Авторская программа по театральной деятельности Вдохновение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск









Авторская образовательная программа

по театральной деятельности



«Вдохновение»




Срок реализации программы: 3 года

Возрастная категория учащихся:

8-10 лет

Авторы-составители:

воспитатель

Сухарева Зоя Ивановна









2014 год

г. Ангарск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрение предлагаемой программы……………………………………………………………………1.2.Цели и задачи программы………………………………………………

1.3.Отличительные особенности программы……………………………...

1.4.Особенности возрастной группы детей………………………………..

1.5.Режим занятий…………………………………………………………...

2. Содержание работы………………………………………………………….

2.1. Первый год обучения…………………………………………………..

2.2.Второй год обучения……………………………………………………

2.3.Третий год обучения……………………………………………………

3. Требования к уровню подготовки занимающихся. Ожидаемые

результаты…………………………………………………………………..

3.1.Прогнозируемые результаты и способы их проверки……………….

4.Список литературы………………………………………………………….

5.Методическое обеспечение программы…………………………………...



«Сделать серьезное занятие для ребенка

занимательным-вот задача

первоначального обучения».

К. Д. Ушинский.

Пояснительная записка программы

1.1.Раскрываются основные принципы построения программного материала, краткое обозначение содержания предмета по годам, а также цели и задачи.

Авторская программа театральной деятельности «Вдохновение» разработана для детей младшего школьного возраста , обучающихся в специальных школах 8 вида. Программа имеет развивающую направленность в связи с этим, на первый план выдвигаются задачи, развития эмоционально образной сферы личности младшего школьника как способы коррекции познавательной деятельности детей , а также же как способ формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.

Программа театральной деятельности «Вдохновение» дополняет основную программу, школ 8 вида.

В настоящей программе представлены планы работы на три года обучения.

Развитие словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико - интонационное стороны речи, темп, выразительность речи, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.

Программа построена в соответствии с принципами обучения и воспитания умственно отсталых детей. К ним относятся:

-принцип воспитывающей и развивающей направленности( формирование нравственных качеств и положительных привычек);

-принцип сценического воображения; умение ориентироваться и размещаться на сцене.

-принцип построение диалога с напарником по заданной теме.

1.2. Цели и задачи программы.

Целью данной программы является: развитие творческих способностей детей с ОВЗ, через занятия, культурно-досуговую деятельность театральным искусством.

Достижение этой цели способствует решение коррекционно-развивающих, воспитывающих и обучающих задач:

Обучающие:

Знакомить детей с различными видами театрализованными играми; спектаклями.

Развивающие:

Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Умение выполнять различные роли в соответствии с сюжетом.

Воспитывающие:

Адаптировать ребенка с ОВЗ к окружающему миру через театральную деятельность.

Воспитывать творческую самостоятельность в передаче образа.

Воспитывать трудолюбие через театрализацию.

1.3.Отличительные особенности программы.

Принцип построения программы: на занятиях создана структура деятельности, создающая условия для театрализации детей на различных этапах.

Основные дидактические принципы программы: доступность ,последовательность и системность обучения и воспитания, учет, возрастных особенностей детей. Например в первый год обучения детей выполняют маленькие роли, во второй год более сложнее обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному- применять полученные знания в различных видах деятельности.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие театрального восприятия

Представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, игры, спектакли. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоритической беседе, завершается занятие мини- спектаклем и обсуждением. На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение в театрализации. Каждый ребенок раскрывается на ведущие роли по желанию.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития детей на различных этапах.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных особенностей детей. Например, в первый год обучения, дети выполняют творческие задания, во второй год - тоже, но наиболее сложном творческом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя свои ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.

Теоретические знания: по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются практической работе.

Практические занятия и развития театрального восприятия:

Представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры. На протяжении трех лет обучение происходит постепенное усложнение материала.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения.

Она дополняет программу коррекционной школы 8 вида.

1.4.Особенности возрастной группы детей.

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья .Форма организации занятий-групповая индивидуальная, что обусловлено целями и задачами программы.

1.5.Режим занятий.

Три года обучения - 1 раз в неделю по 1 часу,35 часов в год. В группе по 12 человек.

2. Содержание учебного материала.

Содержание учебного материала соответствует целям, задачам программы и распределяется согласно учебно - тематическому плану:

Разделы программ

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1

Вводное занятие

1

1

1

2

Ознакомление детей с театральным искусством

1

1

1

3

Этика и поведение в театре

2

2

2

4

Театральный словарик

5

5

5

5

Развитие творческой самостоятельности

10

10

10

6

Театральная деятельность

16

16

16

2.1.Первый год обучения.

Цель: Формирование интереса к театру.

Задачи:

Обучающие:

● Формирование познания жизни, духовному обогащению.

● Активизировать познавательный интерес к сценическому искусству через развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности ,находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.

● Формировать умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

●Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

● Развивать способность искренне верить в любую в воображаемую ситуацию (превращать и превращаться) навыки действий с воображаемыми предметами..

● Импровизировать игры драматизации на темы знакомых сказок.

Развивающие:

●Развивать коммутативный потенциал у младших школьников.

●Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, а так-же дикцию на материале скороговорок и стихотворений.

●Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Воспитательные:

●Воспитывать нравственно этические качества, культуру поведения в театре и жизни ,добросовестность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

● Воспитывать эмоциональность.

Содержание программы первого года обучения.

1.Вводное занятие: Адаптация младших школьников средствами театрального искусства.

2. «Слуховые представления» помогает - развивать культуру воспитания музыки и художественного слова.

3. «Речевые игры»- умение выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

4. «Развитие творческой самостоятельности»- создание условий для творческого начала ребенка.

5. «Театральное образование» - формирование представления о различных театральных профессиях, культурой поведения в театре на концерте.

6. «Образно - пластические движения» - умение свободно двигаться в определенном пространстве.

Учебно - тематический план первого года обучения.

Разделы программ

Количество часов

1 год

2 год

3 год

1

Ознакомление детей с театральным искусством

2

1

1

2

Речевые игры

15

5

10

3

Образно-пластические движения

4

3

1

4

Развитие мелкой моторики

2

1

1

5

Развитие творческой самостоятельности

4

2

2

6

Театральная деятельность

8

4

4

2.2 Второй год обучения.

Цель: Приобретение устойчивых знаний в области театрального умения.

Задачи:

Обучающие:

● Формирование у детей представление о различном подходе в передаче образа.

● Познакомить детей с различными видами искусства.

● Осваивать желание играть с театральными куклами.

Развивающие:

●Развивать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.

●Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.

●Развивать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.

●Развивать умение произносить на одном дыхании длинную фразу, четверостишье.

Воспитательные:

●Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, трусости, хитрости.

●Воспитывать зрительную культуру.

Содержание программы второго года обучения.

1. «Слуховые представления» - помогают выражать свои впечатления от услышанных произведений словом, мимикой жестом, движением.

2. «Речевые игры» - умению изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в словах фразах.

3. « Образно - пластические движения» - свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.

4. « Развитие мелкой моторики» - произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

5. « Развитие творческой самостоятельности» - способствует развитию творческих способностей мышлению, воображению.

Учебно - методический план второго года обучения.

Разделы программы

Всего

Теория

Практика

1

Речевые игры

10

2

8

2

Театр и куклы

5

2

3

3

Слуховые представления

5

3

2

4

Театральная деятельность

8

3

5

5

Развитие мелкой моторики

2

1

1

6

Развитие творчества

5

2

3

2.3.Третий год обучения.

Цель: Приобщение детей к миру искусства через театральную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать знакомить детей с искусством.

Знакомство с устройством театра снаружи и изнутри.

Развивающие:

●Развивать, передавая настроение, пластикой своего тела, театральными куклами создавая яркий танцевальный образ героя.

●Развивать представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их ( настольный театр, верховые куклы, куклы марионетки, люди куклы ).

● Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа используя игровые, песенные танцевальные импровизации.

Воспитательные:

●Воспитывать культуру речевого общения.

●Воспитывать интерес к театральной деятельности.

Учебно - тематический план третьего года обучения. 35 часов.

Разделы программы

Всего

Теория

Практика

1

Ознакомление с жанрами театрального искусства

4

2

2

2

Образно-пластические движения

5

2

3

3

Развитие творческой самостоятельности

10

1

9

4

Речевые игры

5

1

4

5

Развитие мелкой моторики

4

1

3

6

Театральная деятельность

7

2

5

3 Требования к уровню подготовки детей. Ожидаемые результаты.

3.1. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

К концу реализации программы дети должны:

●Владеть умением вслушиваться в литературный текст, воспроизводить интонацию различной высоты и направленности:

● Уметь самостоятельно подготавливать пособия и атрибуты к игровой деятельности.

●Использовать мимику, жесты для более точной передачи характера персонажа.

● Уметь управлять своим голосам, дыханием, артикуляцией и дикцией.

●Выполнять первоначальные навыки в передачи художественного образа.

●Создавать среду для самостоятельной театрально игровой деятельности.

●Уметь использовать накопленный опыт при чтении стихотворений и в постановках - драматизациях.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

● Чтение стихов, выступление на праздниках, родительских собраниях, постановке сказок.

● Оформление размещение декорации дизайнерские идеи костюмов.

4.Методическое обеспечение программы .

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

Развитие творческое самостоятельности, ознакомление с искусством, воспитание культуры речи, привитие интереса к театральной деятельности.

Беседы об искусстве и исполнительных ролях в спектаклях. При этом учитываются интересы учащихся. В зависимости от решения учебных задач занятия делятся на следующие виды:

● Приобретение новых знаний (педагог сообщает учащимся теоретические сведения); С занятий такого типа учащиеся начинают изучение новых тем;

●Занятия, по формированию умей и навыков ( самостоятельная деятельность под руководством педагога);

● Повторение ( определение определяют качество освоения материала и овладения умениями и навыками); подобные занятия являются заключительными;

● Комбинированные занятия ( решение нескольких учебных задач).

В зависимости от особенностей темы и содержания работы можно заниматься как со всей группой, так и по подгруппам или индивидуально с каждым ребенком.

Занятие состоит из нескольких этапов:

● Объяснение и демонстрация наглядно методического ряда ( репродукции художественных произведений, а также создание эмоциональной обстановки ( чтение отрывков литературных произведений; прослушивание сказок; в процессе восприятия детьми зрительного ряда педагог организует обсуждение данной темы ).

● Инсценировка сказки.

● Подведение итогов, обсуждение выполнение роли.

Методы и формы работы.

● Беседы, оживляющие интерес к выполнению роли;

● Демонстрация костюмов, позволяющая по интересам выбрать себе роль.

● Организация экскурсий в театре.

● Организация просмотра театрализованного спектакля.

● Создание и развитие детского коллектива.

Условия реализации программы.

Основным условием для занятий театральным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера ,раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка ,искусство театрализация. Для эффективных занятий нужна гармоничная хорошо организованная среда.

5.Список литературы.

  1. А.И. Фоминцев. Уроки театрального искусства.

  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры.

  3. И.Ф. Сорокина. Играем в кукольный театр.

  4. Горбачева И.А. Театральные сезоны в школе.

  5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей, М.: 1972

  6. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в начальной школе, г. Набережные Челны, 2010 год.

  7. Роготнева А.В. Использование элементов театральной деятельности. Начальная школа №2, 2006.

  8. Театральное искусство. Ершова А.П., Бутакова В.М.

  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996

  10. Чурилова Э.Г. Методика организации театральной деятельности.


© 2010-2022