- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Разделительный мягкий знак
Урок русского языка Разделительный мягкий знак
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тебенькова М.В. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План-конспект урока
Тебеньковой Маргариты Васильевны, учителя начальных классов
МАОУ «Кувинская СОШ», Кудымкарского района
Класс 2 класс
Предмет - русский язык Тема урока: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Этап обучения по данной теме - начальный Цель урока: создание основы для сознательного употребления разделительного мягкого знака.
Задачи урока:
-
развивать умение слышать звучащее слово;
- вывести с детьми правило о правописании разделительного мягкого знака;
- развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак;
Тип урока: урок открытия новых знаний. Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога. Форма проведения: урок-игра Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки с текстом, схема-правило, картинки, изображающие «гостей».
Литература: Дидактический материал Л.Ю.Комиссарова, Москва Баласс, 2009 Методические рекомендации для учителя Е.В.Бунеева, Москва Баласс,2010 Учебник русского языка, Р.Н. Бунеев, 2 класс, ООО «Баласс», 2003 Серия «Стандарты второго поколения» Москва Просвещение, 2010
Ход урока.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД I. Оргмомент Цель: психологическая настройка детей на урок
Добрый день, ребята!
- Вы любите ходить в гости?
- А принимать гостей?
Сегодня к нам придут гости. Нам нужно подготовиться к их встрече.
Умение слушать и слышать речь других людей. II.Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления детей к изучению нового материала «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
На доске даны слова. Прочитаем их по цепочке.
Медведь, коньки, большой, дверь, друзья, пробежать.
- Что общего у этих слов?
- Какую работу выполняет мягкий знак?
Вот и наш первый гость - мягкий знак.
(появляется картинка на доске)
Предлагает задание по изученному материалу, содержание которого соответствует с новой темой.
Учащиеся читают слова по цепочке, вспоминают правило о правописании мягкого знака в словах, учатся выделять «лишнее».
Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
III. Проблемная ситуация.
Цель: создание проблемной ситуации, обращающее внимание детей на отличительное свойство задания, выделение «лишнего»
- Как вы считаете, нет ли здесь «лишнего» слова?
- Почему так решили?
- Кто сможет объяснить, почему это слово пишется с разделительным мягким знаком? Трудно!
Мягкий знак пришёл со своим другом - разделительным мягким знаком.(появляется картинка на доске)
Вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают проблемную ситуацию. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. IV. Сообщение темы и цели урока. Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.
- Ребята, попробуйте назвать тему нашего урока.
Слайд № 1
Мы уже знакомы с этим знаком.
- Что нам нужно сделать сегодня?
Слайд №2
Выслушивает варианты ответов детей, корректирует их.
Высказывают свои мнения о предстоящей работе: предлагают тему и задачи урока. Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Умение адекватно использовать речь для планирования и решения задач.
V. Совместное открытие нового.
Цель: организация подводящего диалога, наблюдения за словами, составления схемы, направленного на построение и осмысление нового знания о правописании разделительного ь знака.
1. Наблюдение за словами.
2. Словарный диктант (на доске и в тетради).
3. Правило в учебнике. Стр. 118
Чтобы выполнить задачи урока, давайте поближе познакомимся с нашими «гостями», для этого понаблюдаем за словами.
Вот - пальто.(появляется картинка)
- Назовите звуки в слове, а я запишу их в транскрипции
[п а л'т о].
- Сколько звуков в слове?
- А сейчас звуки обозначим буквами. Называйте буквы.
Звук [п] - обозначим буквой пэ,звук[а] -буквой а, звук [ль]- буквами эль и ь, звук [т] - буквой тэ, звук[о] - буквой о.
- А букв сколько?
- Почему так?
А вот другое слово - платье.(появляется картинка)
- Назовите звуки этого слова- [плат'й'э].
- Обозначим звуки буквами - плате.
Прочитаем буквенную запись слова. Что получилось?
- Какой звук пропал, а мы должны его произнести?
- Какой знак нужен в этом слове?
-Какие буквы разделяет он?
- А где же звук [й]?
Попробуем написать слова, в которых слышится [й].
Муравьи, ночью, ружьё, крылья, веселье.
- Какой знак пишется во всех словах?
- Что произойдёт, если «потеряем» разделительный мягкий знак?
Вывод.
Попробуем сделать вывод и составить схему-правило.
- Перед какими буквами пишется разделительный ь? - Какую работу выполняет этот знак?
- А где же звук й?
Прочитаем правило в учебнике и сравним с нашим выводом.
- Что вы заметили?
Учитель включает детей в этап открытия нового.
Предлагает слова для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулированию правила о правописании разделительного мягкого знака.
Диктует слова, подводит детей к выводу об орфограмме.
На доске фиксирует орфограмму о правописании разделительного мягкого знака в виде схемы.
Включаются в проблемный диалог с учителем. В ходе фронтальной работы предлагают свои версии. В результате наблюдения, микроисследования слов и их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим. Это орфограмма «Мягкий знак».
Учатся слышать слова и орфографически правильно писать их с разделительным мягким знаком.
Обобщают знания, полученные в ходе наблюдения за словами. Совместно с учителем составляют схему-правило о правописании разделительного ь знака.
Формулируют правило и сверяются с учебником.
Умение слушать и слышать речь других людей.
Умение слышать слова и производить звуко- буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Умение составлять и использовать схемы для решения задач.
Умение обобщать, сопоставлять, оценивать правильность выполнения пошаговых действий.
VI. Применение нового знания.
Цель: формирование умения применять знания в различных ситуациях.
Я предлагаю с нашими «гостями» поиграть в игру «Найди своё место».
На каждой парте есть карточки со словами. Каждое слово должно найти своё место. Расположите их в 2 столбика.
Ольга, воробьи, вьюга, письмо, крыльцо, льёт, листья, дождь, осень, осенью, семья, Илья, обезьяна.
Вывод.
-Прочитаем слова по столбикам.
-Как узнали слова слова с разделительным ь?
Учитель предлагает поиграть в игру «Найди своё место».
Учащиеся в результате сравнения, анализа слов учатся распознавать и различать слова с мягким знаком и разделительным ь знаком. Обобщают выбор.
Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Умение применять полученные знания в различных ситуациях.
Умение обосновывать свое решение.
.VII. Включение в систему знаний (работа в парах).
Цель: :
тренировка навыков правописания орфрграмм, полученных в результате совместных открытий.
Нашим «гостям» так понравилось играть, что они предлагают ещё игру «Найди меня»
Для вас приготовлены карточки с заданием. Прочитайте самостоятельно задание и выполните. При затруднении обращайтесь к товарищу.
Прочитай текст. Спиши.
Вставь пропущенную букву: мягкий знак подчеркни зелёным цветом, разделительный ь знак - красным.
Мален.кая белочка построила жил.ё из лист.ев. В.юга воет, а она сидит в тепле. Но вот метел.утихла. Белочка опят. прыгает по дерев.ям.
Взаимопроверка по слайду. Слайд № 3
Вывод.
- Чему научила вас эта игра?
Организует самостоятельную работу учащихся с помощью карточек. Работая в паре сравнивают и различают изученные орфограммы. По слайду в результате взаимопроверки сопоставляют правильность выбора орфограммы.
Умение сотрудничать с товарищем.
Формирование умения работать в паре, договариваться с одноклассником, осуществлять взаимоконтроль, взаимооценку.
VIII. Итог. Рефлексия.
Цель: формирование умения анализировать и оценивать свою работу.
- Выполнили ли мы поставленные задачи?
- Кому было легко на уроке? А кому трудно? Почему?
Давайте скажем нашим «гостям» приятные слова. Слайд №4
Сегодня я научился….
Теперь я умею…
Учитель обращает внимание на выполнение поставленных задач.
Предлагает оценить свои результаты. Учащиеся обобщают, делают выводы по уроку. Проводят самоанализ методом незаконченного предложения.
Умение адекватно оценивать результаты деятельности и свое поведение.
Умение понимать причины успеха и неуспеха. Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4.