Программа развивающего курса Эрудит

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» Рассмотрено на Научно-методическом совете протокол №__от___________ Председатель научно-методического совета _____________О.М. Базалук Утверждено Педагогическим советом протокол №___от______________ Председатель педагогического совета ________________М.В. Серикова

Введено в действие приказом директора школы № ___________



Дополнительная

общеобразовательная программа

«Страна Математикус»

Общеинтеллектуальная направленность




Программа развивающего курса Эрудит

Разработчик программы

Охрименко Валентина Васильевна,

учитель начальных классов






Программа развивающего курса Эрудит













п. Пангоды

2013г.

  1. Пояснительная записка

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике. Задачи:
  • формирование индивидуальных творческих способностей личности;
  • развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;
  • формирование активного мышления;
  • корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;
  • совершенствование учебных умений и навыков;
  • активизирование познавательного интереса;
  • воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
Главные принципы реализации программы.
  1. Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
  2. Гуманизм в межличностных отношениях.
  3. Научность и интегративность.
  4. Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  5. Применение принципов развивающего обучения.
  6. Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Новизна и педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Содержание программы тесно связано с содержанием учебника «Математика». Объём кружковых занятий и виды учебной работы: на изучение курса предложено 34 часа, продолжительность одного занятия составляет 1 академический час (40 минут).
  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Прогнозируемые результаты: - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях; - призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня; - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников. Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса - организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники интеллектуального курса будут принимать участие в олимпиаде по математике («Кенгуру»). Уровень знаний определяется собеседованием и тестированием. Формы подведения итогов реализации программы. Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема занятия

Основное содержание занятия

Количество часов

Универсальные учебные

действия

Теоретические занятия

Практические занятия

Из истории математики (7 ч) 1.
Меры длины. Историческая страничка. Веселый счет. Логическая игра «Двое и разные». Задание на смекалку. Загадки. Головоломка-шутка.


1 Регулятивные УУД: - формирование

  • умений учиться и способности к организации своей деятельности;
  • - формирование умений оценивать свои возможности решения, находить допущенные ошибки;
  • - формирование умений взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • - формирование умений находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять причину;
  • - формирование умений прогнозировать результат вычисления;
  • - формирование умений сотрудничать ученика с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.
Познавательные УУД:
  • - формирование умения учиться в диалоге: понимать вопросы учителя, собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета;
2.
Меры массы и объема. Историческая страничка. Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. Сравни рисунки. Задача-шутка. Головоломка со спичками.


1 3.
Денежная система русского народа. Историческая страничка. Составь круговые примеры. Задача повышенной сложности. Математический кроссворд. Загадки.

1


4.
О женщине математике Софье Васильевне Ковалевской. Историческая страничка. Игра «Расшифруй слово». Веселый счет. Задача на смекалку. Магический квадрат. Числовая головоломка.

1


5.
Меры площади. Историческая страничка. Составь круговые примеры. Лабиринт. Найди ошибку. Задача повышенной сложности. Загадки.


1 6.
Меры в Древнем мире. Историческая страничка. Исправь ошибки. Логические вопросы. Начерти. Игра «По какой тропинке ты идешь?» Задача в стихах. Головоломка-шутка.


1 7.
Взвешивание. Историческая страничка. Лабиринт. Математическая викторина. Задача-шутка. Головоломка со спичками.


1 8.
О бесконечности ряда натуральных чисел. Историческая страничка. Исправь ошибку. Задача повышенной сложности. Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам».


1

Занимательная математика (17 ч) 9.
Час веселой математики. Игра «Расшифруй пословицу». Лабиринт. Задача в стихах. Начерти. Числовая головоломка.


1

  • - формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • - формирование умения моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход выполнения;
  • - формирование умения
  • использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
  • - формирование умения моделировать изученные арифметические зависимости;
  • - формирование умения преобразовывать объект в знаково-символическую модель;
  • - формирование умений исследовать: сравнивать данные, выделять тождества (различия), определять общие признаки, устанавливать закономерности;
  • - формирование умения выводить общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи (обобщения); - формирование умения выделять существенные признаки и их синтезировать (подведение под понятие), устанавливать аналогии.
Личностные УУД:
  • - формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
Коммуникативные УУД:
  • - формирование умения понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • - формирование умения включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;
  • - формирование умения сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;
  • - формирование умения обосновывать и доказывать собственное мнение;
10.
Алгебраическая смесь. Логическая игра «Меньше малого». Арифметические ребусы. Задача повышенной сложности. Лабиринт. Математические фокусы. Головоломка со спичками.


1 11.
Математика вокруг нас. Веселая цепочка примеров. Логическая задача. Задача-шутка. Начерти. Игра «Почтальон». Головоломка-шутка.


1 12.
Математический калейдоскоп. Логическая игра «Первая - одинаковая». Занимательные рамки. Задача в стихах. Инсценировка математического рассказа. Игра «Меткие стрелки».


1 13.
Занимательная математика. Веселые цепочки. Логическая задача. Математический кроссворд. Игра «Математический телефон». Загадка. Головоломка.


1 14.
В царстве смекалки.
Логическая игра «Старше - моложе». Задача повышенной сложности. Начерти. Найди ошибку. Ребусы.


1 15.
В мире математики. Магические треугольники. Задача-шутка. Логическая задача. Лабиринт. Игра «Вычислительные машины».


1 16.
И прекрасна, и сильна математики страна!
Игра «Расшифруй слово». Арифметические ребусы. Инсценировка математического рассказа. Задача повышенной сложности. Загадки.


1 17.
В гости к царице Математике.
Веселые цепочки примеров. Продолжи узор. Головоломка. Логическая задача. Игра «Цифровая акробатика».


1 18.
Удивительный мир математики.
Занимательные рамки. Сравни рисунок. Начерти. Задача на смекалку. Математические фокусы. Игра «Математический телефон».


1 19.
Такая уж это страна Математика.
Исправь ошибки. Арифметические ребусы. Задача повышенной сложности. Продолжи узор. Загадки. Головоломка-шутка.


1 20.
Час веселой математики. Игра «Молчанка». Продолжи цепочку примеров. Задача-шутка. Логическая задача. Реши круговые примеры. Игра «Десантники».


1 21.
Алгебраическая смесь. Составь круговые примеры. Задача в стихах. Задача на сообразительность. Математический лабиринт. Числовая головоломка. Математические фокусы.


1 22.
Занимательная математика. Сравни рисунки. Математический кроссворд. Задача повышенной сложности. Начерти. Загадки.


1 23.
Математический калейдоскоп. Веселые цепочки примеров. Инсценировка математических рассказов. Задача повышенной сложности. Ребусы. Загадки. Игра «Магазин».


1 24.
В царстве смекалки.
Задача на смекалку. Лабиринт. Найди ошибку. Составь круговые примеры. Логические вопросы. Числовая головоломка.


1

В мире геометрии (7 ч) 25.
Выделение объекта на фоне. Раскрашивание рисунки, чтобы было возможно различить объект и фон.


1

  • - формирование умения выдвигать предположения: находить основания для выбора арифметических действий;
- формировать умения осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 26.
Создание полного образа. Дети восстанавливают рисунки.


1 27.
Создание полного образа. Восстановление детьми рисунка.


1 28.
Оперирование образами. Нарисовать с натуры кирпич.


1 29.
Оперирование образами. Вылепить из пластилина и нарисовать кирпич.


1 30.
Оперирование образами. Зарисовка коробка со всех сторон.


1 31.
Оперирование образами. Рисование этапов падающего стакана.


1

Математические развлечения (3 ч) 32.
Игра «Решай, смекай, отгадывай!». Решение занимательных задач.


1 Личностные УУД:

  • - формирование основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности.
33.
Математические эстафеты. «Кто быстрее пробежит через ворота?»


1 34.
Математическая викторина. Викторина.


1

  1. Содержание
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий: - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, - задания с отсроченным вопросом, - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности); - решение частично-поисковых задач разного уровня, - творческие задачи. Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания. Направления деятельности: - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня; - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми. Методы обучения. Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся: - кооперативное обучение, - мозговой штурм, - групповая дискуссия. Обучение в группе означает, что дети учатся: - обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; - говорить и слушать; - принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения. Кооперативное обучение - это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Креативные методы: Метод придумывания - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

  1. Список литературы

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство "Первое сентября" - 2004 г.
  2. Волина В. Праздник числа: Книга для учителя и родителей. Волина В. - М.: Знание, 1994.
  3. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 - 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
  4. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство "Учитель", 2007 г.
  5. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). - Волгоград: Учитель. 2003.
  7. Козлова М.А. я иду на урок в начальную школу: Олимпиадные и интеллектуальные игры: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  8. Лихтарников Л.М. занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы)/Оформление С.Григорьева - СПб.: Лань, МИК, 1996.
  9. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987.
  10. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н., Потапов М.К. лучшие задачи на смекалку. - М.: Научно-технический центр «Университетский»: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  11. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984.
  12. Савин А.П. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Сост. А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова: Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, А.Е.Шабельник, А.О.Хоменко. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
  13. Смирнов Ю.И. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике: Сост.: Ю.И. Смирнов. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
  14. Трутнев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Т 78 Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1975.
  15. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7 - 8 лет.» М.:Издательство «Фёдоров»-2010 г.
  16. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  17. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа - М.: ВАКО, 2004.
  18. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У - Фактория» 2006
  19. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. - Ростов-на-Дону: "Деникс", 2003.
  20. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
  21. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.




© 2010-2022