Проект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по литературному чтению в 3 классе на тему Л. Пантелеев «Честное слово»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Проект

«Креативные виды деятельности и результаты обучения в условиях ФГОС:

содержание, диагностика, критерии оценивания»

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по литературному чтению в 3 классе на тему Л.Пантелеев «Честное слово»



Участники рабочей группы:

Шонина Галина Амировна учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нижнекамска РТ

Быстрова Светлана Валиевна учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нижнекамска РТ

Научный руководитель:

Замалетдинова Зальфира Исхаковна

старший преподаватель ПМЦПКиППРО


Проектная работа допущена к защите

Дата 17.04.2015 г.

Казань - 2015

Аннотация. В проекте представлен методический материал к уроку литературного чтения в 3 классе на тему Л.Пантелеев «Честное слово», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность. Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК. Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о литературном чтении, на обогащение словарного состава учащихся, нравственное воспитание и позитивное отношение к родному слову. Считаем, что данная тема урока имеет большое значение в содержании образования. Учит понимать глубину содержания произведения, его главную мысль, учит формулировать нравственные суждения, на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера, а так же развивает речь и мышление младших школьников.

Основная часть. а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку литературного чтения в 3 классе на тему: Л.Пантелеев «Честное слово», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся. Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
  2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Литературное чтение» 3 класс под редакцией Климаной;
  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

Цель урока: проанализировать произведение Л.Пантелеева «Честное слово».

Задачи урока: организовать работу по осуществлению совместной деятельности;

- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;

- развивать внимание, наблюдательность, память.

б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение: Методика преподавания - частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час. в) Ресурсы: - книгопечатная продукция - учебник «Литературное чтение» 3 класс под редакцией Климановой; - рабочая тетрадь к учебнику; - ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, м\ф «Честное слово», аудиозапись песни «Прадедушка», иллюстрации к 70-летию Победы в ВОВ, презентация к уроку; - дидактический материал - карточки - модели самооценки, карточки с заданиями, проблемными ситуациями, биография Л.Пантелеева и его творчества.

Планируемые результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

получат возможность научиться: правильно поступать в различных жизненных ситуациях, отличать положительные качества человека от отрицательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - учебно-познавательные мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Место и роль темы в курсе. На изучение литературного чтения отводится 68 часов в год. (34 уч.нед.) Данной теме -1 час. Уровень изучения и усвоения материала - (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала Задание 1: разгадать зашифрованные слова на постановку учебной задачи.

Формируются УУД - Познавательные:

общеучебные - формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное. логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других.

Задание 2. Просмотр отрывка м\ф «Честное слово» (начало) с последующим творческим заданием. Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают рассуждения одноклассников.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из отрывка м\ф;

Задание 3. Работа по учебнику. Первичное восприятие текста. Формируются УУД - общеучебные - извлекают необходимую информацию из текста; Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное. Задание 4: Моделирование.

Формируются УУД - Познавательные: общеучебные - формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное. логические - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают рассуждения одноклассников.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, строить понятные речевые высказывания, формируем умение работать в группах. Задание 5: Знакомство с творчеством автора. Формируются УУД - Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Задание 6: Выполняют исследовательскую работу по группам и защита своих мини-исследований. Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, строить понятные речевые высказывания, формируем умение работать в группах. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из задания;


Задание 7. Проверка и оценка знаний. Формируются УУД - Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные - самооценка.

Тип урока - изучение нового материала

Условные обозначения УУД.

Предметные - Пр.УУД

Метапредметные познавательные - ПУУД;

Метапредметные коммуникативные - КУУД;

Метапредметные регулятивные - РУУД;

Личностные - ЛУУД.

Технологическая карта урока по теме Л. Пантелеев «Честное слова»

N

п/п


Этап урока

и вид деятельности


Ресурсы


Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности


Содержание материала


Формируемые УУД

1.

Орг. момент

Мотивационный этап

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация знаний, постановка проблемной задачи

Стихотворение

Слайд 1.

Слова на слайде

Слайд 2.

Чтение стихотворения, анализ, формулировка вывода.

Расшифровка слов, анализ, объяснение лексического значения слов, обобщение и выделение «лишнего».

Коллективная

Фронтальная

Парами

Чтение стихотворения, с целью постановки учебной задачи.

Вывод- Книга - источник знаний. Кто много читает, тот много знает

Задание 1. Разгадайте зашифрованные слова ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО

(Доброта) (Отзывчивость) (Лживость) (Честность)

- Определите лексическое значение слов.

- Порассуждайте, - как назвать эти понятия, одним словом?

- Назовите, «лишнее» слово»

Вывод - переставив буквы можно составить новые слова: положительные и отрицательные черты характера человека

ПУУД

Пр.УУД

ПУУД

РУУД

КУУД

2.

Операционно-исполнительский этап

Планирование

Самостоятельная работа


Моделирование


Знакомство с автором и его творчеством



Физминутка

Решение учебной задачи

Видеофрагмент


Учебник

Слайд 3.


Слайд 4.

Карточки с жизненными ситуациями


Слайд 5.

Карточки с биографией Пантелеева.

Художественная литература


Аудиозапись песни «Прадедушка»

Карточки с заданиями

Слайд 6, 7.



Просмотр отрывка с последующим творческим заданием.


Соотношение выдвинутых гипотез с оригиналом. Словарная работа

Решение проблемных жизненных ситуаций.


Самостоятельное знакомство с биографией автора



Дети выполняют движения под музыку

Мини - исследование и его защита



Коллективная


Индивидуальная


Парами

Групповая


Индивидуальная Парами



Фронтальная

Групповая
















Задание 2. Выдвижение гипотезы

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Вывод - нужно прочитать данное произведение, что бы узнать, чем закончилась эта история (ставиться тема, цели и задачи).

Задание 3. Проверить по учебнику свою гипотезу.

- Чья гипотеза оказалась ближе к оригиналу?

- Как поступили бы вы в данной ситуации?

Вывод - Дал слово - держи! О человеке судят по его поступкам.

Задание 4. Проинсценируйте решение предложенных вам ситуаций.

- Ребёнок мучает котёнка, два друга поссорились, не выполнил домашнее задание.

Вывод - из любой ситуации можно найти выход, чтобы тебя уважали, обдумывай свои поступки, контролируй поведение

Задание 5. Прочитайте биографию автора.

- Что интересного вы узнали о жизни автора, какие факты его биографии вас заинтересовали?

- Просмотрите выставку книг с произведениями Л.Пантелеева. С какими героями вы уже встречались? С какими хотите познакомиться?

Вывод - Л.Пантелеев написал много произведений для детей, в которых рассказывает ребятам «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задание 6.

1 - сообщение на тему «Подвигу всегда есть место» (подвиги во время ВОВ и мирное время)

2 - словесный портрет главного героя произведения

3 - подбери пословицы к произведению

Как аукнется, так и откликнется. Не давши слова - крепись, а давши - держись. Не по виду суди, а по делам гляди. Береги платье снову, а честь - смолоду. Будь своему слову хозяин.

РУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД


Пр. УУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД













КУУД

ЛУУД

ПУУД

РУУД

КУУД

ЛУУД




3.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия




Оценивание

Д/З по вариантам

Слайд 8.




Слайд 9.

Проект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по литературному чтению в 3 классе на тему Л.Пантелеев «Честное слово»

Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.




Коллективная




Индивидуальная


Задание 7. Беседа по вопросам.

- Как понимает слово «Честность» главный герой?

Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!

-Как понимают слово «Честность» мальчики?

В данном рассказе «честность» для мальчиков лишь момент игры.

-Чему учит это произведение?

Вывод - будь честен с людьми и сам с собой.

Закончи предложения

Сегодня я узнал…

Мне захотелось…

Я понял что… (и т.д.)

ПУУД

РУУД

КУУД



РУУД

ЛУУД

Заключение. Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике. В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования - в первую очередь, в «Законе Российской Федерации об образовании», «Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», - ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику начальной школы третьего класса необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию. Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков литературного чтения в 3 классе, а также реализован в рамках курсов повышения квалификации при проведении стажировок.

© 2010-2022