- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы по программе Начальная школа 21 века
Урок русского языка во 2 классе Учимся писать суффиксы по программе Начальная школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьева Т.Г. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 классе
по теме «Учимся писать слова с суффиксами - ИК, -ЕК»
УМК «Начальная школа XXI века», учебник С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой
Учитель начальных классов МАОУ Карасульская СОШ Соловьева Татьяна Григорьевна
Тема урока: «Учимся писать слова с суффиксами - ИК, -ЕК»
Цели:
Создать условия для ознакомления с суффиксами -ик, -ек, применения правила суффиксов -ик, -ек, понимания значения функции суффиксов в слове; способствовать развитию умения применять изученные правила и алгоритмы, соблюдать орфографические навыки написания.
Планируемый результат обучения, формирования УУД: Личностные УУД: ценностная ориентация учащихся, желание и умение ответить на вопросы, проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.. Регулятивные УУД: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки. Коммуникативные УУД: умение планировать и распределять роли при парной и групповой работе, умение точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о суффиксе как о значимой части слова, о способах словообразования.
Тип урока: Проблемный урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник "Русский язык" для 2 класса (авт. С.Иванов), орфографическая тетрадь "Пишем грамотно", таблица-опора "Алгоритм определения правописания суффиксов -ик- ,-ек-".
Ход урока:
-
Мотивирование к учебной деятельности:
Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
- Ребята, какой у нас сейчас урок?
- Чему мы учимся на уроках русского языка?
- Для чего мы этому учимся?
Грамотность - показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.
II. Чистописание.
(Запись числа и классной работы.)
- Посмотрите на ряд слов. (на доске . на, . кно, в . рона, ст . ит (она, окно, ворона, стоит)
- Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
- Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку.
- Верно - это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О.
Запишите, чередуя О о - 3 раза.
- Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои.
- Что общего в их написании? (Соединены при помощи соединительной черты).
Запишите соединения чередуя их до конца строки.
Ещё раз обратите внимание на слова.
- Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) - Почему? (словарное)
- Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова? Правило.
- Назовите проверочные слова.
Задание: - спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой.
- С какой целью мы проводим минутки чистописания?
- Какие правила повторили?
- Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.
III. Актуализация знаний.
- В какой части слова находилась буква О?
- Какие ещё части слова вы знаете? (окончание и суффикс)
- Дайте определение суффиксу.
- Как найти в слове суффикс?
- Какие вы знаете суффиксы, и какое значение они придают вновь образованным словам?
- Правописание каких суффиксов мы изучали вчера на уроке? (-онок; -ёнок).
- Когда пишется суффикс -онок?
- Когда пишется суффикс -ёнок?
- Приведите примеры слов с суффиксом - онок.
-Приведите примеры слов с суффиксом - ёнок.
- По какому алгоритму (правилу) вы определили, что в этих словах нужно писать суффикс -онок?
ОПОРА:
Определяю суффикс -онок- или -ёнок-
Выделяю корень.
Определяю, какой согласный звук перед суффиксом.
Если мягкий согласный, кроме [ч'] - пишу -онок-
Если твёрдый согласный и [ч'] - пишу -ёнок-
IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока
-Давайте с вами заглянем в мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».
- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК ).
( Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: -ик- или -ек-). РИСУНОК
-Произнесите эти слова. Как звучат суффиксы?
Поставьте ударение в эти слова и скажите, ударный или безударный звук в суффиксе? Значит это «Опасное» место и его написание надо проверять.
- Определите тему нашего урока. ( - Мы знакомимся с новыми суффиксами -ик-и -ек-). ТЕМА
- Чем же мы будем заниматься? Какова цель урока? ЦЕЛЬ
(Цель: Должны научиться писать суффиксы -ик и -ек.)
IV. Знакомство с новым материалом. Открытие детьми нового знания.
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. - Правило лучше запоминается. - Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)
- Итак, мы сами изобретаем правило.
- Посмотрите внимательно на данный ряд слов.
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:
Арбуз . к, бант . к, горош.к, кармаш.к, арбузика,бантика, горошка, кармашка.
- На какие две группы можно разделить эти слова? Меняется форма слов, можно подставить слова(есть - нет)
- Разделите слова на два столбика: есть, нет
(Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.)
На доске:
есть
нет
кузнеч...к
сыноч...к
мяч...к
ореш...к
кузнечики
сыночки
мячики
орешки -Как выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс? Для этого проанализируйте слова второго столбика. - Что интересного вы заметили? (Если при изменении форма слова гласный и остаётся, то его и надо писать в суффиксе - ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек-.) - Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм «В стране невыученных уроков». Посмотрим фрагмент мультфильма как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек». - Это было единственное правило, которое знал Витя. Витя произносил неизвестное для нас понятие - склонение, с которым мы познакомимся в 3 классе. Будем считать, что это изменение слов.-У Вити было слово - помощник «нет»: замочек - (нет) замочка; ключик - (нет) ключика. Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в нашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна. - Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 115 и сравните с нашим выводом. Верно ли мы с вами сформулировали правило?
V. Физкультминутка. Пока мы будем делать физминутку, найдите в тексте слово на данное правило.
С Вини-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
-Какое слово? (птенчик-птенчика)
VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.
1. Проговаривание способа решения в громкой речи
- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм - предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях. Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ик-, -ек-. 1. [ ик ] -? 2.Изменюю форму слова (нет, много) 3. Если [и ] - ик Если [- ] - ек
Рассматривание примеров с.112 - 113.
2. Решение детьми типовых заданий.
- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 2 (Упражнение выполняется с комментированием по алгоритму).
Упражнение 3 (работа в парах): подбор и запись в каждый столбик по 3 слова, но так, чтобы слова у работающих в одной паре не повторялись.
VI. Закрепление нового материала. Оперативный контроль.
Самостоятельная работа
Работа в тетради "Пишем грамотно" (с.28)
Упражнение 1 (по вариантам) -
I вариант - первый столбик
II вариант - второй столбик.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Мы достигли цели урока - научились писать суффиксы -ик и -ек?
- Отразите свои успехи в листе самооценки.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - желтым.
А если вам было трудно, вы ничего не поняли на уроке, то - красным.
Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы -ик-, -ек-.
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
VIII. Домашнее задание:
учебник с.112 правило, т. "П." с.28 упр.1 (по вариантам)