Литературное чтение. Урок по теме: Герои Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение. Тема: Герои Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино». Цель: показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах. Оборудование: мультимедийная система, репродукции картин, отражающие данную тему (П.Е.Заболотский «Старый солдат», «Бородинский бой»; В.В.Верещагин «Конец Бородинского боя»; С.Герасимов «М.И.Кутузов под Бородином»; панорама Ф.Рубо «Бородинская битва».



Ход урока. I Организационный момент. II Актуализация опорных знаний. На первом слайде мультимедиа появляется дата 1812. Учитель: Кто знает из вас что это за число? Ученики: В этом году наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. В этом году было сражение под Бородином. Учитель: Правильно. Вторжение армии Наполеона произошло 12 июня 1812 года.(слайд на мультимедиа), а 26 августа 1812 года произошло генеральное сражение под Бородином (слайд на мультимедиа). Учитель: Русской армией командовал М.И.Кутузов, французской - Наполеон (слайды с портретами). Русские солдаты понимали, что в этом сражении решается судьба Москвы, а значит России. III Объявление темы и цели урока. Учитель: Посчитайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения? Ученики: 2008-1812=196 лет. Учитель: Рассмотрите репродукции картин художников. Что вы можете узнать об Отечественной войне 1812 года по репродукциям? Ученики: Мы видим, какого возраста были солдаты: и очень старые и молодые. Можем разглядеть военную форму того времени, оружие. Художниками передано движение солдат, их эмоции, желание победить любой ценой, защитить свою Родину. Учитель: Сегодня вы познакомитесь с произведением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это стихотворение было написано к 25-й годовщине Бородинского сражения.«Бородино» - это первое печатное произведение поэта (слайд с изображением М.Ю.Лермонтова). IV Изучение нового материала. 1.Словарная работа. Учитель: Вам было домашнее задание узнать лексическое значение слов:лафет, бивак, кивер, картечь, редут, улан. драгун, басурман, булат. В каком словаре вы нашли эти значения? Ученики: В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П.Черных. 2.Выразительное чтение учителем. Первичная проверка восприятия. Учитель: Какие чувства вы испытали? Ученики: Гордость за наших предков. Уважение к их подвигу. Желание быть похожими на них. Учитель: Кто участвует в разговоре? Ученики: Солдаты - старый и молодой. Учитель: Почему автор ведет рассказ от лица старого солдата? Ученики: Наверно, он был участником этого сражения, правдиво рассказывает о пережитом. 3.Самостоятельное чтение стихотворения. V Физкультминутка. Учитель: Найдите слова, которые помогают передать картину сражения. Ученики: Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Ученики: Носились знамена, как тени В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать устала, Гора кровавых тел. Ученики: Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Учитель: Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? Ученики: Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать устала, Гора кровавых тел. Ученики: Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой… Учитель: В каких звучат гордость и торжество? Ученики: Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Учитель: Каким вы себе представляете «дядю»? Ученики: Простодушный, благородный, храбрый, правдивый рассказчик, мужественный, преданный Родине солдат. VI Обобщение изученного материала. Учитель: Какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты-богатыри 1812 года? Ученики: Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину, решительность, мужество, воинское братство, гордость. Учитель: Можем ли мы героев этого произведения поставить на одну ступень с героями русских былин? Ученики: Да. И те и другие готовы жизнь положить за счастье своего народа и свою любимую Родину. Работа в группах. Учитель: Из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии. Список качеств: Храбрость, предательство, трусость, отвага, героизм, безразличие, смелость, страх, чувство долга, стойкость, лесть, честность, упорство, малодушие, предательство, настойчивость, верность, уверенность, патриотизм. Оценивание. Рефлексия. Учитель: А теперь посмотрите на экран. Все ли качества выбрала ваша группа? Если все, то встаньте дружно, держась за руки. Все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться своей цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить Родину. VII Итог урока. Учитель: О себе М.Ю Лермонтов в стихотворении «Родина» написал так: Люблю Отчизну я, Но странною любовью!... Попробуйте объяснить (Свободные высказывания учеников) Вывод: Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» - поэтическая летопись сражения, в центре которой не сама битва, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение к происходящему, подвиг. Домашнее задание: Проиллюстрировать стихотворение М.Лермонтова «Бородино».



© 2010-2022