Повторяем фонетику и состав слова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаПовторяем фонетику и состав словаТема урока: «Повторяем фонетику и состав слова» (3 класс)


Тип урока: отработки умений и рефлексии

Образовательная цель:

-закрепить знания о фонетике;

-повторить изученные признаки родственных слов;

-проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Деятельностная цель:

-формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализация коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление из причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения.)

Содержательная цель:

-закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов.

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Учитель: Прозвенел звонок веселый.

Ученики: Мы начать урок готовы

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

У: Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями на уроке. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока. II. Актуализация и пробное учебное действие.

Итак, вперед - время не ждет, к повторению и новым открытиям нас зовет.

1. На экране: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет.

У.:Посмотрите на экран.

-Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?

-Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

- Какие звуки слышим? Какие буквы напишем?

-Назовите часть слова, в которой была пропущена буква.

2. Ребята, мы с вами увлеклись выполнением задания, а уже пора определиться с темой урока.

Ориентируясь на первое задание, можете ли вы определить тему?

(«Повторение фонетики и состава слова»)

Урок закрепления даст нам понять,

Что мы умеем и что должны знать.

3. Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

(1. Вспомним и закрепим знания о фонетике;

2. Будем сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;

3. Обобщим знания о частях слова;

4. Будем развивать орфографическую зоркость, память и внимание.)

III. Локализация индивидуальных затруднений.

-Ребята, у вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. Как в ней работать, вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.

4. Посмотрите на план. Сейчас нам предстоит выполнить письменную работа - чистописание. Обратим свои взоры снова на экран.

- Буквы, которые вы будем писать на строчке чистописания вы должны отыскать сами. Итак, первая буква - находится в корне слова, в котором имеются все составные части, обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук.

Какая это буква? (в)

Вторая буква - находится в корне сложного слова, в приставке прилагательного. Какая это буква? (а)

- Какие буквы вы записали? (в а………

- А теперь продолжите этот ряд до конца строки, записывая дальше все гласные буквы в алфавитном порядке (в, а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я)

-На 2-ой строчке запишите слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет,

выделите часть слова со вставленной буквой.

5. А я еще хочу усложнить вам задачу и надеюсь, что вы справитесь.

Работать будете в группе, задание устное. Итак, задание:

-Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(1.заварной - прил., 2.самолет - сложное слово, 3.новинки - мн.ч.)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

6. Закрепление знаний о фонетике ( Работа в группе)

1 группа: Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)

Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

2 группа: Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие?

(я-йа, ю-йу…). Когда эти буквы обозначают два звука?

3 группа: Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

Какие позиции гласных звуков слабые? (безударные)

- Молодцы! Эти знания пригодятся вам в нашей дальнейшей работе.

V. Реализация построенного проекта.

7. Откройте учебник с.139 упр. 1. Прочитайте стихотворение.

- Кто главные герои этого стихотворения? А как вы думаете, действительно у краба нет жабр?

( Тропические земляные крабы всю жизнь проводят на суше, обитая на голых пустынных участках, где над песками гордо высятся огромные пальмы и кактусы. Этих крабов можно встретить на расстоянии нескольких километров от моря, где в поисках пищи они рыщут по прогалинам, заросшим колючим кустарником. Питаются эти крабы листьями и другой зеленью.

Основная проблема для сухопутных крабов - борьба с высыханием. Эту задачу они решают несколькими способами. Во-первых, высыханию препятствуют плотные известковые покровы тела, во-вторых, крабы выходят на охоту только ночью или после сильных тропических ливней, в сухое время скрываясь в подземных норах. Кроме того, настоящие жабры у сухопутных крабов преобразовались в «легкое»).

- А теперь давайте вернемся снова к тексту стиха,

прочитаем и ответим на вопросы:

- Являются ли выделенные слова однокоренными? (нет)

- Подберите однокоренные слова к слову - жалоба - (жаловаться, жалобщик)

- Выполните фонетический разбор слов:

I вариант - пляж - ; II вариант - краб -

На партах есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения, воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете это.

8. Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике.

Звуки

гласные согласные

ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые

(щчй) (жшц)

парные непарные

(бвгджз) (лмнрй) п парные непарные

(пфктшс) (чщцх)

9. Физминутка.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

10. Закрепление знаний о составе слова

-А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи?

-Да, слова объединяются в предложения, предложения - в большие и маленькие тексты. Послушайте мой рассказ и постарайтесь найти в нем слово, которое повторяется несколько раз.

« Как прекрасен осенний лес! Мы часто бродим в ближайшем лесу. Яркие краски радуют взгляд. Поэты о лесе сочиняют стихи. Художники пишут картины о красоте леса». Так что это за слово? (лес)

- Сейчас я еще раз буду читать текст, а вы в тетради на следующей строке поставьте цифру 1 и запишите через запятую это слово, именно в той форме, как оно звучит в тексте. 1. Лес, в лесу, о лесе, леса. (Взаимопроверка)

-Что вы можете сказать об этой цепочке слов? (форма одного слова)

Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.

(Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)

11.А что вы знаете о значении леса в жизни человека?

Как люди могут помочь природе? (сажать больше деревьев)

А давайте мы прямо сейчас посадим дерево, но, конечно же, дерево мы посадим необычное - словообразовательное.

- Но сначала вспомним, какие части есть у дерева. (Корень, ствол, ветви, листья)

-А какая часть самая главная? ( Корень)

На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .

Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Вспомните пословицу, в которой есть сразу два слова с этим корнем. (Ученье - свет, а неученье - тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

- Какие это слова? (Однокоренные) Почему их так называют?

(У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению)

- Что такое корень? (Корень - это общая часть однокоренных слов)

Вот какое красивое необычное дерево выросло.

12.Раз у нас необычное дерево, так и цветок, растущий под этим деревом тоже не совсем обычный. Он похож на лесную ромашку, но называют его довольно странным именем - приставочник. Как вы думаете, почему?

- Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.

Запишите их на третьей строке .

3 Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.

Что такое приставка? Для чего она служит?

(Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

13. Пора выходить нам из леса. Но на пути - речка. А мостик через нее сломан.

На одном берегу остались слова, а на другом - суффиксы.

Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам.

-Полученные слова запишите на четвертой строке.

4 Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик. Вот и мостик! Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

(Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

14. Посмотрите на пронумерованные строки в тетради и записи на них.

Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

(Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.)

Как называется такой разбор слова? (Разбор слова по составу)

-Вспомните, пожалуйста, способы словообразования. (Суффиксальный, приставочный, суффиксально-приставочный и сложные слова).

-Предлагаю вам проверить умение составлять слова. Работаем в группах.

-Итак, к слову лес составьте и запишите однокоренные слова по заданным схемам:

1) корень, суффикс, окончание (лесной, лесник, лесок) - I группа

2) сложное слово с соединительной гласной о (лесоруб, лесовод, лесовоз) - II

3) приставка, корень, суффикс, окончание (пролесок, перелесок) - III

15. Учебник с.141 упр.4 «Помоги Наде» (Устно)

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

16.Блиц-опрос по теме «Состав слова» или игра «Плюс, минус»

-На следующей строчке в тетради вы записываете ответы в виде знаков «+» или «-».

Если утверждение верное - «+», если неверное- «-»

1. Приставка - это часть слова (+)

2. Приставка служит для связи слов в предложении. (-)

3. Суффикс в слове стоит перед корнем (-)

4. Суффикс служит для образования новых слов (+)

5. Корень - это главная часть слова (+)

6. Основа слова - это часть слова без приставки (-)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

17. Быстро время пролетело и идёт к концу урок.

Так давайте без задержки подведём всему итог.

Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

а) Удалось решить поставленные задачи?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить знания?

б) На обратной стороне «Карты самоконтроля» есть «шкала цвета». Если у вас больше значков «v» в графе 1 - оставьте - желтый стикер, остальные - уберите.

Если больше значков «v» в графе 2 - оставьте - зеленый стикер, остальные - уберите. Если больше значков «v» в графе 3 - оставьте - красный стикер, остальные - уберите. Красный цвет - цвет победы! Вы получаете за урок оценку «5», у кого остался зеленый стикер - «4». Ну, а если у вас желтый цвет, - повторите дома пройденные темы.

18. Домашнее задание (по выбору)

Перед тем, как предложить вам домашнее задание, я хочу, чтобы вы нашли в учебнике на с.141 упр.5 «Угадай, что это за слово». Интересно задание?

Так вот, домашнее задание будет таким: вы выбираете не меньше двух слов (больше можно - каждый выбирает нагрузку по силам) из 8 данных и придумывает загадку для одноклассников.

© 2010-2022