Методическая разработка занятия План – конспект занятия c УМК

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с.Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее образовательные программы дополнительного образования детей - «Дом детского творчества»







План - конспект занятия c УМК

АВТОР: Макурина Татьяна Ивановна

педагог дополнительного образования

театр кукол «Шалунишки»

телефон (89272619368)

эл. почта [email protected].

г Самара 2014год















Модель плана учебного занятия


Изучение учебного занятия предполагает следующее:

-применение знаний на практике,

-формирование практических умений с детьми 8-10 лет по образовательной программе театр кукол«Шалунишки» .

Тип занятия: Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков(повторение, обобщение, упражнения с куклами).


Основные элементы структуры занятия

Форма организации занятия: групповая.

Форма занятия:
Традиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе.
Игра.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей:
Выпускной ринг.
Создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
Методы организации занятия в детском объединении:
Репродуктивный: словесные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог.
Методы практической работы: метод наблюдения: (показ сказки)

Методы проблемного обучения: объяснение основных понятий, определений, терминов.
Метод игры: игры подвижные, на развитие внимания, памяти, воображения.
Наглядный метод обучения: демонстрация презентации, рисунков .















Структура занятия

Этапы:

организационный,

проверочный,

подготовительный,

контрольный,

основной,

рефлективный (самоанализ),

итоговый.


1 этап: Организационный.
Задача: Подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: Проверочный.
Задача: Установление правильности и осознанности выполнения задания , выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: Проверка (творческого, практического), усвоения знаний предыдущего занятия.


3 этап: Подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: Основной.
1. Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2.Задача: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3.Задача: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.
4.Задача: Формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: Контрольный.
Задача: Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используется виды устного и письменного опроса,(викторина).
6 этап: Рефлективный.
Задача: Мобилизация детей на самооценку. Оценивание работоспособности, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
7 этап: Итоговый.
Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы.
Содержание этапа: Педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за работу.

Ожидаемые результаты занятия ;

- вовлечение в творческо-игровую деятельность своих сверстников, упражнения на развитие внимания, воображения, мелкую моторику рук

- проявление навыков оценивания себя , своих способностей и творческой работы, как самостоятельно, так и в коллективе;

- раскрытие и проявление каждого участника занятия в общении;

- проявление интереса к театральной деятельности.

- выступление перед зрителем.

Оборудование: Декорации для кукольного театра «ВОЛК В КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ»(раскраски), перчаточные куклы( ворона, заяц, медведь, волк, кот) проектор, клубочек, зеркало, музыка «кр.Шапочки», музыка «В гостях у сказки», мягкая игрушка «Колобок».

Репертуар: сказка « Волк в красной шапочке»

Тема занятия : « Интонация и персонаж кукольного спектакля.»

Цель занятия : Формировать интонационную выразительность речи у детей.

Задачи занятия :

Образовательные:

- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации;

- обучать исполнительской культуре детей;

- пополнять и активизировать словарь детей;

- вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.

Развивающие:

- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;

- развивать коммуникативные качества у детей.

Структура занятия :

1этап. Организационный

Организационный момент. (Приложение№1) Слайд 1

Педагог: Здравствуйте дети! (3 интонации по- разному) грустно, весело, спокойно.

Ребята, что необычного вы заметили в моем приветствии?

Дети: (грустно, весело, спокойно)т.е. с разной интонацией.

Педагог: тема занятия: «Интонация и персонаж кукольного спектакля».

Педагог: Сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. (Приложение№2) Слайд 2

С улыбкой и настроением мы будем продолжать наше занятие.( показать мне мимикой свое настроение).

Звучит мелодия «В гостях у сказки» (Обучающиеся рассаживаются на свои места)

Педагог: Ребята мы вновь, с вами встретились в мире сказки.

Посмотрите друг другу в глазки, передайте взглядом , что вы желаете всем доброго общения и хорошего настроения. Приятно, что мы начинаем занятие с хорошим радостным настроением. Слайд 3

2этап. Проверочный

Ребята, вы на этих занятиях принимаете роль актеров-кукловодов.

Что важно на ваш взгляд уметь актеру кукловоду?

Дети:( оживлять и озвучивать куклу)Что это значит?

Педагог: Конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. Поэтому я предлагаю начать занятие с речевой разминки.

Работа с язычком. (Приложение№3)

Упражнения для языка

- Проснулся язычок рано утром и потянулся«Лодочка»

-язычок «решил сделать зарядку.

влево- вправо язычок ходит себе места не находит«Маятник»

-затем язычок решил позавтракать

мой язык совсем не глуп, ходит кругом возле губ « Кушает»

-вот и вышел на порог любопытный язычок «Лопата»

-«отправился в школу» «Лошадка» - цоканье язычком,

язычок пошел в школу ,да и споткнулся , чтобы хорошо разговаривать произносить текст помогут нам скороговорки

Работа со скороговоркой. (Приложение№4)

Чтобы губы и язык были более подвижны, предлагаю поработать со скороговоркой.

Педагог: Вспомним, как мы будем произносить скороговорку?

Ответ детей (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)

Педагог Сейчас покажем как можно разнообразить работу над скороговорками

А помогут нам дети:

(Дети произносят скороговорки).

Скороговорки:

-Дети по одной говорят 2-3человека

Ехал грека …

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары…

-с клубочком (Колобком) или снежком(Приложение№5) Слайд 6,7

Ехал грека …

-с картинками

КУРТКА «У Кондрата- куртка коротковата»

БАРАН «Баран Буян - залез в бурьян»

ДРОВА «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, посреди двора»

От топота копыт пыль по полю летит.

Педагог: Разговаривать научились хорошо

Спасибо. Молодцы. Речевой аппарат к работе подготовили.

Что важно уметь актеру-кукловоду?

(Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)

Как мы оживляем куклу?

(С помощью рук )

Педагог - Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

РЫБКИ « Рыбки весело резвятся, в тихой свеженькой воде, то сожмутся, разожмутся, то зароются в песке»

ВОРОНА «Шла ворона мимо рынка.., у нее была корзинка , а корзинка на пол бух полетело 8 мух»

СКВОРЕЦ «Скворец в скворечнике сидит и песню звонкую поет»

3 этап .Подготовительный

Педагог. Спасибо, молодцы. Приступаем к рассмотрению новой темы нашего занятия Интонация и персонаж кукольного спектакля, Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы научимся правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Так что же такое интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.

Педагог. Например, Какую интонацию с своей речи мы используем?

Ответ детей - Радостно, громко, весело - это значит Восклицательная речь! Удивленно, кого-нибудь спрашиваем - это вопросительная интонация? Обычная наша речь без всяких эмоций - повествовательная речь. Каким тоном речи можно еще говорить?

Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)

ВЫВОД: интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении

4этап. Основной(Приложение№7)

Педагог - На примере стихотворений Агнии Барто «наша Таня громко плачет, потренируемся применять интонацию к персонажам.

Педагог. Спасибо, молодцы. Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной, мы должны правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль.

Звучит мелодия (ВОЛК В КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ)

5этап. Контрольный (Приложение№8)

Педагог Вспомним какие персонажи присутствуют в спектакле ВОЛК В КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ)

Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев и дать им характеристику:

(работа с куклами)

Педагог. Зайчик. Какой он по характеру?

Ответ детей (говорит с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый, но веселый)

Педагог. Волк?

Ответ детей (немного грубоватый)

Педагог. Кот?

Ответ детей. (важный, уверен в себе)

Педагог Ворона?

Дети (быстрая, глупая)

Педагог. И последний наш персонаж, это Медведь. Какой он?

Ответ детей. ( Большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо.)

Педагог. Чему нас учит эта сказка?

Ответ детей. Вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму.

Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили. А теперь приступим к инсценировке.

Правила куклы вождения.

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к

ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышать-

ся на 3/4 своей высоты.

2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты

к туловищу.

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется на-

клоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запя-

стье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда си-

девшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется

и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображае-

мых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенно-

му объекту внимания.

7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова

движениями головы или рук.

8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны:

иначе непонятно, кому принадлежат слова.

Молодцы. Зрители готовы - Артисты готовы. А теперь за ширму. (Приложение№10) Слайд 11

Представление начинается, когда прозвенит последний звонок. Всего к началу представления подают три звонка. Когда прозвучит 1-й звонок, можно проходить в зал и занимать места. 2-й звонок предупреждает: «Приготовьтесь, скоро начало». После 3-го звонка представление начинается. А у нас звенит 3 звонок.

Выступление детей.

(Дети надевают куклы, исполняют сказку «ВОЛК В КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ» голосом выбранного персонажа)

6 этап. Итоговый

Педагог - Какие трудности вы испытали при проигрывании сказки?

Ответ детей.

Педагог. С помощью чего оживляются персонажи сказки?

Ответ детей :( с помощью руки, правильно выбранной интонации)

Педагог: От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.

Ответ детей - ( от характера персонажа)

7 этап. Рефлективный (слайд12)

К сожалению, настало время прощаться. Мне не хочется с вами расставаться, было весело и приятно с вами заниматься

Педагог -Занятие мы начинали с хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? (Дети показывают мимику лица с изображением улыбки) Молодцы, спасибо!

Какая самая лучшая награда для артиста?

Дети - Аплодисменты зрителей.

Педагог. - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Детям предлагается взять смайлик. В зависимости от настроения.

Включается музыка.

Использованная литература при написании занятия: 1.Алянский Ю. «Азбука театра». - М., 1991. 2. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987. 3.Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота - детям» - С.-П., 2005. 4.Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006. 5. «Иллюстрированная история мирового театра» под ред. Дж. Брауна - М., 1999



© 2010-2022