- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Синонимы (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Агафонова О.Д. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Агафонова Ольга Демьяновна
Учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
МБОУ «СОШ №3» г. Курска
Урок русского языка в 3-м классе
по теме «Синонимы. Использование синонимов в речи»
Тема урока
«Синонимы. Использование синонимов в речи».
Цель урока
Выявить значение синонимов в устной и письменной речи, формировать представление о синонимах как средстве художественной выразительности языка.
Предметные УУД
-Учиться находить синонимы;
- подбирать к словам синонимы;
- употреблять их в речи и использовать в качестве синонимов фразеологизмы.
Планируемый
результат
обучения, в том числе и формирование
УУД
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: развивать умение классифицировать, выделять главное, обобщать, работать со словариком, делать выводы.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
Оценка действий.
Личностные результаты: создание мотивации к учебной деятельности; формирование культуры мышления; развитие фантазии, развитие речи; умение добиваться успеха.
Основные понятия
Слова-синонимы, синонимический ряд, фразеологизмы, словарь синонимов, эпитеты.
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение.
Ресурсы
Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык,3 класс; раздаточные карточки с заданием; толковый словарь; словарь синонимов; презентация.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
-
Мобилизация внимания.
2.Самоопределение к деятельности.
Добрый день, дорогие ребята, начинаем урок русского языка. Улыбнитесь друг другу. Улыбка располагает к приятному общению. Спасибо.
Садитесь.
-Назовите, к какой группе слов относятся слова: добрый день, здравствуйте?
-А спасибо?
-А какие вы употребляете вежливые слова в речи?
Назовите их.
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.
Прочитайте стихотворение:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
С. Баруздин
-Подумайте, почему я вам предложила прочитать это стихотворение,
- Я предлагаю вам послушать два текста и определить, какой из них является отрывком из рассказа «Лес осенью»
Красив лес осенью. С деревьев падают листья. От дерева к дереву протянулись нити паутины. Легко дышится в лесу и не хочется уходить из него.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе , падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Но что-то грустное , прощальное слышится и видится в нем.
-Верно. Это отрывок из рассказа Лес осенью И.С. Соколова-Микитова.
- -Почему бывает сложно нам выразить свои мысли на письме?
-Значит, чтобы выражать свои мысли, необходимо постоянно пополнять , расширять словарный запас.
-Обратимся к учебнику стр.73
-Что о словах говорит уважаемый профессор Иван Иванович
-Чтение текста вполголоса, вслух
-Это слова-приветствия
-Это вежливые слова.
-Пожалуйста, извините, будьте добры
-Чтение стихотворения
-Мы изучаем тему : «Слово и его значение»
-Чтение рассказа вслух.
- Второй текст более яркий и выразительный, много эпитетов
-В первом тексте недостаточно слов для описания осеннего леса
- Не хватает в запасе слов.
Личностные результаты:
- самоопределение;
- умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: уважительное отношение друг другу.
2. Каллиграфическая минутка
3. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Кроме знаний слов, человеку нужна еще фантазия, воображение.
-Произнесите первый звук из слова Фантазия (ф)
-Дайте звуку характеристику
-Назовите букву согласного звука
-Запись
-Произнесите первый звук из слова Воображение (в)
-Дайте характеристику звуку
-Назовите букву согласного звука
-Прописывание в воздухе
-Запись
-Написание Ф ф В в , фа, фо, фы, ва, во, вы .
-Прочитайте слова:
фантазия воображение вымысел
Какой любимый литературный жанр у детей, где присутствует фантазия, вымысел, воображение?
-Прочитайте пословицу русского народа:
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
-Как вы поняли пословицу?
-Спишите предложение
-Слова: фантазия, воображение, вымысел близки по значению.
-Как называются такие слова?
-Чтобы проверить ваш ответ, уточним значение слова ФАНТАЗИЯ.
-В каком словаре найдем значение слова?
Выполняют пальчиковую гимнастику.
-Согласный, твердый, глухой.
-Эф
-Согласный, твердый, звонкий
-Вэ
Парные согласные по глухости- звонкости
- В Сказке важен вымысел, полна фантазии, воображения
-Это синонимы.
-Чтение в толковом словаре значение слова
.
Регулятивные УДД:
Корректировать деятельность: вносить изменения в учебный процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
-намечать способы их устранения.
Коммуникативные УУД:
-владение монологической речью; сотрудничество с учителем
- Мы доказали, что это слова синонимы.
_Сформулируйте тему урока.
-Какие задачи поставите перед собой?
-Задачи поставлены, продолжаем работу.
-Это слова-синонимы Формулирование темы урока.
Синонимы. Использование синонимов в речи.
- учиться находить их среди других слов и употреблять в речи
-определять их значение
-расширять словарный запас;
-пользоваться словарями.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные УУД:
-логические - анализ объектов с целью выделения признаков;
-сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
-выявлять сходство и различия объектов.
Личностные результаты: применять правила делового сотрудничества.
4.Словарная работа.
-Будьте внимательны
Попробуйте узнать животных по описанию, в этом нам помогут синонимы:
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лисица)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
-Боевой, задиристый, воинственный (петух)
-Болтает, стрекочет, трещит (сорока)
-животные.
-Что вы скажете о словах - синонимах?
Работа по учебнику:
Стр. 73
-Что говорит профессор?
-Прочитайте узелки на память.
-Упр. 113 с. 73
-Можно ли в учебнике по предмету «Окружающий мир» или в научной энциклопедии встретить такие названия зверей, как Патрикеевна, Косой?
-Где допустимо употребление этих слов?
-Вспомним знакомые вам сказки.
-Подберите синоним к фразеологизму:
Обвести вокруг пальца
-Кто из сказочных героев , о которых мы уже говорили на уроке часто обманывает?
-Прочитайте предложения:
1. Косой спрятался от волка.
2.Косой дождь стучит в окно.
3.Крестьянин косой косит траву.
В каком из предложений слово «косой» будет синонимом к слову заяц?
-Вывод: слово можно понять только ….
-Замените заяц испугался фразеологическим оборотом (у зайца сердце в пятки ушло)
Отгадывание загадок.
-слова- синонимы
Работа в парах.
Ученики доказывают, что предмет один, а для его называния существует два, а может и больше, слова.
- нет
-В сказке
-обмануть
-лиса Патрикеевна
-В первом
-в предложении
Регулятивные УУД:
-целеполагание;
-умение высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов.
Познавательные УУД: -самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;
Логические результаты:
- формулирование проблемы.
5. Физминутка
1.Различные виды ходьбы.
Мы по лесу идем, листья сыплются дождем
Ветер поднимается, листья опускаются
Мы шагаем, мы шагаем, никогда не отстаем
Руки кверху поднимаем, приседаем и встаем
Мы шли, мы шли
Вдруг грибок нашли
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
Самостоятельная работа
Договариваемся , по чьему учебнику работаем
-Упр. 116, стр. 74
Найдите в предложениях слова- синонимы.
-Каким словарем воспользуемся для проверки?
-учитель показывает словарь синонимов
-У вас ребята есть в учебнике словарик синонимов, обратимся к нему.
-Прочитайте. Спишите.
Выполнение упражнений.
Работа в паре
-ум, разумом, рассудка
-словарем синонимов
Ум-разум, рассудок
Технология здоровьесбережения.
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.
Познавательные УУД: моделирование;
Логические результаты - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
6.Работа по теме урока.
7.Зрительная гимнастика.
_________________
8.Закрепление изученного
1.Найти глазами листочки.
2.Круговые движения глазными яблоками.
3.Массирование век.
______________________________
- Сейчас вам очень пригодится ум, рассудок.
Работа по учебнику. Упр. 115.
-Запишите слова по группам
-Проверка у доски
-
-Вернемся к началу урока.
Возьмите карточку, найдите в тексте синонимы.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе , падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Но что-то грустное , прощальное слышится и видится в нем.
-Проверка
Выполнение упражнений.
__________________
Самостоятельная работа.
Ответы детей.
Запись слов на доске.
Работа в паре
-ответы детей
_______________________________
Регулятивные УУД:
-контроль, оценка, коррекция;
-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
-намечать способы их устранения.
ПознавательныеУУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные УУД: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Рефлексия деятельности. Итог урока.
-Если у вас возникли затруднения, не расстраивайтесь, работа будет продолжена на следующем уроке.
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Регулятивные УУД:
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
-формирование контрольно-оценочной деятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; ПознавательныеУУД: рефлексия.
9.Домашне задание
Домашнее задание: стр.74, упр.114