Рабочая программа по внеурочной деятельности Радость творчества

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию. Программа адресована учителям начальных классов, воспитателям по изобразительной деятельности, педагогам дополнительного образования, а так же всем, кто интересуется вопросам художественного развития детей школьного возраста.

Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для внеурочной работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа «Радость творчества» вносит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, скрапбукинг, кляксография, монотипия, квиллинг и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 7-11 лет средствами нетрадиционного рисования и ручного труда.

Основные задачи программы: - расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; - развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту; - развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность; - предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира; - развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: - закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; - знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; - воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Программа включает в себя 2 раздела: В 1- ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике; Во 2 - ом разделе - Я мастерю - дети знакомятся с нетрадиционными техниками ручного труда. Принципы, лежащие в основе программы: - доступности; - наглядности; - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - научности; - «от простого к сложному». Используемые методы позволяют: - развивать мелкую моторику; - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; - формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу творчества; - способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей; - способствуют развитию творческой коммуникации; - развивают индивидуально - творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, собственного достоинства; - формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения. Программа, разработана для детей 7-11 лет. В 1 классе включает в себя 33 занятия, которые проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю (продолжительностью 1 академический час). Предполагаемый результат:

  • творческая активность;
  • самостоятельность в художественном творчестве;
  • креативность;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • коммуникабельность;
  • самопрезентация;
  • инициативность;
  • умение анализировать, оценивать результаты работы.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: - познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. - чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе. - социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. - коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Освоение детьми программы «Радость творчества» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия. К концу первого года обучения учащиеся получат возможность научиться: - организовывать свое рабочее место; - овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание; - узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами; - следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - пользоваться инструкционными картами и схемами; - работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности; - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку; - уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях. К концу второго года обучения учащиеся получат возможность научиться: - четко работать с инструментами; - читать схемы выполнения фигур торцевания, лепки - овладеют навыками культуры труда - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе - проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ - узнает историю возникновения техники торцевания - рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.
К концу третьего года обучения учащиеся получат возможность научиться: - осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве. - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми - развивать такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
К концу четвёртого года обучения учащиеся получат возможность научиться: - планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках; - создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; - реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне; - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. - формировать собственное мнение и позицию; - осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;




Содержание курса 1 класс (33ч) 1.Вводное занятие (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с курсом. Техника безопасности при работе с различными инструментами. 2.Я рисую (2 ч) Техника работы графитным карандашом. Печатанье осенними листьями. 3. Я мастерю. Изготовление изделий из бумаги и картона(4 ч) Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; «сминание» заготовки; скатывание мятой заготовки в шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией. Создание изделий по собственному замыслу. 4. Я рисую (4 ч)

Рисование по «сырому». Рисование «пальчиками».Рисование «ладошками».Техника «монотопия»

5. Я мастерю (5ч) Работа с пуговицами, ватными палочками, изготовление новогодней открытки (скрапбукинг). Знакомство и овладение техникой скрапбукинг «Ёлочка», умение сравнивать и различать образы. 6. Я рисую (2 ч) Знакомство и овладение техникой «граттаж»,умение построения композиции создания творческих работ на основе собственного замысла. 7.Я мастерю (8ч) Создание сувенира из подручных средств. Знакомство и овладение техникой «квиллинг». Создание цветочных шаров из гофрированной бумаги. 8. Я рисую (5ч) Овладение техникой «пластилинография», рисования с солью, восковыми мелками, овладение техникой «фотокопия» - рисование свечой, техникой «выдувание». 9. Я мастерю (1ч) Создание дерева (коллективная работа) 10.Подведение итогов (1ч). Подготовка итоговой выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Обучающиеся вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Содержание курса

  1. класс (34ч)

1.Золотая осень (11ч.) Вводное занятие.Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов. Лепка фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению. Рисование пластилином. Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция. 2.Зимняя сказка (11ч.) Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению. Рисунки в цвете и карандаше. Рисование по памяти. Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки. 3.Русские картины (6ч.) Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему. Декоративная композиция. Изображение фигуры человека в рисунке и лепке. 4.Весенние деньки (5ч.) Рисование по памяти, представлению и с натуры. Вариации по мотивам народной росписи. Составление сюжетной аппликации. Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция. 5. Подведение итогов (1ч). Подготовка итоговой выставки.

Содержание курса

3 класс (34ч)

  1. Изготовление изделий из природных материалов (8ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.
  1. Изготовление изделий из бумаги и картона(11 ч)
Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Знакомство с модульным оригами.
  1. Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч)
Продолжение освоения техники аппликации из ниток. Знакомство с техникой: «Изонить». Выполнение простых элементов в данной технике. Изготовление кукол-домовенок.
  1. Изготовление изделий из пластичных материалов (4 ч)
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. 5. Отчетная выставка работ обучающихся (1 ч). Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии, полученных за год.


Содержание курса

4 класс

  1. Изготовление изделий из природных материалов (8ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами. Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
  1. Изготовление изделий из бумаги и картона(11 ч)
Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги.
  1. Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч)
Знакомство с коллекцией ткани, плетением. Вышивка бисером. Выполнение салфетки.
  1. Изготовление изделий из пластичных материалов (4 ч)
Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск в мятом куске мягкого материала с последующей доработкой образа. 5. Отчетная выставка работ обучающихся (1 ч). Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов.






Список литературы

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с младшими школьниками по изобразительному искусству.-М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение школьников технике аппликации коллажа: Методическое пособие. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми младшего школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Казакова Т. Лыкова И. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». // Дошкольное воспитание.-2011.-№2.-с.87-91.
  5. Коллективное творчество младших школьников: Конспекты занятий/под ред. Рогозиной Т.М.-Тюмень, 2012
  6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2009
  7. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 7-9 лет.- М.: Рольф, 2011.
  8. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.











© 2010-2022