Покажите. Каким действием находится разность-часть? ( Рисунок 2).

-Какую учебную задачу мы решаем? ( Работать с меркой, числом, величиной, учились находить разность).

-Какой вывод мы сделали? (разница находится только действием вычитания, не зави-симо от вопроса: на больше…, на меньше…). ( Рисунок 2).

Уметь совместно до-говариваться о пра-вилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Познавательные УУД).











Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование инди-видуального затруд-нения в пробном дей-ствии . Создание ситу-ации успеха. Цели: -организовать акту-ализацию умений решать примеры с раскладом,используя связь целого и частей;

- организовать выпол-нение учащимися учебного действия;

- организовать фикси-рования учащимися индивидуального зат-руднения и постановки цели по преодолению затруднения.

-организовать работу, ориентирующую каж-дого ребенка не только на способ действия, но и на оценку собствен-ного продвижения в его освоении.

Слушают вопросы-зада-ния ученика-учителя, озвучивают метод расклада, дают ответы.











Проговаривают,что пов-торили.







Слушают и делают вы-воды, обосновывают свое мнение, выполня-ют построение.





































Слушают задание и в паре выполняют пост-роение величины А.





Фиксируют индивиду-альное затруднение (Я не знаю).








Предлагает ученику про-вести разминку по отработ-ке способа действия скла-дывания и вычитания по частям.









Организует обобщение ак-туализированных знаний.







Показывает мерку, дает задание на построение величины.









Организует парную работу по построению учащимися величины по заданной формуле.













Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

1. А сейчас Марк проведет раз-минку. Нужно назвать выраже-ния на доске, где нужно найти разницу.

5+3 6+4 3+2 4+4 (Дети сооб-щают учителю, что на доске отсутствует выражение по на-хождению разницы. Ученики сами предлагают вариант ).

17-9 ( Рисунок 3).

-Трудный пример? В чем его трудность? Кто хорошо владеет раскладом? У кого затрудне-ния? Какую цель ставим (Про-должать работать с раскладом, включать в урок и домашнее за-дание примеры , при решении которых необходимо выпол-нять расклад, больше трениро-ваться).

2.-Мой знакомый - ужасный спорщик, спорит по любому по-воду. Мы с ним вчера поспори-ли, и я не знаю, кто выиграл спор. Решила с вами посовето-ваться. А дело вот в чем: он ска-зал, что построит величину без всяких проблем, если я ему дам любую мерку. Я ему предложи-ла вот такую мерку:

(Дети сообщают о невозмож-ности построения величины без числа).

-Так, что же необходимо для то, чтобы построить величи-ну?(Мерка, число).

-3.Давайте проверим. У меня на доске есть число и мерка. О чем вы можете рассказать?



4 Е

(Мерка Е состоит из 4-х кле-точек).

-Как по-другому можно записать? (В виде формулы

4

Е А)

-Итак, какое задание нужно выполнить? (Построить вели-чину по заданной формуле, где известны мерка и число.)

-Как построим работу? (В паре.)

-Почему в паре? (В паре быст-рее выполним задание, если один человек затрудняется вы-полнить построение, другой поможет, объяснит.)

-Какую учебную задачу поставим? (Построить величину по заданным мерке и числу.)

-Проверка выполнения зада-ния. Сколько клеток получи-лось? (16 клеток.)

Физкультминутка.

4. Раз у вас так замечательно получается построение , от-правляемся в наши лабора-тории.

Уметь применять метод расклада, решать выражения с переходом через разряд на сложение и вычитание, ис-пользуя связь це-лого и частей.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразо-вывать информацию из одной формы в другую: строить ве-личину по заданным мерке и числу (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме , общаться друг с другом

(Коммуникативное УУД).























Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Постановка учеб-ной задачи. Цели:

- выявить место (шаг, операцию) затрудне-ния;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения; -организовать поста-новку цели урока;

-организовать состав-ление совместного плана действий; - определить средства.

Под руководством учителя измеряют величину А разными мерками, выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует перестроение учеников в группы.

Организует работу по измерению величину А разными мерками. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. 1.Что мы делаем в наших лабораториях? (Ищем вместе ответы на возникающие вопросы, проводим опыты, экспериментируем.)

-Почему ответы лучше искать в группе? (Много учеников-много мнений, быстрее сможем найти ответ.)

-Информация секретная, ничего нельзя выносить из секретной лаборатории… Нужно измерить величину любой меркой и пе-релать информацию коллеге из другой секретной лаборатории.

Как можно переслать инфор-мацию? Позвонить по нашему собственноручно изготовлен-ному телефону.)

-В набор лаборанта входят: со-суд с водой; несколько мерок Е, К ;величина А. Любой меркой промерить величину А. назвать число и переслать информа-цию.

-Учебная задача на данный этап урока? (Промерить величину А, узнать число, переслать информацию.)

-Итак приступаем… Есть одно условие:нельзя брать половинчатую мерку.

- В каком месте возникло затруднение? (Невозможно од-ной меркой промерить вели-чину А-большая мерка Е не уме-щается в величине А целое чис-ло раз. Измерение меньшими мерками приводит к такому же результату ).

2.Постановка проблемы. Раньше мы с вами измеряли одной меркой величину и все у нас получалось, а сейчас при наличии нескольких мерок, мы никак не можем величину промерить. Что же будем делать? Какую новую учебную задачу ставим? (Найти способ измериния величины несколь-кими мерками).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентиро-ваться в своей сис-теме знаний: отли-чать новое от уже из-вестного с помощью учителя (Позна-вательные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V.Анализ условий ре-шения задачи и моде-лирование открытого способа действия.

Цели:

- найти новый способ измерения величины несколькими мерками с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устра-нение и фиксирование преодоления затруд-нения; - уточнить тему урока.

Проговаривают следу-ющий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ста-вят цель урока, фик-сируют модель нового способа, ставят даль-нейшую учебную зада-чу.













.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует промеривание величины разными мерками по оче-реди. Организует поста-новку цели урока, побуж-дает к фиксации нового способа в виде модели, организует постановку дальнейшей учебной зада-чи.















1. - Какой следующий шаг учеб-ной деятельности? (Давайте промерим нашу величину мер-ками по очереди.)

Выясняется, что в величину А входит 3 раза мерка Е, остаток промеряется меркой К (она уместилась 2 раза).

2.Как записать результат из-мерения? (Дети предлагают на-чертить чертеж и отметить мер-ки. Мерка Е-4 клетки, мерка К-3 клетки. В результате: 3 раза чертят по 4 клетки, 2 раза по 3 клетки.)_

-А как записать формулой ре-зультат измерения?

(А= 3Е2К).

-Тема нашего сегодняшнего урока звучит так:«Измерение двумя мерками. Для чего нам это нужно? (Предположения детей.)

-Какую учебную задачу ставим? (Научиться пользоваться от-крытым способом измерения и построения величины, узнать, для чего нам это нужно.)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

VI. Рефлексия учеб-ной деятельности на уроке.

Цели: - зафиксировать новое содержание урока;

-организовать реф-лексию и самооценку учениками собствен-ной учебной деятель-ности. Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.









Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. -Какую учебную задачу решали на уроке? -Кто чувствует, что он вырос за урок? Что изменилось? -Что будете рассказывать дома родителям?





Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выпол-нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).















Рисунок 1

Сумма - целое

Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками» , ФГОС 2 класс

часть+часть=целое



Рисунок 2. Разность - часть

Технологическая карта урока по теме: «Измерение двумя мерками» , ФГОС 2 класс

целое-часть=часть

Рисунок 3

7+8=15

3+5





© 2010-2022