Конспект урока с презентацией

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира (УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»).

Класс: 3

Тема: «Сезонные изменения в лесу. Зима».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

Цели: создание комплекса условий для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

Задачи:

-образовательная: учить объяснять причины зимних изменений в природе;

-развивающая: развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией;

-воспитательная : воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Планируемые результаты:

Предметные

-освоение знаний о жизни леса и его обитателях зимой;

- овладение умения объяснять причины зимних изменений в природе :

- развитие познавательных интересов, связной речи, интеллектуальных и творческих способностей;

УУД:

Личностные:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выражение своих мыслей с достаточной полнотой; познавательная инициатива;

Познавательные:

- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения - формулировать простейшие выводы; устанавливать причинно - следственные связи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму;
Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания; учитывать другое мнение и позицию;

умение договариваться, приходить к общему мнению; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Оборудование урока

- Учебник "Окружающий мир" 3 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2013.

- Карточки для групповых заданий.

-Энциклопедии о животных.

- Мультимедийная установка.

- Интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности (2мин).

Цель: включение учащихся в учебную деятельность; создать мотивацию к на личностно значимом уровне;

Добрый день, ребята!

Я вас приветствую на уроке окружающего мира.

Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту.

- Чему надо научиться?

Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Слайд 2.

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Наблюдательности, внимательно и бережно относиться к природе.

Личностные УУД. Эмоционально-положительный настрой на урок.

Регулятивные УУД

Учиться следовать установленным правилам.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

(8 мин)

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение;

определить цель и тему урока;

Сегодня я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Прогулка будет необычной, как вы думаете почему?

Какие правила мы должны соблюдать?

В нашем «Дневнике наблюдений» уже собрано много материала о лесной зоне.

Слайды дневника лесной зоны. Слайд 3.

Но не все тайны леса и его обитателей нам открылись.

Класс поделён на 5 групп, гулять весь урок вы будете вместе, можете советоваться, помогать друг другу. Слайд 4-8.

1 группа. Узнайте по описанию природную зону.

Расположена вдоль берегов Северного Ледовитого океана . Лето короткое, холодное. Зима длинная, очень холодная. Полгода- полярный день, полгода- полярная ночь.

Расположена к югу от зоны тундры. Лето теплое, зима короче и мягче, чем в тундре.

2 группа. Установите соответствие.

Крайний Север (Арктика)

Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина, клен, дуб, черника, брусника.

Тундра

Мхи, лишайники

Лесная зона

Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника голубика

3 группа. Соотнесите название птицы с видом корма. свиристель семена шишек синица ягоды рябины, плоды шиповника клёст зёрна, крошки хлеба, семечки дятел семена клёна, ягоды рябины

4 группа. Схема «Значение листопада».



5 группа. Назовите основную причину отлёта птиц в тёплые края: _________________________________ Зимующие птицы_____________________________ ____________________________________________ Перелётные птицы ____________________________ _____________________________________________-

Проверка.

Мы отправляемся в гости к очень красивому времени года. Слайд 9.

-Ребята, а что для каждого из вас означает зима?

Сегодня мы, не покидая класса, отправимся в зимний лес, будем тихонько «бродить» по лесу.

- О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что хотели узнать?
Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Слайд 10.

Мы будем гулять по лесу, не выходя из класса.

Отправляясь в дорогу, узнать о погоде.

Дежурные-синоптики сообщают прогноз погоды. Дают рекомендации, как одеться.

Соблюдать тишину, чтобы не потревожить лесных жителей.

Заметка о лесе- 1 ученица.


Записывают название природной зоны по описанию.



Устанавливают соответствие.

Устанавливают соответствие.

4 причины:

-в листве накапливаются ядовитые вещества;

-экономия влаги;

- опавшие листья защищают корни от мороза;

- перегнивая, листья являются удобрением для растений;

Работают над заданием.


Новый год, каникулы, катание на санках, веселье, мороз, день рождения близких людей, подарки, путешествия).

Как животные готовятся к зиме?

Сезонные изменения в лесу зимой.

Познавательные УУД

Строить небольшое сообщение в устной форме

Планирование и прогнозирование.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД

Выполнение пробного учебного действия .
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой .

Познавательная инициатива.

Личностные УУД

Самоопределение.

Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учёт разных мнений.

Совместное открытие знаний.

(20 мин)

Цель: учить объяснять причину зимних явлений в живой природе;

развивать познавательную активность; Мы оказались в зимнем лесу. Слайд 11. А как хорош пушистый снег, летящий с высоты! Он повисает на ветвях, как белые цветы. Звенят сосульки в тишине - осколки хрусталя Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля. Рисует по утрам мороз узоры на окне. Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

- Когда начинается зима?

- Почему говорят, что зима начинается каждый год по - разному? Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением зимы?

Задание группам. Дополните текст

(интерактивная доска)

______________ сковали землю.

_____ реки и озера. Везде лежит белый пушистый_______________ . Только животным тяжело в зимнюю ___________. Как эти изменения повлияли на живую природу? Можно ли сказать, что жизнь леса остановилась?

-Проверим наши предположения.

Определим вопросы, на которые ответим:

Как зимуют звери?

Как зимуют птицы?

Слайд «Животные зимой» 12

- Рассмотрите рисунок в учебнике

на с. 132. Прочитайте текст. На какие группы можно разделить животных?
- Перечислите животных каждой группы.

Слайд 13. Группы животных

Физминутка.

Если вдруг у кого-то побелели щёки, нос, как будем действовать?

- Говорят, что зимой медведь в берлоге лапу сосёт. Так ли это? Давайте послушаем тех, кто готовил сообщение о медведе.
- Сейчас по телевидению все чаще можно услышать сообщения о том, что медведи слишком близко подходят к жилью человека, а иногда нападают на домашних животных - лошадей и коров. Почему, ведь уже середина декабря, медведи должны спать?

Слайд «Медведь- шатун» 14


- Что общего между животными третьей группы?
- Почему эти животные активны зимой? Можем ли мы их встретить на полянке?


- В какие зимы дикие травоядные животные : лоси, олени, кабаны - нуждаются в помощи человека?

- Как люди могут помочь этим животным?


Слайд «Белка»15
- А к какой группе животных можно отнести белку?


Ребята, а кого ещё мы можем встретить в лесу?

Интерактивная доска. Рассмотрите. На какие группы можно разделить птиц по способу зимовки?

Почему кочующие птицы появляются у нас зимой?

Чем вы интересным вы можете поделиться, что вы узнали о птицах?

Зима позаботилась обо всех в лесу, а о деревьях?

Слайд 16

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 00, замерзают водоемы, земля покрыта снегом, а 1 декабря - это начало зимы по календарю.

Дети сначала выполняют задания в группах на карточках, затем записывают на доске.



Дети каждой группы выполняют задание.

  • впадают в спячку(гибернация) - так называется зимняя спячка животных ) (медведи , барсуки, ежи, бобры…)

  • делают запасы ( белки, полевки, бобры)

  • ищут корм ( всю зиму активны ) (лисы, волки, зайцы, лоси, кабаны, косули

Дети: Ёж питается насекомыми, ящерицами, змеями, а их зимой в лесу нет. Для барсука и медведя также нет пищи в зимнем лесу, поэтому с осени они отъедаются, а всю зиму спят.

Сообщение

На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Дети: Зима в этом году выдалась теплая. Медведи не могут залечь в берлогу.
Дети: Такого медведя называют медведь-шатун.

Дети: Они зимой ведут активный образ жизни.
Дети: Для них и зимой в лесу есть пища.

Дети: Когда выпадает много снега, животным трудно добывать сухую траву из-под снега.
(Лесники оставляют сено на специальных подкормочных площадках)


Дети: Белка зимой ведет активный образ жизни, но делает запасы. Сообщение о белке.

птиц

Оседлые и кочующие.

Много корма- рябина, семена клена, трав.

Покрыла снегом.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный тип растений.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Планирование и прогнозирование.


Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные УУД

Выполнение пробного учебного действия .
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой .

Познавательная инициатива.

Личностные УУД

Самоопределение.

Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учёт разных мнений.

Применение знаний в новой ситуации.

(10 мин)

Цель: учить находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.

Где мы можем найти информацию по интересующей теме? Интересное животных можно узнать из энциклопедий, книги «Азбука природы», которые вы видите на выставке. Слайд 17

Каждой группе предлагается заполнить схему.

Слайд 18

Конспект урока с презентацией

Вывод.

Заметка о зиме. Слайд 19

Интернет, книги.

Ребята обращаются к энциклопедиям, высказываются из собственного опыта.

Дети работают в группах.



Ученица зачитывает заметку о зиме.

Познавательные УУД.

Находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения задачи.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные УУД

Учитывать другое мнение и позицию.

Умение договариваться, приходить к общему мнению

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учёт разных мнений.

Регулятивные УУД

Выполнение пробного учебного действия .
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой .

Познавательная инициатива.

Личностные УУД

Самоопределение.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

(5мин)

Цель: учить оценивать результаты деятельности, выявлять причину успешности\ неуспешности в учебной деятельности;

Наша экскурсия подходит к концу.

Ребята, наша прогулка была успешной? Достигли ли мы цели? С чем связаны зимние изменения в живой природе?

Самооценка (отметьте 1 из вариантов)

  • Чувствовал себя в группе комфортно, активно работал

  • Дополнял ответы других

  • Наблюдал

Выразите своё отношение к теме урока:

-У каждой группы на парте лежат снежинки голубого и белого цвета. Я попрошу вас с помощью снежинок выразить своё отношение к уроку.

Белая снежинка- если было интересно, узнали много нового;.

Голубая - было сложно, чувствовали себя неуверенно.

- Вот и начался настоящий снегопад. Подарим его лесу в знак благодарности за гостеприимство.

Как вы думаете, понравится наш подарок?

Слайд 20

С изменениями в неживой природе.

Представитель каждой группы называет более активных в своей группе.


Дети поднимают вверх снежинки.


Дети высказывают свои мнения.

Познавательные УУД

Рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные УУД
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самооценка на основе критерия успешности.

Личностные УУД
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Дифференцированное (по выбору):

-сообщение о животном, которое заинтересовало;

-кроссворд «Зима в лесу»

- учебник ответить на вопросы с.132 Слайд 21, 22

Спасибо за урок!


© 2010-2022