Урок русского языка Разделительный мягкий знак

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тебеньковой Маргариты Васильевны, учителя начальных классов

МАОУ «Кувинская СОШ», Кудымкарского района

Класс 2 класс

Предмет - русский язык Тема урока: Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Этап обучения по данной теме - начальный Цель урока: создание основы для сознательного употребления разделительного мягкого знака.

Задачи урока:

  • развивать умение слышать звучащее слово;

  • вывести с детьми правило о правописании разделительного мягкого знака;
  • развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак;

Тип урока: урок открытия новых знаний. Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога. Форма проведения: урок-игра Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, карточки с текстом, схема-правило, картинки, изображающие «гостей».

Литература: Дидактический материал Л.Ю.Комиссарова, Москва Баласс, 2009 Методические рекомендации для учителя Е.В.Бунеева, Москва Баласс,2010 Учебник русского языка, Р.Н. Бунеев, 2 класс, ООО «Баласс», 2003 Серия «Стандарты второго поколения» Москва Просвещение, 2010

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД I. Оргмомент Цель: психологическая настройка детей на урок

Добрый день, ребята!

- Вы любите ходить в гости?

- А принимать гостей?

Сегодня к нам придут гости. Нам нужно подготовиться к их встрече.


Умение слушать и слышать речь других людей. II.Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления детей к изучению нового материала «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

На доске даны слова. Прочитаем их по цепочке.

Медведь, коньки, большой, дверь, друзья, пробежать.

- Что общего у этих слов?

- Какую работу выполняет мягкий знак?

Вот и наш первый гость - мягкий знак.

(появляется картинка на доске)
Предлагает задание по изученному материалу, содержание которого соответствует с новой темой.
Учащиеся читают слова по цепочке, вспоминают правило о правописании мягкого знака в словах, учатся выделять «лишнее».

Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

III. Проблемная ситуация.

Цель: создание проблемной ситуации, обращающее внимание детей на отличительное свойство задания, выделение «лишнего»

- Как вы считаете, нет ли здесь «лишнего» слова?

- Почему так решили?

- Кто сможет объяснить, почему это слово пишется с разделительным мягким знаком? Трудно!

Мягкий знак пришёл со своим другом - разделительным мягким знаком.(появляется картинка на доске)

Вступают в диалог с учителем, выявляют, осознают проблемную ситуацию. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Умение слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. IV. Сообщение темы и цели урока. Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока для четкого представления о том, что они будут изучать.

- Ребята, попробуйте назвать тему нашего урока.

Слайд № 1

Мы уже знакомы с этим знаком.

- Что нам нужно сделать сегодня?

Слайд №2

Выслушивает варианты ответов детей, корректирует их.
Высказывают свои мнения о предстоящей работе: предлагают тему и задачи урока. Умение в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. Умение адекватно использовать речь для планирования и решения задач.

V. Совместное открытие нового.

Цель: организация подводящего диалога, наблюдения за словами, составления схемы, направленного на построение и осмысление нового знания о правописании разделительного ь знака.

1. Наблюдение за словами.




2. Словарный диктант (на доске и в тетради).


3. Правило в учебнике. Стр. 118

Чтобы выполнить задачи урока, давайте поближе познакомимся с нашими «гостями», для этого понаблюдаем за словами.


Вот - пальто.(появляется картинка)

- Назовите звуки в слове, а я запишу их в транскрипции

[п а л'т о].

- Сколько звуков в слове?

- А сейчас звуки обозначим буквами. Называйте буквы.

Звук [п] - обозначим буквой пэ,звук[а] -буквой а, звук [ль]- буквами эль и ь, звук [т] - буквой тэ, звук[о] - буквой о.

- А букв сколько?

- Почему так?

А вот другое слово - платье.(появляется картинка)

- Назовите звуки этого слова- [плат'й'э].

- Обозначим звуки буквами - плате.

Прочитаем буквенную запись слова. Что получилось?

- Какой звук пропал, а мы должны его произнести?

- Какой знак нужен в этом слове?

-Какие буквы разделяет он?

- А где же звук [й]?

Попробуем написать слова, в которых слышится [й].

Муравьи, ночью, ружьё, крылья, веселье.

- Какой знак пишется во всех словах?

- Что произойдёт, если «потеряем» разделительный мягкий знак?

Вывод.

Попробуем сделать вывод и составить схему-правило.

- Перед какими буквами пишется разделительный ь? - Какую работу выполняет этот знак?

- А где же звук й?

Прочитаем правило в учебнике и сравним с нашим выводом.

- Что вы заметили?

Учитель включает детей в этап открытия нового.


Предлагает слова для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулированию правила о правописании разделительного мягкого знака.



Диктует слова, подводит детей к выводу об орфограмме.

На доске фиксирует орфограмму о правописании разделительного мягкого знака в виде схемы.

















Включаются в проблемный диалог с учителем. В ходе фронтальной работы предлагают свои версии. В результате наблюдения, микроисследования слов и их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим. Это орфограмма «Мягкий знак».












Учатся слышать слова и орфографически правильно писать их с разделительным мягким знаком.

Обобщают знания, полученные в ходе наблюдения за словами. Совместно с учителем составляют схему-правило о правописании разделительного ь знака.
Формулируют правило и сверяются с учебником.

Умение слушать и слышать речь других людей.


Умение слышать слова и производить звуко- буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв.




Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.







Умение составлять и использовать схемы для решения задач.






Умение обобщать, сопоставлять, оценивать правильность выполнения пошаговых действий.

VI. Применение нового знания.

Цель: формирование умения применять знания в различных ситуациях.

Я предлагаю с нашими «гостями» поиграть в игру «Найди своё место».

На каждой парте есть карточки со словами. Каждое слово должно найти своё место. Расположите их в 2 столбика.

Ольга, воробьи, вьюга, письмо, крыльцо, льёт, листья, дождь, осень, осенью, семья, Илья, обезьяна.

Вывод.

-Прочитаем слова по столбикам.

-Как узнали слова слова с разделительным ь?

Учитель предлагает поиграть в игру «Найди своё место».


Учащиеся в результате сравнения, анализа слов учатся распознавать и различать слова с мягким знаком и разделительным ь знаком. Обобщают выбор.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Умение применять полученные знания в различных ситуациях.


Умение обосновывать свое решение.

.VII. Включение в систему знаний (работа в парах).

Цель: :

тренировка навыков правописания орфрграмм, полученных в результате совместных открытий.

Нашим «гостям» так понравилось играть, что они предлагают ещё игру «Найди меня»

Для вас приготовлены карточки с заданием. Прочитайте самостоятельно задание и выполните. При затруднении обращайтесь к товарищу.

Прочитай текст. Спиши.

Вставь пропущенную букву: мягкий знак подчеркни зелёным цветом, разделительный ь знак - красным.

Мален.кая белочка построила жил.ё из лист.ев. В.юга воет, а она сидит в тепле. Но вот метел.утихла. Белочка опят. прыгает по дерев.ям.

Взаимопроверка по слайду. Слайд № 3

Вывод.

- Чему научила вас эта игра?

Организует самостоятельную работу учащихся с помощью карточек. Работая в паре сравнивают и различают изученные орфограммы. По слайду в результате взаимопроверки сопоставляют правильность выбора орфограммы.

Умение сотрудничать с товарищем.

Формирование умения работать в паре, договариваться с одноклассником, осуществлять взаимоконтроль, взаимооценку.

VIII. Итог. Рефлексия.

Цель: формирование умения анализировать и оценивать свою работу.

- Выполнили ли мы поставленные задачи?

- Кому было легко на уроке? А кому трудно? Почему?

Давайте скажем нашим «гостям» приятные слова. Слайд №4

Сегодня я научился….

Теперь я умею…

Учитель обращает внимание на выполнение поставленных задач.

Предлагает оценить свои результаты. Учащиеся обобщают, делают выводы по уроку. Проводят самоанализ методом незаконченного предложения.

Умение адекватно оценивать результаты деятельности и свое поведение.

Умение понимать причины успеха и неуспеха. Урок русского языка Разделительный мягкий знакУрок русского языка Разделительный мягкий знак Слайд 1. Слайд 2. Урок русского языка Разделительный мягкий знакУрок русского языка Разделительный мягкий знак Слайд 3. Слайд 4.







© 2010-2022