- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок: внеклассное чтение, музыка, живопись Тема: «День с ароматом яблок. Слово, Звуки и Краски праздника Яблочный Спас»
Интегрированный урок: внеклассное чтение, музыка, живопись Тема: «День с ароматом яблок. Слово, Звуки и Краски праздника Яблочный Спас»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Костыряченко О.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Мир изменчивый и постоянный» 3 класс Внеклассное чтение, музыка, живопись Тема: «День с ароматом яблок. Слово, Звуки и Краски праздника Яблочный Спас». Цель: формирование представлений о красоте, гармонии и целостности мира Задачи: образовательные: сформировать знания по теме: «Традиции русского народа - праздник Яблочный Спас»; сформировать навык «иллюстрирования» средствами изобразительного искусства - через Слово, Звук, Цвет. развивающие: развивать творчество и воображение через литературные, музыкальные и художественные формы. воспитательные: воспитывать интерес к искусству, используя личный опыт ребёнка.
Ход урока:
Эмоционально-художественный уровень (погружение в тему) *Внеклассное чтение - Сегодня о теме нашего урока расскажет стихотворение. (читает ученик)
После Троицкой недели
Дни Петровок пролетели.
Уж на небе гроздья звезд:
В августе - Успенский пост.
Урожай приносит сад:
Яблоки и виноград.
Освящают их кропленьем
В чудный день Преображенья.
Угощаются плодами,
Веселясь, и млад, и стар.
В воздухе в саду и храме
Яблочный разлит нектар.
- Назовите главную мысль стихотворения («В воздухе в саду и храме яблочный разлит нектар»). «Нектар» - сок, выделяемый цветковыми растениями для привлечения опылителей. Время сбора нектара пчёлами, яблочного сока напоминает о зрелости яблока.
- Наступила пора сбора урожая яблок - август. Послушайте звуки мелодии П.И. Чайковского из одноимённой пьесы цикла «Времена года» «Август».
- Что представилось вам под эту музыку? (Природа благодарит Человека за его старания своими дарами - плодами яблок). - Посмотрите, ребята, какие удивительные яблоки лежат в корзине. Опишите их цвета (красноватые, жёлтые, персиковые, розоватые). - Какие образы напоминают яблоки? (СКАЗОЧНЫЕ - «Молодильные яблоки», яблочко на серебряном блюдечке, яблоки Гесперид из мифа о 12 подвиге Геракла, яблоко Евы из Библии). - Сказки рассказывают разные волшебные истории: содержание их меняется - одна краше другой! «Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт…Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком живёт…». Но каждый раз в конце нас ждёт мудрый совет, который остаётся в нашей памяти. - Посмотрите ещё раз на яблочки. Чем они отличаются друг от друга? (цветом, формой, весом, запахом, вкусом, ароматом). - Сегодня мы поговорим о разных Яблоках. *На доске запись: «Мир изменчивый» - Я предлагаю вам для чтения другое стихотворение. Логически - понятийный уровень *Внеклассное чтение:
I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения по иллюстрации). - Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чём будет содержание стихотворения. *Дети рассматривают картину Родионовых Н.П. и В.В. «Яблочный Спас» (ярмарка на Руси, торговля яблоками, церковный праздник). - Как вы думаете, каким будет стихотворение по эмоциональной окраске? (спокойным, радостным, торжественно - праздничным). - Прочитайте фамилию автора. Знакома она вам? - Прочитайте название стихотворения («Творящая тишина» - что-то необычное происходит в «окружающем мире»; «творящая» - творить, придумывать). 2. Постановка цели с учётом эмоциональной готовности учащихся к работе. - Как вы думаете, будут ли описаны разные Яблоки в этом стихотворении? (возможно). - Давайте убедимся в этом.
II этап. Работа с тексом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. *Комбинированное чтение стихотворения учителем и учениками. Александр Солодовников Творящая тишина Бесшумно проносятся птицы, Бесшумно плывут облака, Бесшумно листок шевелится Под лёгкой рукой ветерка.
Бесшумно струится паденье Лучей с голубой высоты, Бесшумно идёт превращенье На флоксах бутонов в цветы.
Развилины яблонь ветвистых Тяжёлые яблоки гнут, И медленно сок сахаристый Ствола материнского пьют.
Весь сад плодоносит и дышит, В нём мир и покой без конца, И в солнечном этом затишье - Весь Яблочный Спас от Творца!
* Выявление первичного восприятия с помощью фиксации первичных впечатлений.
-Понравилось стихотворение? Чем удивило? Поделитесь своими впечатлениями.
- Совпали наши предположения: о чём будет стихотворение?
1.Перечитывание текста: вдумчивое чтение.
*Чтение стихотворения учащимися с повторным анализом.
- Прочитайте 1 четверостишие стихотворения чтение «цепочкой». Встретились слова и выражения, малознакомые вам?
Бесшумно проносятся птицы,
Бесшумно плывут облака,
Бесшумно листок шевелится
Под лёгкой рукой ветерка. *Выборочное чтение - Проиллюстрируйте словесно строчки стихотворения как сменяющиеся «сюжетные картинки» в мультфильме. Что бы вы нарисовали красками на рисунке? (по времени суток, по длительности, по активности «героев» - птицы, облака, ветерок - олицетворение неживой и живой природы в едином целом - МИРЕ). - Опишите действия, происходящие в природе словами - синонимами (птицы быстро летают без звука, облака неспешно двигаются на горизонте, листок колышется от дуновения лёгкого ветерка). - Мы заметили меняющиеся сюжеты или один постоянный сюжет? Обоснуйте свой ответ («проносятся, плывут, шевелится - бесшумно»). - Каким образом могут совершаться действия в тишине? (неслышно, очень быстро, неожиданно). - Почему наступила такая тишина? (перед важным событием, явлением всё замирает: перед грозой, перед снегопадом - такое бывает в природе).
*Работа над средствами выразительности - Какие литературные приёмы использовал автор, рассказывая о тишине? Найдите, зачитайте, назовите приём. «лёгкая рука ветерка» - олицетворение; «плывут облака», «проносятся птицы», «листок шевелится» - сравнение. *Работа со «Словарём для выражения эстетических эмоций» -С каким настроением прочитаем четверостишие? (радости, таинственности, зачина сказки). Работа по памятке пауз/логических ударений *Паузы после названия ///// . , // ? ! /// Переход на новую строку / *Логические ударения птицы облака листок ветерка *Выразительное чтение: - Прочитайте 1 четверостишие, изображая голосом «тишину».
- Какие картины рисует ваше воображение после чтения 2 четверостишия? Подберите рифму, прочитайте.
Бесшумно струится паденье
Лучей с голубой высоты,
Бесшумно идёт превращенье
На флоксах бутонов в цветы.
- «Бесшумно струится паденье лучей с голубой высоты». На что обращает внимание поэт? (бесшумно струится - беззвучно, сквозь солнц; паденье - высокое голубое небо, высота - лазоревая высь). - Какое превращение (изменение) заметил поэт? (бутон - цветок). - Посмотрите на флокс, отметьте для себя меняющиеся элементы цветка (соцветия: окраска, форма, количество лепестков)?
-Перечислите, что интересного заметили в двух четверостишиях? (меняющиеся сюжеты живой и неживой природы перед необычной тишиной: поведение птиц, облаков, листка, ветерка, лучей солнца, флоксов). - Мы увидели ИЗМЕНЧИВОСТЬ растений и животных в окружающем мире.
- А ведь наши яблоки тоже появляются не сразу. Проследим цепочку: «набухшая Почка - розовый Цвет - маленький Плод - взрослое Яблоко». Происходит превращение, изменение.
-Вспомните молодильные яблоки, возвращающие молодость и здоровье; серебряное яблоко на золотом блюдечке, предсказывающее судьбу.
Философско - эстетический уровень - Символом чего может быть Яблоко? (символом изменчивости: появления новой Жизни, символом Мудрости, Знания). Эмоционально - художественный уровень (погружение в тему) *Музыка *Чтение 3 четверостишия *Диалог с автором через текст.
Развилины яблонь ветвистых
Тяжёлые яблоки гнут,
И медленно сок сахаристый
Ствола материнского пьют. - О чём так лирично пишет автор? (о яблоне, которая питает соком яблоки). *Словарная работа «развилины яблонь ветвистых» - старые яблони, богатые урожаем; «тяжёлые яблоки гнут» - наливные, многочисленные, ветки клонятся к земле от тяжести плодов; «сок сахаристый» - сладкие, сочные. - Услышать звуки в яблоневом саду нам поможет музыка другого композитора (????) - Яблочный спас, который отмечается 19 августа - это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника посвящены Богу Спасу, Спас - от слова «спасти, помочь»; он помогал людям не совершать недостойных поступков, направлял на добрые дела. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям ягод, грибов, орехов, пшеницы, мёда. Всем Матушка Природа дарит в августе и садовые, и лесные плоды. Из трёх Спасов - Медового, Яблочного и Орехового, Яблочный считается самым главным. В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни. О нем говорили: «Второй Спас - срывает спелые яблоки», «Пришёл Спас - яблочко припас». Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать "спасовские" яблоки. Философско - эстетический уровень - С чем, на ваш взгляд, «созвучно» Яблоко? (с музыкой торжественной службы в церкви на празднике Яблочный Спас; со звуками, которые можно услышать в природе: шелест листьев яблони, стук падающего с ветки созревшего яблока). * Видеоролик «Служба на Яблочный Спас» (Для христианина этот праздник начинается с церковной службы: на утрене проходит величание «Величаем Христе, … и почитаем … Твоея Преображение», «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа», на литургии праздника - входной стих: «Господи, посли свет Твой и истину Твою…. в гору святую Твою; по окончании литургии совершается освещение плодов; вечером совершается вечерня).
Логически - понятийный уровень *Внеклассное чтение
Весь сад плодоносит и дышит,
В нём мир и покой без конца,
И в солнечном этом затишье -
Весь Яблочный Спас от Творца!
-Какой литературный приём использован? («сад плодоносит и дышит», «мир и покой без конца» - олицетворение/ метафора/ олицетворение) -Какие интонации передадим при чтении голосом? - Что обозначает выражение «Весь Яблочный Спас от Творца»? В. Белан «Яблочный Спас». - После праздничного освящения яблок совершалась служба священником в саду, и начинался сбор урожая. Народ спешил на ярмарки: "Вовремя убрать - вовремя продать". К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья. Популярным было и "столованье": перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза - братчина. Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью. - Люди на Яблочный Спас угощают других, чтобы радовать, восхищать и обогревать теплом своей души. Яблоки создают праздничное настроение, несут летнее тепло. - Создайте и вы настроение лета, солнца, красоты вокруг: попробуйте переложить эти 4 строчки их на ноты, пропеть в высокой тональности, продижировать.
Философско - эстетический уровень - В чём постоянство нашего Яблока? (каждый весну яблоко появляется из набухшей Почки; каждый год 19 августа народ празднует Яблочный Спас; чтение произведений фольклора доносят постоянную мудрость о яблоке, как плоде Здоровья и Знания).
Эмоционально - художественный уровень (погружение в тему) - Изменчивые Яблоки можно увидеть на полотнах: разные краски, приёмы, техники. - О ком идёт речь? (о художниках) - Сегодня мы отправимся по выставке разных художников. О.В. Архипова. Яблочный Спас.
Владимир Власенко. Яблочный Спас.
Спасов день на Севере.
Илларион Михайлович Прянишников. 1887 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Яблочный спас в Малороссии.
Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Яблоневый сад.
Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124
Томский областной художественный музей
- Придумайте ей общее название («Яблочная страна», «Яблочки наливные» «Яблочные мотивы», «День с ароматом яблок»). - Одно из названий выставки совпадает с темой нашего урока. - Опишите цвет, краски, тона нарисованных яблок.
Философско - эстетический уровень - Помог нам язык искусства попасть в «Мир изменчивый - мир постоянный»? (разные по манере изображения яблоки всегда красивые, яркие, передают душевное тепло художника). - Какие изобразительные средства помогли понять их «разноликий» характер Яблок на уроке? (Слово увидели в стихотворении, Звуки услышали в музыке, Краски и Цвет увидели на картинах).
- В чём постоянство Яблока?
- Человек ценит и любит плоды яблок.
- Человек хранит традиции предков - празднует Яблочный Спас.
- Человек благодарит Природу за дары яблоневого сада.
- Человек создаёт сокровищницу литературы - произведения русского народного фольклора и классики о яблоках.
- Человек в произведениях искусства (музыки, живописи) передаёт «яблочное» наследие потомкам.
- Наше путешествие в «Мир изменчивый - мир постоянный» подошло к концу.
Всё на Земле уже не ново, Все Краски, кажется, знакомы, Но звуки Музыки и Слова Отличны, не похожи, новы… Нашли, исследуя пошире, «Изменчивость» в чудесном Мире, Но постоянство рядом… - верно, Его найдём мы непременно!» Творческая рефлексия (домашнее задание) - Откройте для себя «Мир постоянный» Яблока (в Слове - загадке, пословице, сказке, легенде; Звуке - музыкальной композиции; Красках - картине, иллюстрации, поделке) и представьте творческую работу.