- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа развивающего курса Эрудит
Программа развивающего курса Эрудит
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Охрименко В.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» Рассмотрено на Научно-методическом совете протокол №__от___________ Председатель научно-методического совета _____________О.М. Базалук Утверждено Педагогическим советом протокол №___от______________ Председатель педагогического совета ________________М.В. Серикова
Введено в действие приказом директора школы № ___________
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Страна Математикус»
Общеинтеллектуальная направленность
Разработчик программы
Охрименко Валентина Васильевна,
учитель начальных классов
п. Пангоды
2013г.
-
Пояснительная записка
- формирование индивидуальных творческих способностей личности;
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
- формирование активного мышления;
- корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
- совершенствование учебных умений и навыков;
- активизирование познавательного интереса;
- воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
-
Учебно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема занятия
Основное содержание занятия
Количество часов
Универсальные учебные
действия
Теоретические занятия
Практические занятия
Из истории математики (7 ч) 1.
Меры длины. Историческая страничка. Веселый счет. Логическая игра «Двое и разные». Задание на смекалку. Загадки. Головоломка-шутка.
1 Регулятивные УУД: - формирование
- умений учиться и способности к организации своей деятельности;
- - формирование умений оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки;
- - формирование умений взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- - формирование умений находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
- - формирование умений прогнозировать результат вычисления;
- - формирование умений сотрудничать ученика с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
- - формирование умения учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета;
Меры массы и объема. Историческая страничка. Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. Сравни рисунки. Задача-шутка. Головоломка со спичками.
1 3.
Денежная система русского народа. Историческая страничка. Составь круговые примеры. Задача повышенной сложности. Математический кроссворд. Загадки.
1
4.
О женщине математике Софье Васильевне Ковалевской. Историческая страничка. Игра «Расшифруй слово». Веселый счет. Задача на смекалку. Магический квадрат. Числовая головоломка.
1
5.
Меры площади. Историческая страничка. Составь круговые примеры. Лабиринт. Найди ошибку. Задача повышенной сложности. Загадки.
1 6.
Меры в Древнем мире. Историческая страничка. Исправь ошибки. Логические вопросы. Начерти. Игра «По какой тропинке ты идешь?» Задача в стихах. Головоломка-шутка.
1 7.
Взвешивание. Историческая страничка. Лабиринт. Математическая викторина. Задача-шутка. Головоломка со спичками.
1 8.
О бесконечности ряда натуральных чисел. Историческая страничка. Исправь ошибку. Задача повышенной сложности. Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам».
1
Занимательная математика (17 ч) 9.
Час веселой математики. Игра «Расшифруй пословицу». Лабиринт. Задача в стихах. Начерти. Числовая головоломка.
1
- - формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков;
- - формирование умения моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения;
- - формирование умения
- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
- - формирование умения моделировать изученные арифметические зависимости;
- - формирование умения преобразовывать объект в знаково-символическую модель;
- - формирование умений исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности;
- - формирование умения выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); - формирование умения выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.
- - формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
- - формирование умения понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- - формирование умения включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;
- - формирование умения сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;
- - формирование умения обосновывать и доказывать собственное мнение;
Алгебраическая смесь. Логическая игра «Меньше малого». Арифметические ребусы. Задача повышенной сложности. Лабиринт. Математические фокусы. Головоломка со спичками.
1 11.
Математика вокруг нас. Веселая цепочка примеров. Логическая задача. Задача-шутка. Начерти. Игра «Почтальон». Головоломка-шутка.
1 12.
Математический калейдоскоп. Логическая игра «Первая - одинаковая». Занимательные рамки. Задача в стихах. Инсценировка математического рассказа. Игра «Меткие стрелки».
1 13.
Занимательная математика. Веселые цепочки. Логическая задача. Математический кроссворд. Игра «Математический телефон». Загадка. Головоломка.
1 14.
В царстве смекалки.
Логическая игра «Старше - моложе». Задача повышенной сложности. Начерти. Найди ошибку. Ребусы.
1 15.
В мире математики. Магические треугольники. Задача-шутка. Логическая задача. Лабиринт. Игра «Вычислительные машины».
1 16.
И прекрасна, и сильна математики страна!
Игра «Расшифруй слово». Арифметические ребусы. Инсценировка математического рассказа. Задача повышенной сложности. Загадки.
1 17.
В гости к царице Математике.
Веселые цепочки примеров. Продолжи узор. Головоломка. Логическая задача. Игра «Цифровая акробатика».
1 18.
Удивительный мир математики.
Занимательные рамки. Сравни рисунок. Начерти. Задача на смекалку. Математические фокусы. Игра «Математический телефон».
1 19.
Такая уж это страна Математика.
Исправь ошибки. Арифметические ребусы. Задача повышенной сложности. Продолжи узор. Загадки. Головоломка-шутка.
1 20.
Час веселой математики. Игра «Молчанка». Продолжи цепочку примеров. Задача-шутка. Логическая задача. Реши круговые примеры. Игра «Десантники».
1 21.
Алгебраическая смесь. Составь круговые примеры. Задача в стихах. Задача на сообразительность. Математический лабиринт. Числовая головоломка. Математические фокусы.
1 22.
Занимательная математика. Сравни рисунки. Математический кроссворд. Задача повышенной сложности. Начерти. Загадки.
1 23.
Математический калейдоскоп. Веселые цепочки примеров. Инсценировка математических рассказов. Задача повышенной сложности. Ребусы. Загадки. Игра «Магазин».
1 24.
В царстве смекалки.
Задача на смекалку. Лабиринт. Найди ошибку. Составь круговые примеры. Логические вопросы. Числовая головоломка.
1
В мире геометрии (7 ч) 25.
Выделение объекта на фоне. Раскрашивание рисунки, чтобы было возможно различить объект и фон.
1
- - формирование умения выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий;
Создание полного образа. Дети восстанавливают рисунки.
1 27.
Создание полного образа. Восстановление детьми рисунка.
1 28.
Оперирование образами. Нарисовать с натуры кирпич.
1 29.
Оперирование образами. Вылепить из пластилина и нарисовать кирпич.
1 30.
Оперирование образами. Зарисовка коробка со всех сторон.
1 31.
Оперирование образами. Рисование этапов падающего стакана.
1
Математические развлечения (3 ч) 32.
Игра «Решай, смекай, отгадывай!». Решение занимательных задач.
1 Личностные УУД:
- - формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
Математические эстафеты. «Кто быстрее пробежит через ворота?»
1 34.
Математическая викторина. Викторина.
1
- Содержание
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
-
Список литературы
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство "Первое сентября" - 2004 г.
- Волина В. Праздник числа: Книга для учителя и родителей. Волина В. - М.: Знание, 1994.
- Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 - 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство "Учитель", 2007 г.
- Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). - Волгоград: Учитель. 2003.
- Козлова М.А. я иду на урок в начальную школу: Олимпиадные и интеллектуальные игры: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Лихтарников Л.М. занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы)/Оформление С.Григорьева - СПб.: Лань, МИК, 1996.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
- Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. лучшие задачи на смекалку. - М.: Научно-технический центр «Университетский»: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984.
- Савин А.П. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова: Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, А.Е.Шабельник, А.О.Хоменко. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
- Смирнов Ю.И. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике: Сост.: Ю.И. Смирнов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
- Трутнев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Т 78 Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
- Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 - 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
- Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа - М.: ВАКО, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У - Фактория» 2006
- Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. - Ростов-на-Дону: "Деникс", 2003.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
- Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.