Рабочая программа по внеурочной деятельности Мы и окружающий мир ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосново - Борская средняя общеобразовательная школа






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Сосново-Борской

средней общеобразовательной школы

____________________ И.В. Шустрова

«____»__________________2015г.

Приказ от ________ № __________




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мы и окружающий мир»

(базовый уровень)

3 «Б» класс

Составитель: Морозова Ольга Алексеевна

учитель первой квалификационной категории





2015 г.

Коломенский муниципальный район




1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (в действующей редакции от 29.12.2014 №5)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010.; 2015
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г., Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.)
  5. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы
  6. Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.
  7. Авторская программа по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» (С.Н. Ямшинина «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига Учебник , 2012 г. - В 2 ч.);

7. УМК «Перспективная начальная школа»

8. Положение о рабочей программе и программе по внеурочной деятельности МОУ Сосново- Борской средней общеобразовательной школы.

Цель деятельности научного клуба - сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:

1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.

2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.

3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии. Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию, которая будет выполняться и при освоении рабочей программы по русскому языку в 3 классе. Потому что рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования. Основная масса обучающихся 3 класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Во внеурочной деятельности будут использованы нетрадиционные формы, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Для учащихся, проявляющих желание изучать предмет на более глубоком уровне, в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности.

Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода с использованием инновационных технологий:

1. Технология личностно-коммуникативного развивающего обучения (Чуракова Н.А.)

2.Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер

3. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

4. Проектная деятельность (П.П.Блонский, Шацкий С.Т.)

5. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Горячев А.В. Ершунский Б.С.)

2. Общая характеристика учебного предмета


Цель деятельности научного клуба - сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Программа рассчитана на 34 часов , 1 ч в неделю. По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 35 учебных недель, поэтому для реализации рабочей программы имеется 1 час резервного времени, которое будет использоваться в конце года для повторения.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.


Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности: Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей . Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор: - источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»). Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира. Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.

Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).

Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;

-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;

-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;

-называть системы органов человека;

-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;

-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

6.Содержание учебного предмета, курса


№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Письмо экологам

1 час

2.

Ориентирование на местности.

3 часа

3.

Фотоконкурс «Живая и неживая природа»

5 часов

4.

Мать-водица, всему царица!

3 часа

5.

Воздушный океан

4 часа

6.

Береги дары природы

4 часа

7.

Проект «Покормите птиц зимой!»

4 часа

8.

История моего города

9 часов

9.

Конференция. Защита портфолио.

2 часа

Итого: 35 часов

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (па уровне учебных действии) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

1.

Вводный инструктаж ИОТ 016-12. Письмо экологам.

Предметные:

-Выполняем олимпиадные задания

-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;

-собирать материал и составлять портфолио о родном крае. -читать условные обозначения карт; -описывать природную зону родного края;

-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема), сбор, обработка и передача информации, осуществлять смысловое чтение.

-применять полученные знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

Личностные:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы

Регулятивные :

формулировать и удерживать учебную задачу, соотносить правильность выбора(коррекция, оценка), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Коммуникативные

- слушать и понимать речь

- донести свою позицию до других:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

01.09-04.09

2.

План пришкольной территории.

07.09-12.09

3.

Как возникает и преобразуется рельеф?

14.09-18.09

4.

Если ты заблудился в лесу.

21.09-25.09

5.

Этот удивительный мир.

28.09-02.10

6.

Игра «Из чего всё на свете?» 05.10-09.10

7.

Внимание, конкурс на лучший вопрос для олимпиады! «Тела. Вещества. Частицы.» 12.10-16.10

8.

Внимание, конкурс! «Тела. Вещества. Частицы.» 19.10-23.10

9.

Выставка поделок из природного материала «Этот удивительный мир!» 26.10-30.10

10.

Внимание, конкурс! «Вода и её свойства.» 09.11-13.11

11.

Миссия «секретных агентов»-разнообразие рек, озер, океанов. 16.11-20.11

12.

Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения водоёмов». 23.11-27.11

13.

Внимание, конкурс! «Воздух и его свойства». 30.11-04.12

14.

Миссия «секретных агентов»-исследование состояния воздуха. 07.12-11.12

15.

Экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения воздуха». 14.12-18.12

16.

Хорошо ли ты знаешь окружающий мир? 21.12-25.12

17.

Путешествие по Земле. 11.01-15.01

18.

Полезные ископаемые . 18.01-22.01

19.

Полезные ископаемые в архитектурных сооружениях города. 25.01-29.01

20.

Мини-конференция «Береги дары природы». 01.02-05.02

21.

Птицы нашего двора. 08.02-12.02

22.

Проект «Покормите птиц зимой!» 15.02-19.02

23.

Безопасное поведение в лесу.

22.02-26.02

24.

Безопасное поведение у водоёмов. 29.02-04.03

25.

Коломна-город мастеров. 07.03-11.03

26.

Коломна-город спорта.

14.03-18.03

27.

Знаменитые люди Коломны.

21.03-25.03

28.

Проект «История моего города».

04.04-08.04

29.

Путешествие по времени. Золотое кольцо России.

11.04-15.04

30.

Путешествие по времени. Золотое кольцо России.

18.04-22.04

31.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

25.04-29.04

32.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»

02.05-06.05

33.

Конференция. Защита портфолио.

09.05-13.05

34.

Конференция. Защита портфолио.

16.05-20.05

35.

Повторение


23.05-27.05

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения


1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник

2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 3кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.

3.Энциклопедические словари и справочники.

4.Видео- и аудиоматериалы.

5.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

6.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.:Академкнига/Учебник.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР

____________________Эктова О.А.

«___» ______________ 2015г.





© 2010-2022