- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы и окружающий мир ( 3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы и окружающий мир ( 3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова О.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сосново - Борская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Сосново-Борской
средней общеобразовательной школы
____________________ И.В. Шустрова
«____»__________________2015г.
Приказ от ________ № __________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мы и окружающий мир»
(базовый уровень)
3 «Б» класс
Составитель: Морозова Ольга Алексеевна
учитель первой квалификационной категории
2015 г.
Коломенский муниципальный район
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (в действующей редакции от 29.12.2014 №5)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010.; 2015
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г., Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.)
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы
- Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.
- Авторская программа по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» (С.Н. Ямшинина «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига Учебник , 2012 г. - В 2 ч.);
7. УМК «Перспективная начальная школа»
8. Положение о рабочей программе и программе по внеурочной деятельности МОУ Сосново- Борской средней общеобразовательной школы.
Цель деятельности научного клуба - сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:
1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.
2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.
3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии. Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию, которая будет выполняться и при освоении рабочей программы по русскому языку в 3 классе. Потому что рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования. Основная масса обучающихся 3 класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Во внеурочной деятельности будут использованы нетрадиционные формы, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Для учащихся, проявляющих желание изучать предмет на более глубоком уровне, в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода с использованием инновационных технологий:
1. Технология личностно-коммуникативного развивающего обучения (Чуракова Н.А.)
2.Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер
3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
4. Проектная деятельность (П.П.Блонский, Шацкий С.Т.)
5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Горячев А.В. Ершунский Б.С.)
2. Общая характеристика учебного предмета
Цель деятельности научного клуба - сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часов , 1 ч в неделю. По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 35 учебных недель, поэтому для реализации рабочей программы имеется 1 час резервного времени, которое будет использоваться в конце года для повторения.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности: Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей . Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор: - источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»). Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира. Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.
Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).
Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;
-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;
-называть системы органов человека;
-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
6.Содержание учебного предмета, курса
№п/п
Название раздела
Количество часов
1.
Письмо экологам
1 час
2.
Ориентирование на местности.
3 часа
3.
Фотоконкурс «Живая и неживая природа»
5 часов
4.
Мать-водица, всему царица!
3 часа
5.
Воздушный океан
4 часа
6.
Береги дары природы
4 часа
7.
Проект «Покормите птиц зимой!»
4 часа
8.
История моего города
9 часов
9.
Конференция. Защита портфолио.
2 часа
Итого: 35 часов
-
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности ученика (па уровне учебных действии) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
1.
Вводный инструктаж ИОТ 016-12. Письмо экологам.
Предметные:
-Выполняем олимпиадные задания
-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае. -читать условные обозначения карт; -описывать природную зону родного края;
-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема), сбор, обработка и передача информации, осуществлять смысловое чтение.
-применять полученные знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
Личностные:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы
Регулятивные :
формулировать и удерживать учебную задачу, соотносить правильность выбора(коррекция, оценка), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Коммуникативные
- слушать и понимать речь
- донести свою позицию до других:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)
01.09-04.09
2.
План пришкольной территории.
07.09-12.09
3.
Как возникает и преобразуется рельеф?
14.09-18.09
4.
Если ты заблудился в лесу.
21.09-25.09
5.
Этот удивительный мир.
28.09-02.10
6.
Игра «Из чего всё на свете?» 05.10-09.10
7.
Внимание, конкурс на лучший вопрос для олимпиады! «Тела. Вещества. Частицы.» 12.10-16.10
8.
Внимание, конкурс! «Тела. Вещества. Частицы.» 19.10-23.10
9.
Выставка поделок из природного материала «Этот удивительный мир!» 26.10-30.10
10.
Внимание, конкурс! «Вода и её свойства.» 09.11-13.11
11.
Миссия «секретных агентов»-разнообразие рек, озер, океанов. 16.11-20.11
12.
Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения водоёмов». 23.11-27.11
13.
Внимание, конкурс! «Воздух и его свойства». 30.11-04.12
14.
Миссия «секретных агентов»-исследование состояния воздуха. 07.12-11.12
15.
Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения воздуха». 14.12-18.12
16.
Хорошо ли ты знаешь окружающий мир? 21.12-25.12
17.
Путешествие по Земле. 11.01-15.01
18.
Полезные ископаемые . 18.01-22.01
19.
Полезные ископаемые в архитектурных сооружениях города. 25.01-29.01
20.
Мини-конференция «Береги дары природы». 01.02-05.02
21.
Птицы нашего двора. 08.02-12.02
22.
Проект «Покормите птиц зимой!» 15.02-19.02
23.
Безопасное поведение в лесу.
22.02-26.02
24.
Безопасное поведение у водоёмов. 29.02-04.03
25.
Коломна-город мастеров. 07.03-11.03
26.
Коломна-город спорта.
14.03-18.03
27.
Знаменитые люди Коломны.
21.03-25.03
28.
Проект «История моего города».
04.04-08.04
29.
Путешествие по времени. Золотое кольцо России.
11.04-15.04
30.
Путешествие по времени. Золотое кольцо России.
18.04-22.04
31.
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
25.04-29.04
32.
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
02.05-06.05
33.
Конференция. Защита портфолио.
09.05-13.05
34.
Конференция. Защита портфолио.
16.05-20.05
35.
Повторение
23.05-27.05
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 3кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.
3.Энциклопедические словари и справочники.
4.Видео- и аудиоматериалы.
5.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
6.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.:Академкнига/Учебник.
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по ВР
____________________Эктова О.А.
«___» ______________ 2015г.