- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению грамоте
Конспект урока по обучению грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина Г.Н. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе ПНШ Тема: «Звук [ц], буквы Ц, ц» Цели:
- создать условия для знакомства с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;
- учить читать слова с новой буквой;
- продолжать работу по развитию фонематического слуха;
- развивать воображение, память, логическое мышление;
- воспитывать уважительное отношение к близким людям;
- Что вы прочитали? (Скороговорку) Учимся её произносить. Поиграем в игру «Далеко - близко» (Произносим скороговорку сначала только губами, затем шёпотом, затем в полный голос. Полный голос, затем шёпотом, и губами). в) Упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения. Игра «Вопрос - ответ» (Учитель произносит скороговорку, делая упор на одно из слов, ученики отвечают с ударением на том же слове). Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? -Кто попробует произнести скороговорку быстро? IV. Актуализация опорных знаний. а) Упражнение в скорочтении. «Жужжащее» чтение по таблице. Пока мы играли с бусами, ниточка порвалась, и бусинки рассыпались. Вот смотрите, они у вас на столе. Поможем Марусе собрать бусинки. Возьмите таблицу со словами. Как прочтёте столбик слов, закройте его фишкой - бусинкой. (Дети читают 1 - 2 минуты).
ШКОЛА КРОШКА РЕБЯТИШКИ У ШКОЛЬНИК ЧАШКА БАБУШКИ ШУМИТ ИЗБУШКА БОЛЬШОЙ ШАПКА МИША ОГОРОД КУШАТЬ ИГРАТЬ КОШКА ПУШИСТЫЙ ПРИШЛА ТИШИНА ХОЛОДИЛЬНИК Найдите и прочитайте в 1 столбике - 4 слово, во 2 - 3 слово, в 3 - 2 слово, в 4 столбике - 1 слово. -Составьте красивое предложение с данными словами. (У бабушки большой огород). - Запишите его в тетрадь. Слова выделите цветом. (Один ученик работает у доски). . б) Упражнение на развитие фонематического слуха. - У бабушки есть ещё один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на картинки. Слайд 7. Он утащил эти вещи у бабушки. Произнесите слово - название предмета, выделите последний звук в каждом слове и соедините их. Ответьте мне на ушко, какое слово получилось. Шарик Ведро Халат Кубики Носок Слайд 8. Посмотрите, какой котик живёт у бабушки. Он большой озорник, очень любит играть. Давайте поиграем вместе с ним. V. Физкультминутка. «Если весело тебе» VI. Формирование представления о звуке [ц] Ребята, котик ещё и очень любопытный. Он хочет знать, чем мы будем заниматься на уроке? Откройте учебник. Определите тему нашего урока. (Знакомство с новой буквой) - Что бы вы хотели узнать? (Как называется буква? Какие звуки она обозначает? На что похожа?) На эти вопросы нам предстоит дать ответ. а) Выделение звука [ц]. Чтение звуковых моделей слов. «Азбука» стр. 110. - Какой звук слышите в начале слов? б) Упражнение в произношении звука. Работа с зеркальцем. -Произнесите звук [ц] и посмотрите на положение губ, зубов, языка. (губы в улыбке, зубы видны…) в) Характеристика звука. - Дайте характеристику звуку [ц]. (Согласный, твёрдый, глухой непарный). г) Упражнение в выделении звука [ц]. - Послушайте рассказ о бабушке и внучке. - С какой целью будете слушать? (Запомнить слова, в которых есть звук [ц]). Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, перец, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит: - Сейчас я тебе помогу, бабушка! Побежала Маруся во двор и принесла корзину. А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Бабушка сказала Марусе. -Ты молодец, Маруся! - Какие слова запомнили с новым звуком? VII. Формирование представления о буквах Ц,ц. - Посмотрите в алфавит и скажите, как называется буква обозначающая звук [ц] ? -Звук [ц] на письме обозначается буквой Ц. Ц [ц] - На что похожа буква ц? (Развитие образного восприятия). Чтение учителем стихотворений. Слайды 9, 10, 11. Буква Ц - Стул чинил сегодня мастер. Вот какая буква Ц: Внизу крючок, Клеил он его и красил. С коготочком на конце Точно с краником бачок. Мастер стул перевернул - Коготок - царапка, Стал на Ц похожим стул. Как кошачья лапка. Конструирование буквы из полосок ткани. - Встаньте, посмотрите какая у кого получилась буква. Определение местоположения новой буквы в алфавите. (Назовите соседей буквы) VIII. Чтение слогов, слов с буквой Ц. Работа по учебнику стр. 110 - 111 -Дайте звуковую характеристику слогу. [Ц] [Ц]
Чтение цепочкой слогов, слов, слов со звательной интонацией. Подбор подходящих по смыслу слов-названий предметов. IX. Физкультминутка. Лошадка Цок! Цок! Цок! Цок! (Хлопки) Я лошадка - серый бок! (Наклоны туловища) Я копытцем постучу, (топают ногами) Если хочешь - прокачу! (Прыжки) Посмотри, как я красива, (повороты) Хороши и хвост и грива. (Вращение головой) Цок, цок, цок, цок! (Хлопки) Я лошадка - серый бок! (Наклоны туловища) Х. Чтение слогов, слов с буквой Ц. Работа по учебнику стр. 113. Лошадка предлагает вам прокатиться. А куда, узнаете, если правильно совершите путешествие глазами по полю букв. Слайд 12.
Ц
О
И
У
С
Н
Л
К
РНачинаем с поля, где сидит бабочка. Сделайте глазками 2 шага вправо (и), 2 шага вниз (р), 1 шаг влево. Какое слово получилось? (Цирк).
Цирк представляет собой вид зрелищного искусства. Также цирком называют само здание, в котором проводятся представления. Здание цирка - это круглой формы шатер с высоким куполом, внутри него размещен манеж и сидячие места для людей. В здании, обязательно должно оставаться определенное пространство для арены. Основой цирка считают демонстрацию необычного и смешного, в эту демонстрацию входят клоунады, фокусы, пантомимы. Так же в цирке можно увидеть исключительные способности, связанные с риском, такие как аэробика, глотание огня, прыжки, а самое главное там можно увидеть разных дрессированных зверей. - Предлагаю вам прочитать стихотворение С.Я. Маршака. (Стихотворение напечатано на карточках) У буквы Ц купив билет, Мы побывали в цирке. Медведь ведёт мотоциклет, А цапли - пассажирки. А вот наездник цирковой Гарцует на осле. Ногами вверх, вниз головой. Стоит он на седле. Вот двое братьев - медвежат Цепочку натянули. И обезьяна - акробат Качается на стуле. (вопрос после первичного чтения) - Кого можно увидеть в цирке? (Дрессированных животных, фокусников, клоунов, акробатов) Повторное чтение с заданием. Подчеркните в словах букву Ц. - Сколько раз встретилась буква Ц? (7) XI. Подведение итога урока. Рефлексия. - С какой буквой познакомились на уроке? - Какую работу выполняет буква Ц? (Обозначает звук [ц]). - С каким настроением мы заканчиваем урок? Я очень рада, что у вас сохранилось прекрасное настроение! - Кого мы можем похвалить за работу на уроке? - Посмотрите на шкалу оценивания и поставьте свои фишки. Оцените свою работу.
Я усвоил тему Я пока затрудняюсь Я не усвоил тему
- Захотелось ли вам нарисовать подарок букве Ц? А я хочу показать вам небольшой фокус. (Учитель на листочке заранее свечкой пишет печатную букву Ц, дети раскрашивают листочек краской любого цвета. Буква проявляется).
8