Календарно-тематический план. Русский язык. Горецкий

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

г. Серпухов Московской области

РАСМОТРЕНО

на заседании МО_____

___________________

___________________

«__»__________2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

___________________

«__»__________2012г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №13

_______________________

«__» __________2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины Русский язык 3 класс

Всего учебных часов - 170 часов (5 часов в неделю)

Период изучения - 2013 - 2014 учебный год


Составитель: учитель начальных классов Скворцова Н.В.

(должность)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого «Русский язык 3 класс» (2009).


Структура документа

Программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню усвоения предмета; учебно-тематическое планирование; содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков; учебно-методический комплект. Место предмета в базисном учебном плане На изучение учебного курса русский язык в 3 классе отводится 5 часов в неделю. Курс рассчитан 175 ч - (35 учебных недель).

Количество часов в 1-й четверти - 44ч

Количество часов во 2-й четверти - 35ч

Количество часов в 3-й четверти - 50ч Количество часов в 4-й четверти - 46ч
Цели обучения: В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи обучения: Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: ▪ развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и литературным образованием. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1-4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь - текст - предложение - слово». Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса: 1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). 2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности. 3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся. 4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Методический блок


Основным видом организации учебного процесса является урок. Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Методы обучения. 1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование. 3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие.

Используемые технологии: ● Технология «Обучение в сотрудничестве». Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

  • Технология разноуровневого и дифференцированного обучения. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом: природных задатков; способностей; условий социализации в современной школе. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей. Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне ("А", "В", "С") но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.
  • Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Формы: деловые игры, ролевые игры и сюжетные игр, дидактические игры.
  • Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
  • Исследовательские технологии (проблемно-поисковые) Обучение через открытие. Организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций

Итоговый контроль: ● стартовая диагностика;
  • текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования;
  • итоговое оценивание знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольного диктанта с грамматическим заданием или итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Материально-техническое обеспечение.

Печатные пособия.

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
  • Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографический словарь.
  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.
Экранно-звуковые пособия.
  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
  • Видеофильмы, соответствующие тематике.


Основное содержание 3 класса (175 ч)

Наша речь и наш язык (2 ч).

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч). Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений. Виды предложение по цели высказывания. Восклицательные предложения. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание. Связь слов в предложении. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.

Слово в языке и речи (19 ч). Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи. Словари русского языка и их использование. Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Глагол (повторение). Имя числительное как часть речи (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий знак. Упражнения в правописании слов с мягким знаком и другими орфограммами. Перенос слов.

Состав слова (16 ч) Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов, о сложных словах с двумя корнями. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Их значение. Формирование умений находить значимые части слова. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.

Правописание частей слова (29 ч) Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнения в правописании слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными, с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями оро- ра, ере- ре, оло- ла. Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространённых словах. Сочетание сн. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами. Правописание приставок и суффиксов в слове. Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками. Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Правописание слов с двойными согласными. Разделительный твёрдый знак. Упражнения в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками.


ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч) Имя существительное (31 ч). Понятие об имени существительном как части речи. Его роль в речи. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Изменение по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Род имён существительных. Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Ознакомление с признаками имён существительных в каждом падеже. Несклоняемые имена существительные. Роль существительных в предложении. Имя прилагательное (18 ч). Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Наблюдение над употреблением прилагательных в описательном тексте. Общее представление о сложных именах прилагательных и их написании. Изменение прилагательных по числам. Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Роль имён прилагательных в предложении. Местоимение (5 ч). Личные местоимения, значение и употребление в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдения над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении. Глагол (21 ч). Значение и употребление в речи. Начальная (неопределённая) форма глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица не. Правописание глаголов с частицей не. Роль глаголов в предложении.

Повторение изученного за год (19 ч).


Тематическое планирование учебного материала


Тема урока

Язык и речь (2 часа)

1

Наша речь. Виды речи

2

Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)

3

Текст. Типы текстов

4

5

Предложение

6

Виды предложений по цели высказывания

7

Виды предложений по интонации

8

Предложения с обращением

9

Обучающее изложение

10

Главные и второстепенные члены предложения

11

12

Простое и сложное предложение

13

14

Словосочетание

15

16

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и речи (19 часов)

17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

18

Синонимы и антонимы

19

Омонимы

20

Слово и словосочетание

21

Фразеологизмы

22

Обучающее изложение

23

Части речи

24

Имя существительное

25

Имя прилагательное

26

Глагол

27

Что такое имя числительное?

28

Однокоренные слова

29

Звуки и буквы. Гласные звуки

30

Звуки и буквы. Согласные звуки

31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

32

Обучающее изложение

33

Обобщение и закрепление изученного

34

Проект «Рассказ о слове»

35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова (16 часов)

36

Что такое корень слова?

37

Как найти в слове корень?

38

Сложные слова

39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

40

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

42

Значение приставок

43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44

Значения суффиксов

45

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

46

Что такое основа слова?

47

Обобщение знаний о составе слова

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

50

Обучающее изложение

51

Проект «Семья слов»

Правописание частей слова (29 часов)

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

53

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

54

55

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

57

58

59

60

Обучающее изложение

61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

62

63

64

Правописание слов с удвоенными согласными

65

66

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

68

Правописание суффиксов и приставок

69

70

71

72

Правописание приставок и предлогов

73

74

Правописание слов с разделительным твердым знаком

75

Разделительные твердый и мягкий знаки

76

77

78

Обучающее изложение

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

80

Проект «Составляем орфографически словарь»

Части речи (76 часов)

81

Части речи

Имя существительное (31 час)

82

Имя существительное и его роль в речи

83

84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

85

86

Обучающее изложение

87

Собственные и нарицательные имена существительные

88

Проект «Тайна имени»

89

Число имен существительных

90

91

Род имен существительных

92

93

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

94

95

Обучающее изложение

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

97

Склонение имен существительных

98

Падеж имен существительных

99

100

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

101

Именительный падеж

102

Родительный падеж

103

Дательный падеж

104

Винительный падеж

105

Творительный падеж

106

Предложный падеж

107

Обучающее изложение

108

Все падежи

109

Обобщение знаний

110

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

112

Проект «Зимняя страничка»

Имя прилагательное (18 часов)

113

Значение и употребление имен прилагательных в речи

114

115

Роль прилагательных в тексте

116

Текст-описание

117

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

118

Род имен прилагательных

119

Изменение имен прилагательных по ролям

120

121

Число имен прилагательных

122

123

Изменение имен прилагательных по падежам

124

125

Обобщение знаний

126

127

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

128

Обобщение знаний

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Местоимение (5 часов)

131

Личные местоимения

132

Изменение личных местоимений по родам

133

Местоимение

134

135

Обучающее изложение

Глагол (21 час)

136

Значение и употребление глаголов в речи

137

138

139

Неопределенная форма глагола

140

141

Число глаголов

142

143

Времена глаголов

144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

145

Изменение глаголов по временам

146

147

Обучающее изложение

148

Род глаголов в прошедшем времени

149

150

Правописание частицы не с глаголами

151

152

Обобщение знаний

153

154

155

156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Повторение (14 часов)

157

Части речи

158

159

Обучающее изложение

160

Обобщение изученного о слове, предложении

161

Правописание окончаний имен прилагательных

162

Правописание приставок и предлогов

163

Правописание безударных гласных

164

Правописание значимых частей слов

165

Итоговый контрольный диктант

166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

167

Обучающее изложение

168

Текст

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

170

КВН «Знатоки русского языка»

171-175

Резервные уроки



Объём письменных работ в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

1 полугодие -10 -15 слов

2 полугодие - 12 - 15слов

Контрольные диктанты

1 полугодие - 45 - 55 слов

1 полугодие - 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 - 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие - 50 - 60 слов

2 полугодие - 60 - 65 слов

Связность письма равна 2 - 3 (4) буквам. Скорость письма в конце года - 35 - 45 букв в минуту.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. Нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;

  3. Отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  4. Наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  5. Существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  6. Отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отражённых в авторском тексте;

  7. Употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)

Недочёты

  1. Отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  2. Отсутствие «красной строки»;

  3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

  4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков (на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 - 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе») 1 ошибка приравнивается к 2 недочётам. Оценка « - полное отсутствие ошибок. Допускается 1 недочёт. Логичность и полнота изложения. Оценка «4» - уровень выполнения выше «удовлетворительного». Наличие 2 -3 ошибок или 4 - 6 недочётов по новому материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; нерациональный приём решения учебной задачи; незначительные нарушения логики изложения. Оценка «3» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Допускается не более 4 - 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу. Отдельные нарушения логики изложения; неполнота раскрытия вопроса. Оценка «2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Допускается более 6 ошибок или 10 недочётов по новому материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушена логика изложения, ошибочность основных положений вопроса. Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы», в которую входит аккуратность, каллиграфичность выполнения работы, выполнение исправлений в соответствии с требованиями учителя, соблюдение единого орфографического режима. В ходе оценивания письменных работ учащихся выставляются две отметки. Отметка в числителе - за правильность выполнения учебной задачи. Отметка в знаменателе - за общее впечатление от работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса


В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать

  • названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
уметь
  • без ошибок писать текст (55 - 65 слов), включающий изученные орфограммы
  • проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
  • производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог;
  • определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
  • производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;
  • изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
  • интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • вычленять в предложении основу и словосочетания;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложений;
  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части; составлять план, устанавливать связь предложений, связь частей текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
использовать приобретённые знания и умения в практической повседневной жизни для: • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей; • работы со словарем (алфавит); • соблюдения орфоэпических норм; • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Учебно-методическое обеспечение. Для реализации программного материала используется следующий учебно-методический комплект:

Для учащихся: 1. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Просвещение» 2012. 2. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь, ч. 1, 2. Москва «Просвещение» 2012.

Для учителя: 1.В. П. Канакина Русский язык. 3 класс. Методическое пособие. Москва «Просвещение» 2013. 2.Т. В. Шклярова Сборник текстов для изложений. М. Грамотей.2005. 3.Е. В. Советова Контрольные тесты для начальной школы. Ростов-на-Дону. Феникс. 2009. 4.Л. П. Барылкина. Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты.1 - 4 класс Москва. 2007

~ 13 ~


© 2010-2022