Конспект занятия Родное слово в пословицах и поговорках

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кружок: «В мире книг» Дата проведения: 29.11.2013г.

Класс: 2 «А»

Тема занятия: Родное слово в пословицах и поговорках. Слово - друг. Иллюстрирование знакомых пословиц.

Планируемые результаты:

знать признаки пословиц и поговорок, находить смысл пословиц;

уметь сравнивать, сопоставлять, доказывать свои суждения; пользоваться устойчивыми выражениями

в устной речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

формировать навыки самостоятельной и коллективной работы;

развивать память и воображение.

Оборудование.

Книги - сборники с пословицами, компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор, экран, презентация к занятию «Родное слово в пословицах и поговорках», цветные карандаши.


Содержание занятия

Характеристика деятельности учащегося

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Слайд 1 - 2

Прозвенел уже звонок.

Он собрал нас на кружок,

Будут знания нам впрок.

Руки будем поднимать,

Точно, громко отвечать.

Конспект занятия Родное слово в пословицах и поговорках

- Разгадайте зашифрованное слово, и вы узнаете, что мы будем делать сегодня на занятии.

- О чём мы будем говорить сегодня на занятии? Сформулируйте тему.

- Что такое пословица? ( Слайд 3)

- Да, мы будем говорить о пословицах, инсценировать их, иллюстрировать.

- Где вы можете найти пословицы, прочитать их?

Способность анализировать знаково-символическую информацию.

Делать умозаключения, предположения, формулировать тему занятия.



Уметь ориентироваться в источниках информации

2.

Лингвистический этап.

а) Эмоциональная речевая разминка ( Слайд 4)

Чтение побасенки по ролям.

- Что ты делаешь?

- Ничего.

- А он что делает?

- Мне помогает.

- Как вы понимаете смысл этой побасенки? ( Побасенка о двух лентяях)

б) Чтение пословицы с разной интонацией (Слайд 5)

«Доброе слово и кошке приятно»

- Объясните лексическое значение пословицы. (Кошка любит, когда с ней говорят ласково, не ругают её).

- Произнесите пословицу с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

в) Работа с антонимами (Слайды 6,7,8,9)

- В данных пословицах некоторые слова нужно заменить антонимами. Найдите эти слова. Объясните смысл пословиц.

- Умна та птица, которой гнездо своё не мило.

- Трусливый боец в бою молодец.

- В гостях хорошо, а дома хуже.

- Кто поздно встаёт - тому Бог подаёт.

г) Игра «Соедини пословицу» (работа в группах)

- Соедините начало и конец пословицы.

- Труд человека кормит,… а трусливого кусает

- Дружно не грузно,… а лень портит

- Что посеешь,… то и пожнёшь

- На смелого собака лает,… а врозь хоть брось.

Коллективная работа (Слайды 10, 12)

Научиться рассуждать и высказывать свою точку зрения.

Использовать свой жизненный опыт.

Умения участвовать в учебном диалоге.

Умение объяснять смысл


Способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи

Развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений

Умение работать в группе и в классном коллективе

3.

Физминутка. (Слайд 11)

Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Двигательная активность.

Умение выполнять движения под счёт

4.

Самостоятельная групповая работа с самопроверкой по образцу или эталону.

Игра «Собери пословицу» (Слайды 13, 14, 15, 16)

- Даны слова из пословиц. Составьте пословицу и объясните её смысл.

- Из, добывают, земли, знания, а, книг, из, золото. («Золото добывают из земли, а знания из книг»)

- Солнцем, мир, а, знаниями, человек, освещается. («Мир освещается солнцем, а человек знаниями).

- Читает, много, кто, тот, знает, много. (Кто много читает, тот много знает).

- Ученья, плод, сладок, горек, да, корень. (Корень ученья горек, да плод сладок).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Рассмотреть особенности данной группы пословиц

Способность «удерживать» цель деятельности в ходе решения учебной задачи

Делать самопроверку своих решений (предположений)по эталону. Работать в группе.

Умение работать с предоставленной информацией.

Научиться рассуждать и высказывать свою точку зрения.

5.

Литературоведческий этап

а) Инсценирование пословицы. (Слайды 17, 18, 19, 20)

- Каждая группа учащихся показывает заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы. Остальные учащиеся отгадывают её.

1 гр. «Кто мало говорит, тот больше делает»

2 гр. «Сделал дело - гуляй смело»

3 гр. «Поспешишь - людей насмешишь».

4 гр. «Цыплят по осени считают»

б) Словарная работа. (Слайд 21)

- Как вы понимаете смысл каждой из пословиц? Автор двух первых пословиц Л.Н. Толстой.

- Слово - друг.

- Слово - ключ к сердцу.

- Тёплое слово и в мороз согревает.

- Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

- доброе слово лучше мягкого пирога.

( В этих пословицах говорится о том, как важно говорить друг другу добрые слова).

- Слово - враг.

- Ветер рушит горы, а слово - дружбу.

- Слово не стрела, а пущу стрелы разит.

- Слово не воробей, вылети, не поймаешь.

( В этой группе пословиц говорится о грубых, злых словах, которые приводят к ссорам, обидам).

г) Иллюстрирование пословиц.

- Проявите выдумку и фантазию. Выберите любую из прочитанных пословиц и сделайте к ней рисунок. Подпишите свой рисунок пословицей.

д) Просмотр детских рисунков и чтение пословиц - заголовков.

Уметь передавать языком тела, пантомимой тему пословицы


Умение работать с предоставленной информацией.

Научиться рассуждать и высказывать свою точку зрения.

Формирование словарного запаса


Уметь передавать в рисунке смыл пословиц

Развитие памяти и воображения

6.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. (Слайд 22)

- Какое у вас настроение?

- Какое задание для вас было самым интересным?

- Где сможете использовать полученные знания.

Высказывать свою точку зрения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание.



© 2010-2022