- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа В мире книг
Рабочая программа В мире книг
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авхимович А.П. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка.
Статус документа. Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно-правовой базы: Закон РФ «Об образовании»; Устав школы; Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.; Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.; Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана Граф, 2011 г.
Общая характеристика курса. Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели занятий курса:
- создание на практике условий для реализации читательских умений;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки - читальный зал и т.д. Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Ценностные ориентиры содержания занятий. Содержание программы занятий курса «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических). Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят читательский опыт, послужат развитию интеллекта и эрудиции читателя-школьника. Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-4 классов. Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год.
2 класс.
№
Тема раздела
Кол-во часов
УУД
Книга, здравствуй.
3
-
знать структурные элементы библиотеки, абонемент, читальный зал;
-
заполнять каталожную карточку;
-
систематизировать книги по авторской принадлежности;
-
составлять список прочитанных книг;
-
выделять особенности учебной книги;
-
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
-
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
-
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
-
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
-
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Книгочей - любитель чтения.
2
Книги о твоих ровесниках.
4
Крупицы народной мудрости. Книги - сборники.
4
Писатели - сказочники.
4
Книги о детях.
4
Старые добрые сказки
4
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
3
Защитникам Отечества посвящается.
3
По страницам любимых книг.
3
3 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов
УУД
История книги. Библиотеки
4
-
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
-
сравнивать басни по структуре и сюжету;
-
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
-
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
-
составлять таблицу жанров произведений писателя;
-
выполнять поисковую работу по проекту;
-
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
-
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
-
находить по каталогу нужную книгу;
-
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-
писать отзыв о книге или героях книги;
-
пользоваться библиографическим справочником;
-
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
-
находить нужную информацию в газетах и журналах;
-
собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»;
-
готовить материал для классной и школьной газеты;
-
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
-
писать отзыв о книге или героях книги;
-
пользоваться библиографическим справочником;
-
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
-
находить нужную информацию в газетах и журналах;
-
собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»;
-
готовить материал для классной и школьной газеты;
-
пользоваться электронными газетами и журналами.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
3
Книги-сборники. Басни и баснописцы.
3
Книги о родной природе.
3
Книги Л. Н. Толстого для детей.
3
Животные - герои детской литературы.
4
Дети - герои книг.
3
Книги зарубежных писателей.
2
Книги о детях войны.
3
Газеты и журналы для детей.
3
«Книги, книги, книги…»
3
4 класс
№
Тема раздела
Кол-во часов
УУД
Страницы старины седой.
4
-
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-
различать виды и типы книг;
-
писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
-
знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
-
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-
составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
-
задавать вопросы находить ответы в словарях и справочниках;
-
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и др.);
-
работать с детскими газетами и журналами.
Крупицы народной мудрости.
4
Мифы народов
2
Русские писатели-сказочники.
3
«Книги, книги, книги…»
4
Книги о детях и для детей.
3
Словари, справочники, энциклопедии.
3
Родные поэты.
3
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.
4
Мир книг.
4
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные учебные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! - СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. - М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. - М.: Ювента, 2007
Речь. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008
Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2011
Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. - М.: Просвещение, 1981
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. - М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. - М.: Вентана-Граф, 2011
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Дата
Название раздела
Тема урока
По плану
Фактически
Книга, здравствуй.
Роль книги в жизни человека.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси.
Структура книги
Книгочей - любитель чтения.
Экскурсия в библиотеку
Правила поведения в библиотеке.
Книги о твоих ровесниках.
Выставка книг о детях. Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книга-сборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги В. Драгунского. Типы книг.
Крупицы народной мудрости. Книги - сборники.
Малые жанры фольклора.
Пословицы.
Загадки.
Скороговорки и чистоговорки.
Писатели - сказочники.
Писатели-сказочники.
Герои сказок
По страницам сказок Х. К. Андерсена.
Проект «Лукошко сказок» .
Книги о детях.
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке
Книги С. Михалкова.
Книги о братьях наших меньших.
Стихи для детей
Старые добрые сказки
Книги-сборники сказок народов мира.
Книги-сборники сказок народов мира.
Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка»
Народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь.
Книги о семье.
Книги о семье.
Проект «Моя семья»
Защитникам Отечества посвящается.
.
Защитники Отечества в былинах и сказаниях
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне…»
Проект «Защитники Отечества в моей семье»
По страницам любимых книг.
Библиотечный урок «Хвала книге»
Проект «Презентация любимых книг»
Летнее чтение
3 класс
№
Дата
Название раздела
Тема урока
По плану
Фактически
История книги. Библиотеки
Былины, легенды, сказы.
Первые книги. Библия.
Летописи. Рукописные книги.
Истрия книги.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.
Волшебный мир сказок.
Сказки бытовые, волшебные, о животных.
Сказки с загадками.
Книги-сборники. Басни и баснописцы.
История басни.
Басни в прозаической форме.
Русские баснописцы.
Книги о родной природе.
Родные поэты.
Стихотворения Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета.
Проект «Краски и звуки поэтического слова»
Книги Л. Н. Толстого для детей.
Л. Н. Толстой для детей.
Л. Н. Толстой для детей.
Л. Н. Толстой - обработчик русских народных сказок.
Животные - герои детской литературы.
Произведения о животных.
Рассказы о животных А. Куприна.
Книга Дж. Лондона «Бурый волк»
Художники-иллюстраторы книг о животных.
Дети - герои книг.
Дети - герои книг.
Произведения о детях.
Литературная игра.
Книги зарубежных писателей.
Зарубежные писатели.
Библиографический справочник.
Книги о детях войны.
Л. Воронкова «Девочка из города».
Л. Пантелеев «Новенькая».
Кто они - дети войны.
Газеты и журналы для детей.
Что такое периодика.
Детские газеты и журналы.
Электронные периодические издания.
«Книги, книги, книги…»
Классная газета «Книгочей»
Классная газета «Книгочей»
Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?»
4 класс
№
Дата
Название раздела
Тема урока
По плану
Фактически
Страницы старины седой.
Книги Древней Руси.
Былинные богатыри.
Библейские предания.
Экскурсия в книжный магазин и библиотеку.
Крупицы народной мудрости.
Героические песни о героях России.
С. Алексеев «Рассказы о Суворове»
Русь в произведениях фольклора.
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»
Мифы народов
Мифы народов мира.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Русские писатели-сказочники.
Книга. Элементы книги.
Дети - герои книг писателейXIX в.
Фантастика и приключения.
«Книги, книги, книги…»
Авторы произведений о детях.
«Хранители слов» - словари.
Справочники и энциклопедии.
Игра «100 вопросов Почемучек»
Книги о детях и для детей.
Поэты о родной природе.
Стихотворения о Родине.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе».
Словари, справочники, энциклопедии.
Писатели о писателях.
Писатели о писателях.
Корреспондент газеты.
Родные поэты.
«Очерк о своей школе или посёлке»
Книги о детях войны.
С. Алексеев «Рассказы о Суворове»
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания.
Русь в произведениях фольклора.
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»
Мифы народов мира.
Мир сказок: сказки народные и авторские.
Мир книг.
Книга. Элементы книги.
Книги о животных.
Детские газеты и журналы.
Библиотечная мозаика «Тайны книг»